- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О путях выхода Саудовской Аравии из кризиса в гражданской авиации, с учетом саудовско-китайского сотрудничества

Главное управление гражданской авиации Королевства Саудовская Аравия провело первый Авиационный форум будущего с 9 по 11 мая, центр дискуссий на котором был сделан акцент на экономических неудачах отрасли, вызванные пандемией коронавируса и влияние глобального потепления, вызванного человеком, в авиационном секторе. Мероприятие в Эр–Рияде собрало многие правительства, частные компании и ключевых игроков авиационной промышленности в попытке обсудить перспективы восстановления отрасли, в том числе и параметрах перехода на более «чистые» технологии;  международного сотрудничества; а также способы парирования угрозы будущих потерь для авиационной экосистемы; и поддержания экономики королевства в соответствии с программой Vision 2030, которую курирует лично наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман (МБС). Королевство определило «воздушный авиа-бизнес и «устойчивость» в качестве столпов стратегического содержания этой стратегии. Либерализация доступа к рынкам, по оценкам саудовских экспертов,  может помочь купировать экономический спад. Соответственно, Саудовская Аравия намерена приватизировать 25 своих авиакомпаний, стремясь увеличить количество перевезенных  пассажиров со 100 до 300 млн, что является сложной, но важной задачей. Сравнение планов королевства в отношении авиационного сектора и значимости Китая не только как крупнейшего авиационного рынка, но и как мирового лидера в области технологий возобновляемых источников энергии определяет потенциал для активизации энерго-экономического партнерства. Крупнейший экспортер нефти и крупнейший импортер нефти уже имеют прочные экономические связи, но КСА, похоже, осознает конечность нефтяной политики в долгосрочной перспективе, поскольку ресурсы заканчиваются, а переход к возобновляемым источникам энергии становится актуальным, Саудовская Аравия должна обеспечить, чтобы ее актуальность как серьезной региональной экономической державы не исчезла по мере исчерпания углеводородов. В секторе гражданского воздушного транспорта уже существует двустороннее соглашение, реализующее этот потенциал, и с запуском Эр–Риядом Авиационного форума будущего кажется, что потенциал этого сотрудничества будет реализован дальше при содействии Администрации гражданской авиации Китая. То, к чему стремится Саудовская Аравия, Китай уже имеет. Это дает ему возможность извлечь выгоду из импульса по мере его создания. Большое внимание в этой связи уделяется внедрению «зеленых технологий».  Technavio – британская компания по исследованию рынка – ожидает увеличения объемов мирового рынка авиационного топлива на 44,77 млрд долларов в период с 2021 по 2026 год. Он также ожидает, что совокупный годовой темп роста (CAGR) составит 4,29%, что  приписывается благоприятной государственной политике. Авиационное биотопливо отмечено компанией как один из наиболее важных продуктов на рынке, что указывает на спрос на возобновляемые источники энергии в авиационной промышленности. Это политическое вмешательство в отрасль было очевидным и необходимым по двум причинам: постпандемическое экономическое восстановление авиационного сектора и экологические проблемы. Пандемия коронавируса вызвала глобальную экономическую рецессию и серьезное сокращение авиаперевозок из-за введенных ограничений и привела к потере доверия пассажиров. Международный совет гражданской авиации отметил потерю 60% трафика с 4,5 (2019) до 2,7 (2020) млрд пассажиров. Авиационный сектор с высоким риском уже сталкивается с финансовыми проблемами, а ограничения Китая в рамках политики «нулевой терпимости  к коронавирусу» ослабили спрос на топливо, что еще больше замедлило экономику. Тем не менее, генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта Вилли Уолш был оптимистичен в отношении восстановления воздушного транспорта, несмотря на войну в Украине и ограничения в Китае. При этом для того, чтобы сделать возможными эффективные решения в области «зеленой энергетики», они должны быть устойчивыми, доступными и открытыми для перехода. Предприниматели в области чистых технологий определяют электрические и водородные самолеты с нулевым уровнем выбросов в качестве одной из популярных областей исследований моторного топлива. Транспортировка и хранение водорода для использования в качестве топлива без ущерба для стоимости мили свободного места – это задача, которую еще предстоит преодолеть. Бобби Сетхи, доцент Университета Крэнфилда в Великобритании, приводит пример для сжигания водорода чисто, чтобы технология сжигания водорода производила на 90% меньше химического вещества, ответственного за смог, чем керосин. Однако, несмотря на дальнейшее развитие этой «зеленой технологии», переход к более широкому использованию зависит от снижения затрат. Как и большинство возобновляемых технологий, капитальные затраты больше, но низкие эксплуатационные расходы снижают стоимость производства. Стоимость может быть дополнительно снижена за счет увеличения производства, широкого распространения зеленых технологий. Спрос на чистую энергию уже растет, а экологические требования заставляют правительства и частные компании удовлетворять эти проблемы устойчивости. Коалиция Всемирного экономического форума «Чистое небо для завтрашнего дня» рекомендует такие международные усилия по переходу к устойчивой авиации. Хотя когда–то считалось, что это слишком дорого, затраты на возобновляемые источники энергии снизились за эти годы в результате правительственных субсидий, растущей озабоченности выбросами парниковых газов, вызванных человеком, и глобальным потеплением. Примером может служить солнечная энергия; в 2010 году она в среднем составляла 378 долларов за мегаватт–час электроэнергии, но в конечном итоге упала до 68 долларов в 2019 году.

Что касается перспектив саудовско-китайского сотрудничества в гражданской авиации, эксперты указывают, что первоначально оно не будет «зеленым» по сути, несмотря на заявления об экологических проблемах, чисто из–за экономических интересов.

Королевство будет продолжать сильно полагаться на нефть, чтобы максимизировать свои выгоды в рамках Vision 2030, а Китай увеличит выбросы углекислого газа до 2030 года, прежде чем превратиться прийти к «чистому нулю» к 2060 году. В обоих случаях утверждается, что все станет хуже, прежде чем станет лучше.  Китай увеличит свои потенции в качестве глобального поставщика чистых технологий, как и его нынешнее лидерство в области солнечной энергии. Помимо исследований и разработок и технологий, важность Китая как авиационного рынка невозможно игнорировать, а также его стремление  стать энергетически безопасным и получить производственную монополию в области возобновляемых источников энергии. Таким образом, поскольку все ключевые игроки в авиационной экосистеме пытаются восстановить и перейти на устойчивую основу, вклад Китая в достижение этой цели будет незаменим, будь то для восстановления воздушного транспорта после коронавируса или возможного зеленого перехода, а также с Саудовской Аравией или всеми глобальными авиационными операторами в целом.