- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О факторах, благоприятствующих проведению Турцией новой военной операции на севере Сирии

Объявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о  начале новой военной операции против курдских Сил народной самозащиты (СНС/YPG) на севере Сирии вновь вызвало дебаты экспертного сообщества о необходимости создания там  зон безопасности. Новая военная операция направлена на соединение двух районов, уже находящихся под контролем Турции, с целью устранения угроз безопасности и расширения доступного пространства для переселения сирийских беженцев. Как полагают британские эксперты, внешнеполитический дискурс Турции о  зонах безопасности остается неизменным в течение многих лет: Анкара рассматривает YPG как террористическую группировку, которой нельзя позволить закрепиться вдоль ее южной границы. Тем не менее, несмотря на три военных вторжения Турции в Северную Сирию с 2016 года, YPG по-прежнему контролирует большие участки пограничной зоны. Турция, которая принимает около 4 млн сирийских беженцев, уже помогла вернуть сотни тысяч из них на родину. Ранее Эрдоган объявил о планах построить 200 000 домов на севере Сирии для добровольного переселения миллиона сирийских беженцев. Существующие общины в контролируемых Турцией районах страдают от перенаселенности и отсутствия необходимой инфраструктуры. Если больше территории будет освобождено от YPG, то в Анкаре считают, что больше беженцев может вернуться в Сирию. Новая военная операция также может принести внутренние дивиденды, поскольку Турция борется с продолжающимся экономическим кризисом. Предыдущие операции получили широкую поддержку и восстановили общественное доверие к правительству, а с приближением выборов новая военная кампания может дать Эрдогану необходимый импульс — особенно с  учетом роста в стране негативных  настроений против беженцев. Объявление о новой военной операции также происходит на фоне идеального международного фона для Турции, поскольку военная операция России на Украине побудила Швецию и Финляндию подать заявку на членство в НАТО — шаг, требующий одобрения Турции. Анкара раскритиковала две скандинавские страны за «открытое отношение к террористическим организациям», имея в виду Рабочую партию Курдистана (РПК), и была возмущена введением эмбарго на поставки вооружения и военной техники в Турцию после ее наступления в Сирии в 2019 году. Турция также обвинила Швецию и Финляндию в укрывательстве людей, связанных с РПК. Делегации из Швеции и Финляндии недавно посетили Турцию в попытке изменить ее позицию, но впоследствии Эрдоган заявил, что он все еще намерен заблокировать их заявку на прием в НАТО. Переговоры не были «на ожидаемом уровне», сказал он, отметив, что проблемы безопасности Турции не были решены. Кроме того, в то время как шли дискуссии, бывший лидер курдской Партии демократического союза (ПДС/PYD) со связями с YPG и РПК появился на шведском государственном телевидении, что заставило Эрдогана усомниться в искренности переговоров. Вступление Швеции и Финляндии в НАТО широко рассматривается как решающий шаг для западного альянса, и Эрдоган считает, что Запад не будет сопротивляться еще одной турецкой военной операции в Сирии в то время, когда он нуждается в его поддержке. Таким образом, Анкара проверяет, что она может получить от Запада в обмен на одобрение заявки на вступление Швеции и Финляндии в НАТО. В то же время Турция заняла сбалансированный подход к российско-украинскому конфликту, публично выступая против войны и избегая усилий Запада по введению санкций против России, которая может предложить Турции определенные гарантии в обмен на то, что Анкара заблокирует заявку на вступление Швеции и Финляндии в НАТО, тем самым укрепляя позицию Турции по отношению к России, у которой есть военные базы в районах, контролируемых YPG. Таким образом, с геополитической точки зрения Турция пользуется оптимальными условиями для своей военной операции в Сирии — ситуация, сравнимая с 1930-ми годами, когда Хатай, ранее находившийся под французским мандатом на Сирию, присоединился к турецкому государству в 1939 году после референдума. Французское соглашение с Анкарой пришло в тандеме с турецко-французским договором, гарантирующим турецкую «дружбу» во время Второй мировой войны. Сегодня западные державы нуждаются в Турции, и поэтому их ответ может быть приглушен возможной турецкой операцией в Сирии. Россия контролирует сирийское воздушное пространство с 2015 года, и во время операции в Африне в 2018 году Анкара заключила соглашение с Москвой об использовании этого воздушного пространства для своей военной кампании. Российские войска также переместились из Африна в Телль-Рифаат, чтобы облегчить турецкую операцию. Действительно, любая операция на севере Сирии, где размещены российские военные, должна координироваться с Москвой. На прошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что у российских войск в Сирии почти не осталось военных миссий, отметив, что их присутствие и численность на местах определяются конкретными задачами. По мере того, как боевые действия на Украине продолжается, Россия, как сообщается, вывела часть своих сил из Сирии, чтобы передислоцировать их на Украину, что является приоритетом. Со своей стороны, Вашингтон, который предоставил обучение и военную помощь YPG под предлогом борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), раскритиковал планы Турции начать новую военную операцию на севере Сирии. Последняя по времени операция Анкары в безопасной зоне сразу же последовала за резким выводом войск США из  региона. Столкнувшись с критикой по поводу вывода войск, администрация Д.Трампа впоследствии выступила посредником в прекращении огня. Разница сегодня в том, что представители Демократической партии, которые в 2019 году оказали давление на администрацию Трампа, чтобы ввести санкции против Турции, занимают пост президента, что может затруднить Анкаре убедить Вашингтон хранить молчание в отношении  новой операции. В нынешних условиях украинский кризис и стремление Запада расширить НАТО, похоже, являются самым сильным преимуществом Турции.