- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О политике Катара по укреплению национальной продовольственной безопасности

В контексте угрожающего планете глобального продовольственного кризиса Катар находится в двойственном положении и предпринимает в последние месяцы дополнительные усилия по укреплению национальной продовольственной безопасности.

Двойственность положения Катара заключается в следующем. С одной стороны, Катар относится к числу наиболее зависимых стран как в мире, так и в регионе, от импорта продовольствия. В среднем, на страны Персидского залива приходится сегодня порядка 85% импорта продовольствия для удовлетворения собственных нужд, что выше даже средних значений по ближневосточному региону (70%). А по ряду продовольственной номенклатуры, импортная зависимость Катара может достигать 90-95%. В частности, страны региона импортируют почти 100% риса, более 93% зерновых, 62% мясной продукции и 56% овощей.

Особую тревогу вызывает ситуация с поставками пшеницы и риса. Согласно оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), Катар занимает пятую строчку среди 36 стран, максимально, более чем на 50% зависимых от поставок пшеницы из России и Украины. В этом списке Катар уступает только Монголии, Армении, Грузии и Бенину, и зависит на 80% от поставок пшеницы из черноморского региона. Причем, если первые четыре страны этого списка целиком зависят от поставок пшеницы из России, то в катарском импорте более двух третей пшеницы поставлялось из Украины. По рису ситуация также тревожная, особенно после недавних заявлений со стороны Индии о намерениях ввести полное эмбарго на экспорт риса (Индия является ведущим в мире производителем и экспортером риса, и пока соседние с ней страны Юго-Восточной и Южной Азии не в состоянии предложить сопоставимые объемы поставок риса на мировой рынок).

С другой стороны, Катар неизменно занимает самые высокие среди стран региона позиции в глобальном индексе продовольственной безопасности. По итогам 2021 года, Доха заняла 24-е место в мировом рейтинге среди 113 стран, обогнав по этому показателю своих соседей – Кувейт (30-е место), ОАЭ (35-е место), Оман (40-е место) и Саудовскую Аравию (43-е место). Эта высокая позиция объясняется приоритетным вниманием, которое власти Катара уделяют проблеме обеспечения национальной продовольственной безопасности, особенно после экономической блокады Катара в 2017 году. С тех пор власти в Дохе существенно стабилизировали ситуацию в сфере продовольственной безопасности благодаря эффективной стратегии, которая помогла укрепить и диверсифицировать логистические цепочки и каналы поставки импортного продовольствия из различных регионов мира, но также и добиться прогресса по импортозамещению целого ряда важных продовольственных товаров за счет инвестирования в новые технологии и инновационные решения на аграрном треке. В частности, одобренная правительством Катара в 2019 году государственная программа продовольственной безопасности ставит задачу достижения самообеспечения в 2023 году по ряду важных продовольственных продуктов – яиц и тепличных овощей на 70%, свежей рыбы на 95%, свежых молочных продуктов, курятины и креветок – на 100%.

Тем не менее, при всем позитиве международного рейтинга Катара по шкале глобальной продовольственной безопасности и при всей приверженности властей укреплению собственного аграрного производства и инвестированию в современные эффективные агротехнологии, складывающаяся сегодня непростая ситуация на глобальных агропродовольственных рынках требует от катарских властей нетривиальных решений. С учетом высокой степени зависимости Катара от ряда стратегических продовольственных номенклатур, особенно пшеницы и риса, наибольшую угрозу для национальной продовольственной безопасности Катара представляют ограничительные меры, вводимые странами-экспортерами. С другой стороны, международные эксперты в продовольственной сфере не перестают подчеркивать, что продовольствия в мире сегодня производится достаточно для потребительских нужд, и проблема физического доступа к продовольствию на сегодня не стоит, за исключением стран, охваченных конфликтом либо гуманитарным кризисом. К Катару это не относится. Главная же проблема – экономический доступ к продовольствию из-за резкого роста продовольственных цен – к Катару явно не относится, особенно на фоне растущих доходов страны от экспорта нефтегазового сырья.

Соответственно, при всех рисках продовольственной безопасности, Доха пока ощущает себя достаточно уверенно. Но при этом она должна нивелировать риски запретительных мер от ведущих поставщиков, а также серьезные угрозы национальной продовольственной безопасности в случае разрыва продовольственных цепочек поставок, в случае непредвиденных событий военно-политического либо пандемийного характера, поскольку местное потребление на 85% зависит от устойчивости и стабильности аграрных рынков для бесперебойного обеспечения поставок продовольствия из других стран. В частности, Катару важно просчитать альтернативные источники поставок пшеницы и риса, а также других важных видов продовольствия при сохранении или увеличении запретительных мер.

Также Катару важно наращивать усилия на треке более эффективного и рационального использования ограниченных водных и земельных ресурсов на цели местного аграрного производства, с прицелом на рост производительности.

Во-первых, Катару есть куда стремиться в плане эффективности ирригационных систем. Соседним странам, таким как Саудовская Аравия и Кувейт, удалось увеличить долю повторного использования воды до 50%, тогда как собственно в Катаре она не превышает 10-15%. ОАЭ продвинулись существенно в вопросе опреснения морской воды, которая используется в ирригационных целях (создан крупнейший в мире искусственный резервуар с объемом 26 млрд литров воды, который ежедневно способен обеспечивать потребности в 100 млн литров). Катар пока только осваивает технологии опреснения морской воды в промышленных масштабах.

Во-вторых, Катару необходимо увеличить объем национальных стратегических резервов продовольствия. С 2017 года Катар существенно инвестировал в портовую и логистическую инфраструктуру в целях ее модернизации и расширения, и для наращивания торгового оборота. Однако, в условиях угрозы глобального продовольственного голода на сегодня Катар обеспечен ключевыми продовольственными товарами, включая пшеницу, по разным оценкам на период от 3 до 4 месяцев. В апреле 2022 года, судя по заявлениям официальных представителей фонда Hassad Food, структуры, входящей в Фонд национального благосостояния Катара, общие запасы зерновых в стране сегодня составляют 250 тысяч тонн и в планах увеличить их до 300 тысяч тонн, чтобы в случае продовольственного эмбарго либо дефицита как минимум обеспечивать бесперебойное снабжение зерновыми в течение шести месяцев.

В-третьих, Катару необходимо наращивать производительность в агропромышленном секторе за счет внутренних разработок и исследований и внедрения современных, устойчивых к климатическим шокам видов семян и удобрений. Для решения этой задачи необходимы инвестиции в агропродовольственные научно-исследовательские институты, в частности по линии катарского национального исследовательского фонда по продовольственной безопасности. Более существенных успехов на этом треке уже добились прикладные научно-исследовательские институты в соседних странах региона. Например, в Кувейте и ОАЭ значительно продвинулись по пути производства солеустойчивых и адаптированных к засухе зерновых и иных культур.

В-четвертых, Катару необходимо также работать над улучшением качества и стандартов питания, включая внедрение стандартов, маркировки и информационной работы с потребителями в плане перехода на более здоровую и богатую витаминами и минералами пищу.

Резюмируя, несмотря на двойственность положения Катара с точки зрения рисков для национальной продовольственной безопасности, тем не менее, потенциал Дохи для преодоления имеющихся угроз, даже в случае эскалации глобального продовольственного, финансового и энергетического кризиса, представляется достаточным. С учетом ограниченных продовольственных потребностей компактного населения Катара (2.7 млн человек), мощной ресурсной базы и благоприятных перспектив экономического роста в текущем году (рост ВВП в 2022 г. прогнозируется на уровне 3.2-4%), Доха имеет достаточно инструментов для стабилизации внутренней продовольственной ситуации, особенно с учетом растущего финансового и энергетического потенциала. При этом, Катар в последние недели декларирует свое намерение активно участвовать в экономическом и гуманитарном содействии бедным и уязвимым арабским странам ближневосточного региона, чтобы предотвратить наступление масштабного голода в этих странах, и таким образом содействовать сохранению стабильных и эффективно функционирующих аграрных рынков в регионе.