- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О состоянии и перспективах развития отношений Израиля с Китаем. Часть 3

Китайская Народная Республика и Израиль в целом поддерживают хорошие отношения. В январе две страны отметили 30-летие установления дипломатических контактов. В ориентированной во внешнеполитическом контексте на США академической и экспертной среде Израиля вопросы взаимодействия с КНР не находятся в приоритете, хотя постепенно начинает приходить понимание кардинальных сдвигов на международной арене, в результате которых американоцентричный мир может оказаться не актуальным. Появляются публикации, в которых «осторожно» продвигается идея о том, что выстраивание многоплановых отношений с Китаем отвечает национальным интересам Израиля. Об этом, а также о своем видении будущего Америки, говорит д-р Шалом Соломон Вальд – один из основателей Китайско-израильской глобальной сети и академического лидерства (Sino-Israel Global Network & Academic Leadership, SIGNAL)[i] [1].

Израильский эксперт с сожалением называет Израиль страной, обращенной внутрь себя; его беспокоит тот факт, что Китай не занимает достойного места в его приоритетах. Он полагает, что Китай не входит даже в первые пятнадцать стран, имеющих значение для Израиля. Первоочередными задачами для израильского военно-политического руководства является, прежде всего, внутренняя безопасность, будущее государства и мирового еврейства, а также отношения с арабским миром. Израильтян интересуют страны, в которых евреи жили тысячу лет, это большинство европейских стран. Такая ситуация по его мнению неправильная, так как в долгосрочной перспективе для Израиля Китай важнее, чем Европа. Отношения еврейского государства с Францией, Германией и Великобританией привлекают больше общественного внимания, чем Китай. Образ мышления израильтян не изменился, и отражением тому он считает политические партии; ни одна из них не включает Китай в свою программу. Допускается, что интеллектуалы и дипломаты лучше понимают Поднебесную, но значительного политического шага в сторону Пекина в Израиле не делают. Вальд считает, что «не имеет значения, жили евреи или все еще живут в Китае. Китай – сверхдержава, и он будет по соседству с нами – вот почему это важно».

Отмечая важность понимания китайской культуры, эксперт констатирует, что для 99% израильтян Китай – это экзотическое место с неведомой им культурной традицией. Хотя первым, кто начал преподавать китайскую философию в Еврейском университете в Иерусалиме, был Мартин Бубер, австрийский и израильский философ, бежавший из Германии в 1938 г. Ему и другим было легко найти связь между конфуцианством, даосизмом и иудаизмом. Он стал первым, кто перевел Дао Дэ Цзин (памятник китайской мысли) на иврит.

Размышляя о месте Китая в еврейской жизни, Вальд напоминает о том, что Поднебесная всегда была важна для небольшой части элиты, среди которой были коллекционеры произведений китайского искусства. Многие из них евреи, проживавшие в Париже, Лондоне, Берлине и США. Были евреи, которые собрали первые коллекции китайского искусства, некоторые из них попали в Израиль, но многие картины погибли в связи с погодными условиями.

Немаловажным фактом для эксперта является то, что во время преследований евреев в Европе и Холокоста в Шанхае проживало 20 000 евреев. В то время китайцы сами страдали из-за японской оккупации. Израиль поблагодарил китайский народ за оказанную помощь.

Реалии таковы, что Китай по тем или иным причинам поддерживал и поддерживает дело палестинцев. Израиль, в свою очередь, в двухстороннем взаимодействии пытается обходить этот вопрос стороной. Вальд отмечает, что изначально китайское руководство было открыто и дружелюбно по отношению к Израилю. После Бандунгской конференции 1955 г. (в ходе которой 29 стран Азии и Африки, включая КНР, осудили «колониализм во всех его проявлениях», расовую сегрегацию и дискриминацию[ii] [2]), Китай перешел на арабскую сторону и отвернулся от Израиля. Эксперт объясняет это тем, что «Пекин хотел стать лидером в третьем мире против Запада. Почти половина населения Третьего мира – мусульмане, поэтому китайцам пришлось поддержать мусульманскую позицию. Официально и на словах правительство Мао оскорбляло Израиль, но это никогда не сопровождалось враждебностью по отношению к евреям. Это никогда не принимало антисемитский характер, в отличие от перерастания в антисемитизм европейского и особенно коммунистического антисионизма», – говорит он. Тем не менее, Китай поддерживал палестинцев, в том числе «террористические группировки». Но их материальную поддержку эксперт оценивает как «пустяк» по сравнению с другими акторами, такими как Советский Союз, который также поставлял им тяжелое вооружение для борьбы с Израилем.

«Отношения между двумя странами, – говорит Вальд, – стали возможны в конце 1970-х и 1980-х гг., когда Израиль стал крупным поставщиком оружия в Китай. Произошло это из-за столкновения между советскими и китайскими войсками в Средней Азии, где китайцы потеряли сотни солдат. Брежнев пригрозил Пекином ядерным оружием, также он поступил и с Израилем во время войны 1973 г. Ричард Никсон и Генри Киссинджер забеспокоились и дали понять Советскому Союзу, что Соединенные Штаты не приемлют ядерный удар по Китаю. Китай был слабым государством и очень бедным. Американцы также размышляли о том, как можно усилить китайцев против СССР без открытого участия Америки. Таким образом, Израиль стал своего рода марионеткой, и этот факт пока малоизвестен широкой публике. Израиль, США и Китай не комментируют эту часть истории, а все дипломатические подробности до сих пор засекречены». Вальд упоминает профессора Ицхака Шихора, «выдающегося израильского китаеведа, который опубликовал подробности этого стратегического события». Он допускает, что широкая публика, возможно, никогда не узнает, предлагали или рекомендовали ли американцы Израилю поставлять оружие Китаю против Советского Союза. «Но это произошло, и в некотором смысле это было хорошо, потому что с тех пор Китай начал положительно относиться к Израилю».

Отвечая на вопрос о роли еврейского народа и его способности повлиять на политику Государства Израиль в отношении Китая, Вальд предположил, что американские евреи – единственная диаспора, которая сегодня способна влиять на политику. «Французские или немецкие евреи не обладают большой властью; они все еще изо всех сил пытаются защититься от антисемитизма». Однако «американские евреи – в первую очередь американцы, поэтому их отношение к Пекину совпадает с официальной позицией Вашингтона, что является проблемой для Израиля. В прошлом они были дружелюбнее по отношению к китайцам. Сегодня они иногда открыто выражают озабоченность по поводу прав человека в Китае. Хороших и сбалансированных общедоступных источников информации о Поднебесной в США не так уж и много, если не считать той, которую предоставляют настоящие ученые и специалисты». По мнению израильского эксперта, «китайские политики надеялись, что американская еврейская диаспора поможет смягчить враждебное отношение Вашингтона к Пекину. Но этого не произошло. Евреи Америки не смогли выступить против своего правительства». Он отмечает «интересный факт, который заключается в том, что у очень разношерстной американской общественности и политических партий есть одна общая черта: недоверие к Китаю. Помимо идеи о том, что китайцы представляют угрозу мощи и влиянию США, американцы ни по какому другому вопросу не достигли согласия. Это трагично, но это факт».

Вальд полагает, что такое положение дел не обязательно является препятствием для израильско-китайских отношений. «Израиль понимает, что не может навязывать свои взгляды американским гражданам, даже если они евреи. Некоторые дальновидные еврейские лидеры в США, такие как Генри Киссинджер, осторожно относятся к напряженности в отношениях с Китаем. В последнее время он ничего не говорил о Поднебесной, его голос больше не слышен американским политикам». Таким образом, выражается сомнение по поводу сколько-нибудь значимой роли, которую американские евреи могут сыграть в укреплении связей между Израилем и Китаем. Одновременно эксперт констатирует, что Израилю недостаточно понять собственные интересы для того чтобы добиться хороших отношений с Китаем, так как это должны понять также и американцы.

Он полагает, что Израиль сможет маневрировать между Китаем и США столько, сколько ему потребуется. В любом случае, уверен он, «израильское руководство не отвернется от Китая, хотя сложно прогнозировать ход противостояния между США и Китаем». Его личное мнение заключается в том, что «Америка деградирует, а Китай поднимается, нравится это или нет. Самая неотложная обязанность всех мыслящих и действующих из лучших побуждений людей состоит в том, чтобы предотвратить войну между этими двумя державами, потому что война возможна, и она может стать ядерной».

Вальда больше всего беспокоит то, что реальность войны в США и Китае рассматривается по аналогии возможности победы и поражения в Олимпийских играх. Он вспоминает эпизод своей жизни в Швейцарии, когда люди испытывали «ужас по поводу смерти Сталина. Население Европы и Америки сильно боялось войны и тем более ядерной». «Если когда-то люди думали о смерти на войне, то сегодня страха этого абсолютно нет, и о войне говорят как о предстоящем дожде. Население не помнит прошлую войну и то, какой она была, ни в Европе, ни в Америке, и в Китае то же самое. Популярная китайская литература сегодня о том, что будет война, в которой Китай победит Тайвань, затем Японию, а после уничтожит Америку». Такой дискурс эксперт считает глупым, так как по его убеждению «люди должны сильно бояться войны, однако этого не происходит».

В контексте долгосрочной перспективы Вальд отмечает, что американская общественность сейчас настроена против Китая, и в продолжении такой ситуации заинтересованы обе политические партии США – Демократическая и Республиканская. Америка, полагает он, – «глубоко расколотая страна, но и республиканцы, и демократы едины во мнении, что Китай несет неминуемую опасность, и они должны держать ситуацию под контролем. Получается, что Китай является источником растущей озабоченности; иногда важно иметь врага, так как это помогает достичь минимального консенсуса для того, чтобы люди действовали сообща».

Пытаясь образно объяснить свое видение ситуации в Америке, эксперт упомянул об «увлекательном индийском романе» Аравинда Адиги под названием «Белый тигр» (2008). Это красивая книга, полная черного юмора, но малоизвестная за пределами Индии». По мнению Вальда, «то, что происходит в настоящее время, типа восстания Дональда Трампа против Китая, – это «последняя битва белого человека»». Он объясняет это тем, что «сегодня население Америки составляет всего 60% белых или чуть больше половины, и согласно прогнозам, большинство американцев в ближайшие тридцать с лишним лет не будет белыми. Большую часть населения США составят азиаты, африканцы, латиноамериканцы и американцы индейского происхождения. Это уже другое население, которое не помнит войны во Вьетнаме, на Корейском полуострове или любой другой войны». По словам эксперта, вряд ли эти люди будут «так сильно волноваться по поводу того, какое место в мировом рейтинге займет Америка – номер один или два? Пока их жизненный уровень повышается, их права и свободы сохраняются, им будет все равно, что Китай станет номером один в мире…»[iii] [3]

[i] [4] SIGNAL-Sino-Israel Global Network & Academic Leadership. https://sino-israel.org/about/

[ii] [5] БАНДУНГСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1955. https://bigenc.ru/world_history/text/1849807

[iii] [6] How not to think about Israel-China relations: a conversation with Dr. Shalom Wald / SIGNAL. 19.05.2022. https://sino-israel.org/articles/how-not-to-think-about-israel-china-relations-a-conversation-with-dr-shalom-wald/