- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: март 2022 г.

7 марта сотрудники суданских спецслужб захватили помещения независимой комиссии, ведущей расследование обстоятельств гибели сотни участников манифестаций в 2019 г. Об этом сообщил глава этой комиссии адвокат Набиль Адиб.

Напомним, что после военного переворота 25 октября 2021 г. новые власти рьяно взялись за несколько комиссий, проводивших расследования о 30 годах военно-исламистской диктатуры во главе с Омаром аль-Баширом, а также о гибели свыше 250 человек в ходе манифестаций, приведших к отстранению от власти диктатора. До ста человека погибли в ходе акций против военного переворота.

Как отметил Н.Адиб, сотрудникам комиссии не удалось спасти какие-либо документы, хранившиеся в ее офисах.

В Судане на тот момент тысячи человек принимали участие в регулярно организованных манифестациях с требованиями предать правосудию ответственных за гибель погибших в 2019 г., а также 85 манифестантов за предыдущие 4 месяца.

8 марта тысячи человек вышли на очередную манифестацию в Хартуме против военных властей. Как и ранее, на них обрушился дождь гранат со слезоточивым газом. Во всех этих историях есть вопрос без ответа. А кто поставлял Судану это пусть и полицейское, но оружие? Поставщиками его могли быть только две страны – либо Китай, либо Россия, традиционные продавцы оружия для Судана. Участники акции несли фотографии 85 человек, погибших со времени путча 25 октября.

Также 8 марта стало известно, что в межплеменных столкновениях в штате Западный Дарфур за три предшествовавших дня погибли по меньшей мере 16 человек, 16 получили ранения. В горном регионе Джебель Мун близ границы с Чадом сошлись представители одного из арабских племен и африканского.

11 марта было объявлено о гибели в Дарфуре в межплеменных столкновениях еще по меньшей мере 19 человек. Как сообщил представитель Генеральной координации по делам беженцев и перемещенных лиц в Дарфуре Адам Реджаль, десятки человек получили ранения и пропали без вести. По его данным, были полностью сожжены 4 деревни. Он обвинил во всех нападениях боевиков арабского формирования джанджавид. Тысячи боевиков этого формирования вошли в полувоенные Силы быстрой поддержки (СБП), регулярно обвиняемые в различных преступлениях.

10 марта были убиты очередные два участника манифестации против путча. Оба скончались от пулевых ранений. 14 марта силы безопасности вновь применили огнестрельное оружие и гранаты со слезоточивым газом против участников очередной манифестации противников режима. 24 марта в Хартуме и других городах страны прошли очередные многотысячные манифестации противников военного режима. В тот день погиб еще один участник акций протеста. Это случилось в городе Мадани в 200 км к югу от Хартума. Его в упор расстреляли резиновыми пулями.

23 марта МИД Судана опроверг информацию о присутствии в стране российской  ЧВК «Вагнер». Это опровержение последовало после того, как западные дипломаты обвинили эту ЧВК в «незаконной деятельности», связанной с крышеванием мест добычи золота. «В Судане ЧВК «Вагнер» ведет незаконную деятельность, связанную с добычей золота», — утверждали дипломаты из Норвегии, Великобритании и США в совместной статье, опубликованной в одном из суданских СМИ. «Это удивительно и может вызвать только сожаление, что авторы статьи попытались связать Судан и конфликт на Украине», — отмечалось, в частности, в коммюнике МИД. В документе назывались «полностью не соответствующими действительности» измышления относительно «присутствия российской ЧВК в Судане, ее работы по подготовке суданских кадров, присутствия в сфере добычи золота и других видах незаконной активности».

30 марта генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан, возглавивший Судан после госпереворота 25 октября 2021 г., совершил в новом качестве первый официальный визит за рубеж. Он посетил Каир, где его принял президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси. В поездке его сопровождал глава разведывательной службы Судана. Согласно совместному коммюнике, распространенному по итогам переговоров на высшем уровне, дискуссии велись относительно «укрепления экономических и торговых связей», а также «углубления военного сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности».

Ранее в марте Аль-Бурхан посетил Саудовскую Аравию и ОАЭ.

8 марта ООН и США, сыгравшие ключевую роль в создании страны под названием Южный Судан, оказали давление на руководство Южного Судана с тем, чтобы оно организовало выборы в течение ближайшего года и избежало тем самым «катастрофы». В связи с приближавшимся 15 марта решением Совбеза ООН о продлении на один год мандата Миссии ООН в Южном Судане Unmiss эмиссар ООН в Южном Судане Николас Хейсом высказался за сохранение численности контингента Миссии. Она стала одной из самых дорогостоящих среди миссий ООН с годовым бюджетом свыше 1 млрд долларов. В ее составе в настоящее время 17 тысяч «голубых касок» и 2,1 тысяч полицейских.

Месяцем ранее ООН предупредила о риске возобновления гражданской войны в Южном Судане, получившем независимость в 2011 г. Гражданская война в этой стране бушевала с 2013 по 2018 гг. Она привела к гибели около 400 тысяч человек. Противоборствовавшие стороны возглавили президент Южного Судана Сальва Киир и вице-президент Риек Машар. Мирное соглашение 2018 г. формально разделило власть между ними с формированием в феврале 2020 г. правительства национального единства. Но мирное соглашение по многим положениям осталось нереализованным из-за противоречий между сторонами конфликта.

9 марта стало известно о гибели нескольких десятков человек в межобщинных столкновениях в спорном регионе Абьей на границе Южного Судана и Судана. В этом богатом нефтью регионе традиционно существовали напряженные отношения между племенем нгок динка и кочевым арабским миссерия. Последнее пользуется поддержкой суданских военных.

Абьей с момента достижения независимости Южным Суданом в 2011 г. формально находится под защитой ООН. Там развернуты Временные силы ООН (Fisnua).

11 марта Всемирная продовольственная программа (ВПП) предупредила, что в 2022 г. свыше 70% населения Южного Судана или 8,3 млн человек будут страдать от голода.

15 марта Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию, продлившую на один год мандат Unmiss. Проект резолюции был подготовлен США. Россия и Китай при голосовании воздержались. Резолюция предусматривает сохранение существующей численности Миссии до 15 марта 2023 г. Она определяет, что сохранение «голубых касок» в Южном Судане призвано «помешать возвращению к гражданской войне» в этой стране и «поддержать инклюзивное правительство» в вопросах подготовки свободных, честных и мирных выборов.

18 марта Комиссия ООН по правам человека в Южном Судане опубликовала доклад, согласно авторам которого представители правительства страны несут ответственность за нарушения прав человека, сопоставимые с «военными преступлениями», совершенными на юго-западе страны. В документе говорится об идентификации 142 человек, деятельность которых станет предметом расследования.

В начале марта в совместном докладе Unmiss и Комиссии ООН по правам человека в Южном Судане утверждалось, что в период с июня по сентябрь 2021 г. в районе Тамбура в штате Экваториальный Западный в ходе боев между сторонниками Р.Машара и С.Киира погибли по меньшей мере 440 гражданских лиц.

22 марта повстанческое движение вице-президента Южного Судана Р.Машара объявила, что выводит своих представителей из инстанции, призванной контролировать применение мирного соглашения 2018 г. Повстанцы обвинили южносуданскую армию и прочие силы, лояльные С.Кииру, в регулярных атаках на их базы. Самые недавние были совершены 21 марта на северо-востоке страны. Повстанцев поддержали страны «тройки», осудившие атаки баз оппозиции.

29 марта США выразили «озабоченность» в связи с «ростом напряженности» в Южном Судане. Они призвали все стороны уважать мирное соглашение и немедленно прекратить «поджигательную риторику». При этом ответственность за рост напряженности была возложена на оба лагеря.

В целом представляется, что диалог (или его подобие) «слепого с глухим» — С.Киира и Р.Машара в случае Южного Судана – ни к чему не приведет. А значит, необходимо искать другие пути выхода из южносуданского кризиса.