В апреле 2009 года в Ираке сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Произошедшая активизация деятельности террористических группировок негативно сказалась на положении дел в сфере безопасности. В то же время внутриполитическая ситуация существенных изменений не претерпела. Серьезные разногласия между ведущими иракскими политиче-скими силами по-прежнему отрицательно воздействуют на обстановку в стране. Руководство Ирака вело в апреле активную внешнеполитическую деятельность, стремясь при этом всячески продемонстрировать свою независимость.
По оценке главы Объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США генерала Д. Петрэуса, обстановка в Ираке все еще остается «хрупкой и обратимой», а наиболее серьезную угрозу для стабильности и безопасности в стране в настоящее время представляют усиливающиеся межэтнические и межконфессиональные противоречия, а также «трения между политическими партиями».
В апреле 2009 года ситуация в сфере безопасности в Ираке заметно осложнилась. В Багдаде и некоторых других районах страны был совершен ряд крупных терактов, приведших к большим человеческим жертвам, в т. ч. среди иранских паломников. В этой связи руководство Ирана заявило, что ответственность за произошедшее несут американцы. Со своей стороны, глава ОЦК ВС США генерал Д. Петрэус утверждает, что часть терактов, совершенных в Ираке в апреле, организовали и осуществили исламистские боевики, проникшие в страну из Туниса. Командование ВС США опасается, что по мере вывода из Ирака американских войск активность боевиков и террористов может усилиться. Причем серия апрельских терактов, хроническая нестабильность на севере и северо-востоке страны ставят под сомнение способность иракской армии и полиции самостоятельно обеспечивать безопасность в стране. Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики признал, что, несмотря на успехи в деле обеспечения безопасности, делать это становится все труднее, а «террористические ячейки продолжают действовать, получая помощь внутри страны и из-за рубежа».
Прошедший месяц стал самым кровопролитным с сентября 2008 года. По информации правительственных органов Ирака, потери от различных видов вооруженного насилия среди гражданского населения составили в апреле убитыми 290 человек (в марте – 185). Ранения получили 757 гражданских лиц, военнослужащих и полицейских (в марте — 647). Кроме того, в результате терактов в Ираке погибли 80 (по другим данным – 105) иранских паломников. В апреле по различным обвинениям было арестовано свыше 830 граждан страны.
Главными и наиболее устойчивыми районами напряженности, как и прежде, являются северные и северо-восточные провинции Ирака: Найнава с центром в г. Мосул, Дияла (г. Баакуба) и Эт-Таамим (г. Киркук), а также столица страны Багдад и прилегающие к городу районы. Это подтверждает и командующий войсками США в Ираке генерал Р. Одьерно, который заявил: «У меня вызывает озабоченность два района – Мосул и Багдад, а также часть провинции Дияла». При этом, по мнению генерала, «в ближайшие 12 месяцев мы не увидим значительного сокращения войск в Мосуле или Дияле. Возможно, мы даже станем свидетелями наращивания (войск) в этих районах, если там и дальше будут проблемы». Кроме того, Одьерно не исключает наращивания войск в Багдаде. Однако окончательное решение о присутствии американских войск в иракских городах будет принимать правительство Ирака. Напомним, что американо-иракский договор, подписанный в ноябре 2008 года, предусматривает вывод боевых частей ВС США из городов страны до 30 июня 2009 года.
В минувшем месяце на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Баакуба, Мосул, Балад-Руз, Самарра, Эль-Фаллуджа, Джалаула, Абу-Грейб, Эт-Таджи, Синджар, Сальман-Пак, Эд-Дулулуйя, Зуммар, Эль-Микдадийя, Эль-Юсифия, Эль-Искандерия, Балад, Эль-Хаббания, Эль-Мусайиб, Таза, Эль-Асад, Удхаим, Хамрин и в ряде других мест.
Нестабильная и напряженная обстановка сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и прилегающих к нему районах. Здесь практически постоянно совершаются вооруженные нападения, теракты, другие виды насилия. Одной из основных причин высокого уровня напряженности в Мосуле и провинции Найнава является противостояние между арабами и курдами, усилившееся после победы арабских партий на провинциальных выборах в январе 2009 года. Курды, ранее контролировавшие провинциальный совет, не признают своего поражения, бойкотируют работу нового совета, заявляют об ущемлении их прав арабами, проводят демонстрации протеста, требуют присоединения к территории курдской автономии районов, где они составляют большинство населения. Однако далеко не всегда межэтническое противостояние в регионе носит мирные формы. В то же время действия властей по стабилизации обстановке в Мосуле и провинции пока не в состоянии изменить ситуацию в позитивном направлении
Председатель комитета начальников штабов (КНШ) ВС США адмирал М. Маллен в апреле специально посетил курдскую автономию, где провел переговоры с ее президентом М. Барзани и другими высшими руководителями Иракского Курдистана. Основной темой этих переговоров были именно отношения между арабами и курдами. Маллен предупредил лидеров курдской автономии о недопустимости вооруженного противостояния между подчиненными им отрядами «пешмерга» и силами безопасности центрального правительства.
Напряженной и нестабильной остается ситуация в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада, где войска США и иракские правительственные силы регулярно проводят войсковые операции против боевиков, которые, однако, особого успеха не имеют.
Нестабильная обстановка сохраняется в Киркуке, что обусловлено не прекращающимся упорным противоборством между курдами, с одной стороны, и арабами и туркоманами с другой, по вопросу о дальнейшей судьбе города и прилегающих к нему территорий.
Положение дел в Багдаде в прошедшем месяце заметно осложнилось. В столице было совершено несколько крупных терактов, приведших к большим человеческим жертвам. В городе и его окрестностях регулярно происходят вооруженные нападения, обстрелы и другие виды насилия. В апреле после трехмесячного перерыва вновь были совершены нападения на «зеленую зону» в центре города, где размещены важнейшие государственные учреждения, командование ВС США и многие иностранные дипломатические представительства.
Неспокойная ситуация была в апреле в некоторых районах западной провинции Анбар, где было совершено несколько крупных вооруженных нападений.
На большей части территории иракского юга ситуация в минувшем месяце сохранялась в основном стабильной. Вместе с тем, вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Амара, Эль-Кут, Кербела, Эль-Куфа, Джибала и в некоторых других местах.
В апреле обстановка в Иракском Курдистане по-прежнему продолжала оставаться стабильной. Исключение, как и прежде, составили районы, где базируются силы сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП), ведущей вооруженную борьбу с турецким правительством. В минувшем месяце самолеты турецких ВВС нанесли несколько ударов по объектам боевиков КРП в Северном Ираке. Вице-президент Ирака Т. аль-Хашеми заявил, что Багдад может предоставить Турции возможность создать военные базы на иракской территории для борьбы с боевиками КРП.
Продолжается, противоборство между арабами-суннитами и шиитами, причем отмечается его активизация. Подтверждением этому стали и последние теракты, которые были нацелены против шиитов.
2 апреля официально завершилась передача в распоряжение иракского правительства последних 10 тыс. бойцов суннитских вооруженных формирований «Советов пробуждения» («сахва», «Сыны Ирака»), помогавших американским войскам бороться с местной «Аль-Каидой» и другими экстремистскими группировками. Вместе с тем, отношения багдадского правительства, руководимого шиитами, к бойцам суннитских отрядов остается в целом негативным. Более того, оно ухудшается. Под предлогом борьбы с уголовными преступлениями и «равенства всех перед законом» продолжаются аресты командиров и рядовых бойцов «сахва». По оценке экспертов, противостояние суннитских ополченцев с властями представляет значительную опасность и потенциально может стать одним из детонаторов, способных взорвать ситуацию в Ираке. Так, представители властей уже признают, что одной из причин усилившегося насилия в стране является возвращение части бывших бойцов «сахва» к повстанческой деятельности.
Как показывает последнее развитие событий в Ираке, боевики местного филиала «Аль-Каиды» и другие суннитские вооруженные группировки, после нанесенных по ним сильных ударов, сумели перегруппировать свои силы и стали действовать в составе небольших по численности групп (отрядов), которые проявляют высокую активность, демонстрируют квалифи-цированный уровень планирования и осуществления терактов и вооруженных нападений. Террористы по-прежнему широко используют подрыв в местах большого скопления людей автомашин, начиненных взрывчаткой, и действия боевиков-смертников, в т. ч. женщин. В последнее время террористы часто практикуют подрыв домов. Часть суннитских группировок связана с баасистским подпольем, которым, как считается, руководит одни из бывших заместителей С. Хусейна И. ад-Дури. К числу наиболее сильных таких группировок американцы и иракские власти относят «Нашкабадийю», финансируемую иракскими эмигрантами в Сирии и связанную с «Аль-Каидой». По мнению же руководителей суннитских ополченцев из «Советов пробуждения», присутствие «Аль-Каиды» возросло именно в тех районах, где американские войска ликвидировали свои блокпосты или передали их под контроль иракской армии.
Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы и местные боевики совершают вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различной ориентации, чиновников разных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, шейхов племен. Участились нападения на бойцов суннитских отрядов «сахва». Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в стране, предприниматели, врачи. На высоком уровне сохраняется насилие в отношении детей, женщин и девушек.
Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. В целом похищение людей и рэкет считаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым пока не привела к заметным успехам.
Продолжаются нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы местных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, школы, различные экономические объекты, медицинские учреждения.
По состоянию на 1 мая 2009 года в силовых структурах Ирака числилось 614,6 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах – 224,3 тыс. человек и в МВД – 390,3 тыс. человек. Кроме того, около 110 тыс. человек числятся в охранных формированиях различных министерств и ведомств.
По официальной правительственной информации, в апреле 2009 года иракские силовики в ходе боевых и специальных операций, а также повседневной служебной деятельности потеряли убитыми 65 человек (в марте – 67 человек), в т. ч. военнослужащих – 24 (в марте — 14) и полицейских – 41 (в марте — 53).
Вооруженные силы Ирака состоят из сухопутных войск (196,1 тыс. человек), сил специальных операций (4,2 тыс. человек), вспомогательных сил (20,0 тыс. человек), ВВС (2,1 тыс. человек) и ВМС (1,9 тыс. человек).
В состав МВД входят полиция (305,8 тыс. человек), национальная полиция (аналог внутренних войск, 42,5 тыс. человек) и пограничная охрана (41 тыс. человек).
В целом иракская армия и силы безопасности МВД по-прежнему не в состоянии самостоятельно проводить сложные антитеррористические и боевые операции, зависят от поддержки со стороны ВС США в вопросах тылового и материально-технического обеспечения, авиационной поддержки. Крайне слабы национальные ВВС и ВМС.
Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики в числе главных задач национальных силовых структур назвал обеспечение безопасной деятельности иностранных фирм на территории страны, т. к. без восстановления и развития иракской экономики невозможно «сохранять безопасность и стабильность».
Ирак в последнее время значительно активизировал военно-технические связи с другими странами. В первую очередь, речь идет о США и других членах НАТО. Кроме того, Ирак подписал соглашения или намерен установить ВТС с Сербией, Бразилией, Южной Кореей и Россией. Приоритетными потребностями иракской армии считаются танки, БМП, вертолеты и самолеты различных типов. В частности, иракцы планируют закупить в США 96 тактических истребителей F-16. Причем контракт на приобретение первой партии из 18 самолетов Багдад надеется подписать уже в этом году, а всю партию получить до 2020 года.
В Ираке сохраняется тревожная криминогенная обстановка. В стране действуют многочисленные банды и организованные преступные группировки, имеющие в своем распоряжении большое количество разнообразного оружия.
В настоящее время в местах заключения, находящихся под контролем иракских властей, содержатся примерно 26,2 тыс. человек. Кроме того, в тюрьмах и лагерях, подконтрольных американским военным, находятся примерно 12,8 тыс. человек.
Международная правозащитная организация Amnesty обвинила службы безопасности правительства курдской автономии в незаконных арестах, пытках и нападениях на журналистов.
Неустойчивая ситуация в сфере безопасности, межрелигиозная и межэтническая вражда препятствует возвращению на родину иракских беженцев. По данным обследований, проведенных по линии ООН и иракским правительством в Сирии и Египте, большинство беженцев предпочитает пока оставаться за рубежом. К настоящему времени в Ирак вернулись лишь около 16 тыс. из примерно двух миллионов человек, бежавших за границу, начиная с 2003 года. Речь здесь идет преимущественно об арабах-суннитах. В то же время из 200 тыс. шиитов, бежавших из страны в Иран от преследований со стороны саддамовского режима, к настоящему времени вернулись около 146 тыс. человек. Кроме того, на собственно иракской территории имелось примерно 1,6 млн перемещенных лиц, большинство из которых также не торопится возвращаться на прежние места проживания. К настоящему времени это сделали лишь около 297 тыс. человек.
В апреле 2009 года в численности и боевом составе группировки вооруженных сил США в Ираке существенных изменений не произошло. По состоянию на 1 мая 2009 года она насчитывала около 140 тыс. человек в составе 14 боевых бригад. Основные силы американских войск дислоцированы в центральных и северных районах Ирака.
Потери личного состава американских войск в Ираке в апреле 2009 года составили убитыми 18 человек, в т. ч. боевые потери – 13 человек (в марте всего – 9 человек) и ранеными около 70 человек (в марте – 52 человека). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 1 мая 2009 года достигли, по уточненным данным, убитыми 4529 человек и ранеными около 31220 человек. Кроме того, один американский военнослужащий считается пропавшим без вести.
Президент США Б. Обама во время своего посещения Багдада 7 апреля заявил: «… Нам нужно с особой осторожностью завершить вывод наших войск и не допустить возвращения насилия (в Ираке)». В этой связи президент отметил, что следующие 18 месяцев станут определяющим периодом для иракской миссии США, т. к. американским военным необходимо будет убедиться в том, что ситуация в Ираке стабильна и страна более не является «надежной гаванью для террористов». Обама также подтвердил, что будет придерживаться своего плана, предусматривающего вывод американских войск из Ирака к концу 2011 года.
В Пентагоне считают, что в случае нового усиления насилия в Ираке может быть принято решение об отсрочке вывода американских войск из страны, однако последнее слово в этом вопросе остается за иракским правительством.
10 апреля президент Б. Обама направил письмо в Конгресс США с просьбой выделить в текущем финансовом году (до 1 сентября 2009 г.) дополнительно 83,4 млрд долларов на операции в Ираке и Афганистане. Из этой суммы 75,8 млрд долларов предназначены для Пентагона, в т. ч. на покрытие расходов, связанных с выводом войск из Ирака, и отправку допол-нительных сил в Афганистан. Остальные деньги должны пойти на оказание помощи Афганистану и Пакистану.
26 апреля произошел инцидент, вызвавший громкие протесты со стороны руководства Ирака. В ходе спецоперации в южном городе Эль-Кут американские военные убили двух человек и арестовали шестерых иракцев по подозрению в связях с группировкой радикального шиитского лидера М. ас-Садра. После вмешательства иракских властей все арестованные были освобождены. Премьер-министр Н. аль-Малики заявил, что военные США не согласовали свои действия с властями Ирака, что является грубым нарушением американо-иракского договора 2008 года. Командование ВС США отрицало факт отсутствия согласования с иракцами, но принесло извинения за гибель двух человек. Как видится, в ожидании парламентских выборов, намеченных на декабрь 2009 года, Н. аль-Малики преднамеренно придал произошедшему инциденту громкую огласку с целью повышения своего авторитета среди населения страны и демонстрации независимости от Соединенных Штатов.
Американская комиссия установила, что на некоторых военных базах США в Ираке должным образом не обеспечивается безопасность. В частности, у охраны, которую осуществляют контрактники частной фирмы, нанятые в Уганде, не хватает оружия и приборов ночного видения, а сами охранники плохо подготовлены.
Интенсивность действий боевой авиации коалиционных сил в Ираке в апреле заметно не изменилась. Авиация (преимущественно американские самолеты F-16 и F/A-18) оказывала поддержку боевым действиям наземных сил ВС США и иракской армии в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, их бункерам, транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку объектов противника. Наиболее интенсивно авиация США действовала в районе городов Баакуба, Багдад, Эль-Куфа, Эль-Асад. В минувшем месяце американские самолеты ежедневно совершали от 30 до 65 боевых вылетов (в марте от 24 до 66). Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, управляемые авиационные бомбы GBU-12/-31/-38, другие боеприпасы. Боевые самолеты неоднократно совершали полеты над неспокойными районами Ирака с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация коалиционных сил регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли ВВС США и Великобритании главным образом на самолетах типа С-130 и С-17. Дозаправку боевых самолетов горючим в воздухе производили американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.
Общая численность войск и военных специалистов из других стран коалиции в Ираке (10) составляла на 1 мая 2009 года около 4,5 тыс. человек. Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Данных о потерях в апреле среди военнослужащих других стран, входящих в коалицию, не имеется.
Британские войска в Ираке 30 апреля официально передали вооруженным силам США контроль над крупнейшим городом юга страны Басрой. Таким образом, армия Великобритании прекратила участие в боевых операциях на иракской территории и начала подготовку к возвращению на родину. Ожидается, что англичане выведут свой военный контингент (3700 чел.) из Ирака к июлю с. г.
Американская охранная компания, ранее известная как Blackwater, продолжает работу в Ираке под новым названием – Хе. Как известно, в январе 2009 года иракские власти лишили компанию лицензии на право деятельности на территории страны из-за многочисленных нарушений местных законов. Тем не менее, компания продолжает охранять американских дипломатов в Ираке под новой вывеской. По заявлению представителя иракского правительства, компания Хе может действовать в стране до конца текущего года, а ее вертолетные подразделения — до мая 2010 года, т. к. власти Ирака не имеют воздушных средств для охраны иностранных дипломатов.
Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в апреле 2009 года стала более напряженной. В то же время речь пока не идет об ее кардинальном изменении в сторону ухудшения.
Внутриполитическая обстановка в Ираке в апреле 2009 года существенных изменений не претерпела и в целом оставалась сложной. Наиболее острыми проблемами, решение которых в обозримой перспективе не просматривается, остаются политические и территориальные противоречия между арабами и курдами, суннитско-шиитское противоборство и тотальная коррупция.
В ходе апрельского визита в Ирак президент США Б. Обама заявил, что после шестилетнего присутствия здесь американских войск иракцы должны «взять страну в свои руки», а иракские проблемы должны решаться только политическим путем. По мнению главы вашингтонской администрации, развитие государственных механизмов в Ираке «требует времени», т. к. даже небольшие подвижки здесь даются с трудом и даже в тех областях, где уже достигнут значительный прогресс, многое еще предстоит сделать.
19 апреля после долгих споров и обсуждений, продолжавшихся с декабря 2008 года, спикером иракского парламента был избран лидер суннитского блока «Фронт согласия» и заместитель главы Исламской партии Ирака Айяд ас-Самарри. Он известнее своим критическим настроем к главе правительства Н. аль-Малики.
В советах южных провинций Бабиль, Наджаф, Мутанна, Васит и Ди-Кар, населенных преимущественно шиитами, сторонники премьер-министра Н. аль-Малики из коалиции «Государство и закон» блокируются с приверженцами радикального шиитского лидера М. ас-Садра. Этот факт демонстрирует относительную слабость внутриполитических позиций Н. аль-Малики, его зависимость от партнерства с другими шиитскими политическими организациями.
Специальная комиссия ООН, занимавшаяся проблемой Киркука и провинции Таамим, после работы, продолжавшейся больше года, представила четыре варианта решения проблемы, подчеркнув, что это только рекомендации. Все четыре варианта предусматривают сохранение региона как единого целого и не допускают его раздела по этническому признаку. Эксперты ООН при этом считают необходимым опираться на действующую конституцию Ирака, добиться согласия между всеми соперничающими сторонами, а также рекомендуют провести референдум. Помимо Киркука и провинции Таамим, комиссия также изучила проблемы других районов совместного проживания арабов и курдов в провинциях Найнава, Дияла, Салах-эд-Дин и Сулеймания.
Две ведущие курдские партии Ирака – Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана приняли решение идти единым списком на парламентские выборы в курдской автономии, которые состоятся 19 мая.
Сложная ситуация сохраняется в экономике и социальной сфере Ирака. По сравнению с первым кварталом 2008 года доходы страны от экспорта нефти уменьшились на 56,7 проц, составив за первые три месяца текущего года 6,75 млрд долларов.
С британской инженерно-строительной компанией Foster Wheeler подписан контракт на постройку крупнейшего в Ираке нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) мощностью в 300 тыс. тонн нефти в сутки. На предприятии будет занято 10 тыс. человек. Иракское правительство также обратилось к Ирану с просьбой оказать содействие в строительстве пяти НПЗ. Кроме того, две соседние страны приступили к реализации проекта по строительству нефтепровода из иракского города Басра в иранский Абадан. После завершения этого проекта до 50 проц мощностей Абаданского НПЗ будет отдано под переработку иракской нефти. Иран ежегодно экспортирует в Ирак до 800 млн литров нефтепродуктов, в т. ч. бензин.
Правительство Ирака ужесточило подход к нефтяным и газовым проектам с участием зарубежных партнеров, потребовав от иностранных компаний увеличить размеры предварительных выплат наличными за право начать добычу и поиск нефти и газа на территории страны. Иракские власти поставили цель собрать в качестве комиссионных 2,6 млрд долларов с компаний, принимающих участие в международных тендерах на разработку нефтяных и газовых месторождений. Всем потенциальным участникам этих тендеров направлены новые и измененные версии контрактов, касающиеся шести нефтяных и двух газовых полей. По утвержденному правительством Ирака графику, результаты тендеров должны быть объявлены 29 и 30 июня текущего года. Подписание контрактов намечено на август. После этого в течение 30 дней компании, получившие право на разработку на иракской территории нефти и газа, должны внести соответствующие суммы. Правительство Ирака объявило, что для разработки выставляемых на международный тендер месторождений будут созданы совместные предприятия. В них иракская сторона будет иметь 25 проц участия, а 75 проц — зарубежные компании.
Ирак испытывает дефицит пресной воды. Министр водных ресурсов страны А. Джамаль Рашид обвиняет в этом Иран, Турцию и сухую зиму. По мнению министра, Иран и Турция возводят большое число различных гидротехнических сооружений, что значительно уменьшает сброс вод рек Тигр и Евфрат для Ирака. Причем ни Анкара, ни Тегеран не идут на подписание с Багдадом соглашений об урегулировании водной проблемы. Вместе с тем Турция в последнее время откликнулась на просьбу иракского правительства и увеличила сброс речных вод. Однако в Тегеране по-прежнему не отвечают на соответствующие просьбы из Багдада. По иракским оценкам, уровень вод рек Тигр и Евфрат на территории страны в настоящее время составляет лишь от 40 до 50 проц от того, который был до войны 2003 года.
Правительство Ирака подписало с итальянским консорциумом соглашение о строительстве нового крупного морского порта недалеко от Басры. Реализация проекта, получившего название «Большой порт Фао» начнется уже в ближайшее время и должна быть завершена в течение трех лет.
Иракское правительство приняло решение о создании комиссии, которая будет контролировать всю деятельность в стране по мирному использованию атомной энергии, следить за тем, чтобы она соответствовала международным обязательствам. Комиссия будет отвечать за сотрудничество с МАГАТЭ и другими международными организациями, разрабатывать планы развития атомной энергетики, а также заниматься вопросами утилизации ядерных отходов.
В апреле иракские власти закрыли работавшие в Багдаде представительства арабской газеты «Аль-Хайят» и телеканала «Аш-Шаркия», обвинив их в передаче ложной информации. Это было сделано на основании новых правил для СМИ, введенных в январе 2009 года. По этим правилам в случае искажения информации издания (агентство и др.) могут быть оштрафованы или лишены лицензии.
Таким образом, положение дел на внутриполитической арене Ирака в апреле 2009 года показывает, что между ведущими политическим силами страны сохраняются серьезные противоречия, что в значительной степени препятствует налаживанию диалога с целью достижения национального примирения и согласия.
Внешнеполитическая деятельность иракского руководства в апреле 2009 года была сконцентрирована на отношениях с США и соседними странами. Большое внимание уделялось также развитию многоплановых связей с другими государствами.
Американская администрация продолжает уделять повышенное внимание Ираку. В апреле в этой стране побывали президент США Б. Обама, госсекретарь Х. Клинтон и председатель КНШ ВС США адмирал М. Маллен.
Главная мысль, которую высказал Б. Обама 7 апреля, находясь в Багдаде, это то, что Ирак важен для Соединенных Штатов. Госсекретарь Х. Клинтон, посетившая с визитом Багдад 25 апреля, заверила иракских руководителей в том, что Америка «не бросит» Ирак после ухода оттуда американских войск.
Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 9-11 апреля совершил свой первый визит в Россию. На переговорах с президентом РФ Д. Медведевым и главой российского правительства В. Путиным затрагивались вопросы сотрудничества между нашими странами в сферах экономики, образования, науки и культуры, а также восстановления военно-технических связей. В кон-кретном плане речь шла о перспективах совместной деятельности в области разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений в Ираке, прокладке нефте- и газопроводов, строительстве и модернизации электростанций. Аль-Малики выразил заинтересованность в том, чтобы российские компании были представлены на иракском рынке и подключались к различным проектам. Также обсуждались вопросы стабилизации обстановки в Ираке, ситуация в зоне Персидского залива, борьба с терроризмом и транснациональной преступностью.
В апреле состоялся первый после свержения в 2003 году режима С. Хусейна визит в Ирак премьер-министра Сирии Н. Атари, который участвовал в Багдаде в заседании Высшего сирийско-иракского комитета по сотрудничеству. Стороны подписали также целый ряд документов по вопросам сотрудничества в сферах торговли, финансов, создания совместных предприятий и свободных экономических зон, здравоохранения и культуры. В целом визит Н. Атари в Багдад стал важным шагом на пути расширения многопланового сирийско-иракского сотрудничества. По его итогам стороны заявили о переходе «к отношениям стратегического партнерства и экономической интеграции».
Вице-президент Ирака Т. аль-Хашеми (суннит) заявил, что «у Багдада имеются большие проблемы с Тегераном». Иран, по словам аль-Хашеми, постоянно вмешивается во внутренние дела Ирака и «осуществляет агрессию на пограничных территориях». Вице-президент отметил, что «результаты обмена визитами высокого уровня выглядят незначительными по сравнению с уроном, нанесенным Ираном иракским интересам».
В апреле в Ираке дважды побывал глава Палестинской национальной администрации М. Аббас. 7 апреля он посетил Багдад, а 13 апреля — курдскую автономию, власти которой выразили готовность принять проживающих в Ираке, в основном в Багдаде палестинских беженцев (ок. 11 тыс. человек), которые в последнее время становятся объектом частых нападений. М. Аббас стал первым арабским лидеров, побывавшим в Иракском Курдистане.
Кувейт считает, что Ирак должен выплатить ему еще 25,5 млрд долларов в качестве компенсации за ущерб, нанесенный вторжением и оккупацией в 1990-1991 годах. К настоящему времени Ирак уже выплатил по кувейтским претензиям почти 27 млрд долларов. Кроме того, иракские долги Кувейту, оставшиеся со времен правления С. Хусейна, составляют почти 16 млрд долларов.
30 апреля премьер-министр Ирака Н. аль-Малики посетил Великобританию. На переговорах с главой британского правительства Г. Брауном затрагивались главным образом вопросы сотрудничества между двумя странами в сферах безопасности и экономики. Также была проведена британско-иракская экономическая встреча с участием примерно 250 фирм.
Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в апреле 2009 года осложнилась. Прежде всего, это относится к сфере безопасности.