- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О факторах, влияющих на состояние американо-саудовских отношений

Два старших советника президента США Джо Байдена, как сообщается, посетили на этой неделе Саудовскую Аравию для переговоров об увеличении добычи нефти и возможной нормализации отношений с Израилем, сообщает Axios. Координатор Белого дома по Ближнему Востоку Бретт Макгурк и посланник Госдепартамента по энергетике Амос Хохштейн, как сообщается, встретились с высокопоставленными должностными лицами Саудовской Аравии 24 мая, сообщает Axios  со ссылкой на трех нынешних и бывших чиновников США. Ранее на этой неделе Axios сообщила, что администрация Байдена тихо посредничала между Саудовской Аравией, Израилем и Египтом по передаче двух стратегических островов, которые в случае успеха могут стать первым шагом на пути к нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем. Новость также появилась через несколько дней после того, как CNN сообщила, что Байден может отправиться в Саудовскую Аравию в следующем месяце и встретиться с фактическим правителем страны, наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом (MБС). Выступая 24 мая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, министр иностранных дел КСА принц Фейсал бен Фархан заявил, что необходимо предпринять дополнительные шаги для поиска решения израильско-палестинского конфликта до возможной нормализации отношений с Израилем. «Мы всегда рассматривали нормализацию как конечный результат пути. Нормализация отношений между регионом и Израилем принесет пользу, но мы не сможем воспользоваться этими преимуществами, если не сможем решить проблему Палестины. Тот факт, что он остается нерешенным, продолжает приносить значительную нестабильность в регион. Приоритетом должно быть продвижение израильско-палестинского мирного процесса, и если это произойдет, это принесет пользу всему региону», — сказал он. Визит Байдена состоится (если он состоится вообще: это зависит напрямую от итогов нынешних американо-саудовских консультаций – авт.) на фоне серьезной напряженности в отношениях между двумя давними союзниками. Вашингтон и Эр-Рияд столкнулись из-за реакции королевства на военную операцию России на Украине, и Саудовская Аравия отклонила просьбы администрации Байдена добывать больше нефти в период роста цен. В ходе предвыборной кампании Байден пообещал сделать КСА «изгоем, которым они являются» за убийство в 2018 году журналиста  Джамаля Хашогги в генконсульстве КСА в Стамбуле и, как известно, исключил прямое общение с MБС. Вступив в должность, он разрешил опубликовать отчет американских спецслужб, в котором говорилось, что MБС, вероятно, заказал убийство Хашогги в генконсульстве КСА в Стамбуле. В этой связи отметим, что Байден вынужденно во многом поедет в КСА, и его советники сейчас пытаются согласовать условия этой, по большому счету, капитуляции. Мы имеем в виду провал попыток США стабилизировать международный рынок углеводородов без саудовской нефти. Основное условие Эр-Рияда только для начала обсуждения этой темы   — это международная легитимизация MБС, что собственно президент США и сделает, если пойдет на личную встречу с ним. К такому в общем-то унизительному сценарию США подтолкнуло и то, что реанимация СВПД, судя по всему, откладывается в «долгий ящик». Об этом иностранные дипломаты говорят (но не Москва —  МИД  РФ демонстрирует безудержный оптимизм, непонятно, правда, на чем основанный – авт.) все более увереннее. В пользу этого свидетельствует и последние по времени утечки в СМИ о том, что Иран, как сообщается, влиял на  секретные отчеты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в период с 2004 по 2006 год, чтобы помочь иранским должностным лицам подготовить прикрытия и запутать предыдущую ядерную деятельность Ирана, сообщает 25 мая The Wall Street Journal со ссылкой на сотрудников разведки Ближнего Востока и документы, которые видел журнал. Кроме того, президент США Джо Байден принял окончательное решение не выводить иранский Корпус стражей исламской революции (КСИР) из США. список иностранных террористических организаций (FTO), несмотря на требование Тегерана, чтобы Вашингтон снял обозначение до начала ядерных переговоров, сообщил  Politico 24 мая.  Сроки этих двух утечек, по-видимому, фиксируют фактический срыв ядерных переговоров между Ираном, Соединенными Штатами и другими мировыми державами. Учитывая, что документы, касающиеся ядерной деятельности Ирана, были взяты из иранского «ядерного архива», захваченного Израилем в ходе операции 2018 года, весьма вероятно, что израильские официальные лица слили документы в рамках своей стратегии усложнить переговоры и вызвать международное осуждение деятельности Ирана. Но от себя отметим, что на это американцы закрыли бы глаза в случае большой нужды. Главное второе – это КСИР. Если Соединенные Штаты по-прежнему не желают отменять свое обозначение FTO в отношении КСИР, то вероятность сделки будет продолжать стремиться к нулю. А это означает необходимость реанимации старой идеи Дональда Трампа о создании «оси влияния» в лице АРЕ-Израиля-КСА и плана по увеличению объемов саудовской нефти на рынке, в первую очередь европейском с учетом желания Брюсселя полностью отказаться от российской нефти и снижения цен внутри США. Американцы торопятся закрепить этот тренд в ЕС, так как динамика развития ситуации на Украине и общее состояние европейской экономики в среднесрочной перспективе может очень кардинально это желание европейцев трансформировать. Еще важнее, цены на топливо внутри США.  Что взамен хотят получить американцы, в общем-то «за эту потерю лица»?

Это два вопроса.

Во-первых, как говорились  выше, Соединенные Штаты тайно посредничают в переговорах между Саудовской Аравией, Израилем и Египтом по поводу передачи Эр-Рияду двух стратегических островов Красного моря.  Продолжаются переговоры по завершению сделки, которая может привести к согласованию мер безопасности между Израилем и Саудовской Аравией и созданию теплых связей между двумя странами впервые в истории.  Саудовская Аравия исторически отказывалась устанавливать дипломатические отношения с Израилем до того, как будет найдено справедливое решение для палестинцев. Переговоры, возглавляемые координатором Белого дома по Ближнему Востоку Бреттом Макгурком, направлены на официальное оформление передачи островов Тиран и Санафир, стратегически расположенных у морского прохода к портам Акаба в Иордании и Эйлат в Израиле, из юрисдикции Египта под суверенитет  Саудовскую Аравию. В некотором роде – это блеф со стороны американцев (вот как мы помогли вам, саудовцы – авт.), поскольку переговоры об этом и так велись между АРЕ и КСА уже довольно давно, а суть разногласий между ними – грубо говоря, цена этого вопроса, то есть «саудовских откупных». Возможно, что американцы хотят убедить Каир сделать это «бесплатно» в обмен на поставки оружия. Напомним, что острова были оккупированы Израилем в 1967 году во время Шестидневной войны, а затем возвращены под египетский контроль в 1982 году, когда обе стороны подписали Кэмп-Дэвидские мирные соглашения. Саудовская Аравия уже давно претендует на владение островами и говорит, что Египет контролирует их с 1950 года для защиты по просьбе Эр-Рияда. В 2018 году Верховный суд Египта одобрил сделку между двумя странами, которая уступила острова Саудовской Аравии, несмотря общественную критику внутри страны  против этого шага. Однако передача формально будет возможна только при заключении  соглашения о судьбе многонациональных сил наблюдателей, созданных в рамках египетско-израильского мирного договора 1979 года, которые обеспечивали свободу судоходства в проливе. Саудовская Аравия хочет прекратить работу многонациональных сил, но пообещала сохранить острова  демилитаризованными и обеспечить свободу судоходства. Израиль запросил альтернативные меры безопасности для прекращения работы миротворческих сил. Израиль также попросил Саудовскую Аравию разрешить ему использовать ее воздушное пространство для сокращения длительности авиарейсов в Индию, Таиланд и Китай. Он также хочет, чтобы Саудовская Аравия разрешила прямые рейсы между двумя странами для тех, кто хочет совершить паломничество в Мекку. США настаивают на достижении этого соглашения до конца июня в преддверии запланированного ближневосточного турне президента Джо Байдена, которое будет включать остановку в Израиле и, возможно, в Саудовской Аравии. Суть этих инициатив проста – демократам нужны голоса израильского лобби накануне ноябрьских выборов в Конгресс и Сенат.   Напомним, что в 2020 году Израиль подписал соглашения с ОАЭ, Бахрейном, Марокко и Суданом, которые стали известны как «Соглашения Авраама». В колонке, опубликованной в Wall Street Journal в марте 2021 года, бывший советник Белого дома Джаред Кушнер, сыгравший решающую роль в сделках по нормализации, написал, что нормализация между Саудовской Аравией и Израилем была «в поле зрения», заявив, что «мы наблюдаем последние остатки того, что было известно как нормализация отношений между Саудовской Аравией и Израилем». Министр иностранных дел КСА Фейсал бен Фархан заявил в интервью CNN месяц спустя, что соглашение о нормализации отношений с Израилем будет «чрезвычайно полезным» и принесет «огромные выгоды» Ближнему Востоку, но сказал, что это не может произойти без решения «проблемы палестинцев». Официальные лица Саудовской Аравии неоднократно заявляли, что королевство по-прежнему привержено Арабской мирной инициативе, которая предусматривает признание Израилем создания независимого палестинского государства в границах 1967 года. Рекламируемые бывшим президентом Дональдом Трампом и его помощниками как большое дипломатическое достижение, соглашения о нормализации отношений между арабскими государствами и Израилем не решили конфликт между израильтянами и палестинцами. Израиль продолжает строить и расширять поселения на палестинских территориях, что фактически означает аннексию земли, на которой будет создано будущее палестинское государство. В этой связи рискнем предположить, что такая позиция КСА официальных изменений не претерпит, просто в силу внутренних причин в самом королевстве: внутри общественное мнение не вполне готово к полной нормализации, что не исключает каких-то в большей степени символических уступок. Но это не полная нормализация, а по вопросу остров просто идет нормальный торг.

Во-вторых, более важный для Вашингтона вопрос – это нефть и блокирование участия России  в сделке ОПЕК + .  И здесь не все радужно для США.    Саудовская Аравия планирует продолжить партнерство ОПЕК + с Россией, несмотря на давление Запада на Москву и потенциальный запрет ЕС на импорт российской нефти. Принц Абдель Азиз бен Сальман, министр энергетики КСА, заявил Financial Times, что Эр-Рияд надеется «выработать соглашение с ОПЕК + … которое включает Россию», настаивая на том, что «мир должен оценить ценность» альянса производителей нефти.  ОПЕК + — это группа из 24 нефтедобывающих стран, состоящая из 14 членов ОПЕК и 10 стран, не входящих в ОПЕК, включая Россию. Она была создана в 2017 году, чтобы лучше координировать добычу нефти и стабилизировать мировые цены. Комментарии принца Абдель Азиза посылают сигнал США и их союзникам по НАТО, что саудовцы не планируют участвовать в попытках Запада изолировать Москву или  заблокировать экспорт ее нефти. Саудовская Аравия, таким образом, продолжает сопротивляться давлению в рамках увеличения добычи нефти.  Тем не менее, ожидается, что новая сделка ОПЕК+ будет разорвана в ближайшее время, поскольку квоты на добычу, введенные два года назад, истекают через три месяца. Принц Абдель Азиз сказал FT, что не может предсказать, как может выглядеть новое соглашение ОПЕК+, учитывая неопределенность на рынке, но уверен, что группа увеличит добычу, «если спрос будет». «С хаосом, который вы видите сейчас, слишком преждевременно пытаться точно определить [соглашение]. Но мы знаем, что того, что нам удалось сделать, достаточно, чтобы люди сказали: «Пока есть заслуги, есть ценность быть в этой группе и  работать вместе»», — указал он.  Согласно соглашению ОПЕК + 2020 года, члены альянса ежемесячно увеличивали общий объем добычи на скромную сумму 430 000 баррелей в день. Но добыча России упала примерно на миллион баррелей в день (б / с) в период с марта по апрель, и Международное энергетическое агентство прогнозирует, что она может упасть еще больше, сократившись на целых 3 млн б / с, если западные державы в конечном итоге введут более жесткие санкции против России. Между тем, принц Абдель Азиз заявил, что политика должна быть вне ОПЕК +. «Эта ситуация требует, чтобы люди сидели вместе, сосредотачивались, прекратили маскарад и так называемую политкорректность … речь идет о попытке соотнести существующую реальность и найти пути ее решения», — сказал он. Если по сути, то это означает, что КСА пока все устраивает в этой сделке, поскольку она гарантирует профицит бюджета. А это означает, что Эр-Рияд вряд ли пойдет на какие-то резкие шаги на этом направлении, как он это сделал когда-то в конце 1980-х годов.