- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О вариантах выхода из затяжного политического кризиса в Ираке

Как полагают местные иракские  эксперты, после нескольких месяцев бесплодных переговоров по вопросу формирования нового правительства и выбора нового президента отношения между Муктадой ас-Садром и  поддерживаемыми Ираном шиитскими группировками ухудшились настолько сильно, что иракские шиитские лидеры предсказывают, что могут возникнуть внутришиитские вооруженные столкновения. Ас-Садр, который после своей победы на выборах в прошлом году, объединился с суннитским блоком и курдской ДПК и попытался сформировать новое правительство без участия проиранских групп. Это было вполне возможно с учетом контролируемых им голосов.  Но решение Федерального Верховного суда о кворуме, необходимом для процесса формирования правительства, по факту это означало, что ас-Садр не смог этого сделать из-за бойкота проиранскими шиитами  заседаний  парламента. В этой связи он решил поддержать  нынешнее правительства во главе с Мустафой аль-Казыми, но  федеральный суд снова вмешался и вынес отдельное решение о том, что кабинет аль-Казыми просто работает в роли технического органа и не может принимать важные решения. Это решение вызвало крайнее возмущение ас-Садра, которого не видели его соперники с тех пор, как начались переговоры о формировании правительства. Он публично осудил иракскую судебную систему, обвинив ее в том, что она «соглашается» с «позорными действиями блокирующей трети» депутатов, бойкотирующих парламент. В эфире на прошлой неделе ас-Садр заявил, что «блокирующая треть»  препятствовала формированию правительства, потому что она «не существуют без власти». Он пообещал не отказываться от своего проекта, который приведет к тому, что два десятилетия правления на основе консенсуса между шиитами «будут разорваны».  Ас-Садр предупредил своих противников:   «Вы думаете, что ваши действия заставят нас вступить в союз с вами? Нет, тысяча «нет». Мы не вернем Ирак к квотам, коррупции и отвратительному консенсусу». Трехминутная речь напугала многих иракцев и  противников ас-Садра, особенно лидеров вооруженных шиитских группировок, что только усугубило ситуацию. Любая двусмысленность относительно намерений ас-Садра вскоре была развеяна Абу Мустафой аль-Хамидави, главой вооруженного крыла сторонников ас-Садра «Сарайя аль-Салам», который  написал в Твиттере: «Мы готовы, так что ждите нас». Затем сотни бойцов «Сарайя аль-Салам» прошли в Садр-Сити,  район восточного Багдада, который является оплотом ас-Садра, заявив о своей готовности выполнять приказы своего лидера. Между тем, СМИ, связанные с ас-Садром, начали публиковать имена лидеров «Асаиб Ахль аль-Хак» и «Катаиб Хизбалла» с их домашними адресами, штаб-квартирами и фотографиями. В ответ лидеры шиитских сил, включая вооруженные группировки, мобилизовали своих бойцов приказывая им при этом проявлять максимальную сдержанность. Спустя несколько часов, 16 мая, лидеры шиитского проиранского альянса «Координационная структура» встретились в доме бывшего премьер-министра Хайдера аль-Абади в Багдаде, чтобы решить, как они будут реагировать на угрозы ас-Садра. Встреча, которая продолжалась до раннего утра следующего дня, привела к письменному заявлению, в котором ас-Садр критиковался за «оспаривание» решений Верховного Федерального суда, которые он назвал «опасным развитием событий, которое создает хаос и нестабильность». Заявление  призвало ас-Садра и его союзников отказаться от своих планов создания правительства большинства и «отдать приоритет национальным интересам, отказаться от политики приобретения и монополизации власти и позитивно относиться к инициативам».  При этом риторика была сильно смягчена, против чего резко выступали несколько полевых командиров. «Все были злы и спровоцированы, особенно лидеры вооруженных группировок. На этот раз ас-Садр зашел слишком далеко», — заявил один из источников. По его данным, бывший премьер-министр Нури аль-Малики, самый видный политический лидер альянса, отказался участвовать в обмене угрозами с ас-Садром «и несколько раз настаивал на изменении содержания заявления и его формулировках». В конечном счете его послушали.   Отношения между ас-Садром и поддерживаемыми Ираном вооруженными шиитскими группировками, особенно с «Катаиб Хизбалла» и «Асаиб Ахль аль-Хак», напряженные. Борьба между этими тремя группами за влияние и выгоды достигла самого высокого уровня за последние годы. Ситуация еще больше ухудшилась после октябрьских выборов, на которых ас-Садр получил 74 места в парламенте, в то время как вооруженные проиранские  группировки получили только 17 мест. Обеспокоенные тем, что они могут быть полностью маргинализированы, лидеры вооруженных фракций объединились с аль-Малики и некоторыми независимыми и небольшими парламентскими блоками, создав шиитский парламентский альянс из 83 депутатов – что  всего на 2мандата меньше, чем у блока ас-Садра. Согласно конституции Ирака, премьер-министр может быть назначен только крупнейшим парламентским блоком. Но при политической системе разделения власти, принятой иракскими силами с 2003 года, премьерство — это пост, который всегда занимается членом шиитской общины. Чтобы сломать эту схему, ас-Садр попытался создать более крупный шиитский блок, обхаживая независимых и более мелкие шиитские партии, даже предложив им должность премьер-министра при условии, что они сформируют блок из 40 депутатов и присоединятся к его альянсу, но  он не добился успеха.

Осознавая успех, достигнутый ими в подрыве парламентского превосходства ас-Садра, а также правительственный  кризис  лидеры поддерживаемых Ираном вооруженных группировок решили на встрече в доме аль-Абади принять новую стратегию. По словам одного из лидеров шиитской вооруженной группировки, который также является членом «Координационной структуры», стратегия сдерживания ас-Садра должна закончиться, потому что она толкнула его слишком далеко.  ас-Садру будут предложены три варианта.

  1. Союз с «Координационной структурой» для формирования консенсусного правительства с разделением власти, которое будет работать всего один год. Если это не удастся, будет сформировано правительство большинства, которого хочет ас-Садр.
  2. Роспуск парламента и назначения новых выборов.
  3. Сохранение ситуации такой, какая она есть, но любые попытки ас-Садра или его союзников внести какие-либо правительственные или законодательные изменения, которые могли бы изменить нынешний баланс сил, «будут пресечены всеми доступными средствами».

«Наш самый большой страх все время состоял в том, что вспыхнет борьба между шиитами, поэтому мы закрывали глаза на его угрозы. Сейчас мы не боимся никакой конфронтации. Если он говорит на языке угрозы, мы будем говорить на том же языке, и, если он пойдет дальше этого и выберет вооруженную конфронтацию, мы не возражаем. Ас-Садр, как вооруженная группировка, не так силен, как вы думаете. Его фракция намного слабее остальных фракций. Он знает это, и он подумает тысячу раз, прежде чем выбрать вооруженную конфронтацию», — заявил в этой связи один видный командир шиитской вооруженной группировки на условиях анонимности. От себя рискнем предположить, что взаимное «надувание мускулов» является кульминацией «восточного торга» и вряд ли приведет к внутришиитской широкомасштабной вооруженной конфронтации. Стороны явно склоняются к компромиссу, и сейчас «максимально надувают щеки» перед началом консультаций на эту тему. И первый вариант в этой ситуации выглядит самым предпочтительным.