- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О рисках социальной напряженности в Тунисе в 2022 году

В Тунисе под воздействием глобальных кризисных явлений нарастает финансово-экономический кризис, который грозит дестабилизацией внутриполитической ситуации и создает риски для правящей элиты во главе с президентом Кайсом Саидом, который с лета прошлого года распустил парламент и взял в свои руки рычаги управления страной.

Главным драйвером протестной активности является стремительно ухудшающаяся с начала пандемии коронавируса социально-экономическая ситуация в стране, которая обусловлена совокупностью постковидных факторов: падение ВВП и нарушение производственных и торговых цепочек вследствие пандемии, падение доходов от туризма, рост мировых цен на энергию и продовольствие и пр. По оценкам международных экспертов, сегодня Тунис переживает наихудший за последнее десятилетие финансовый кризис. Таким образом, к середине 2022 года в стране складываются все предпосылки для так называемого «идеального шторма», который грозит коллапсом всей экономической системы.

На фоне структурных проблем, с начала 2022 года президент К.Саид ведет активные переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) по выделению новых существенных кредитных ассигнований на восстановление и поддержку национальной экономики. В частности, Тунис рассчитывает получить по линии МВФ пакет помощи на сумму 4 млрд долларов как спасительной меры по предотвращению банкротства национальных предприятий, стабилизации курса местной валюты и сохранения банковской и финансовой системы страны. Переговоры с технической экспертной группой МВФ ведутся с марта с. г. и несмотря на оптимистичные заявления сторон о скором выгоде на соглашение, пока позиции не согласованы.

Для получения финансовой помощи от МВФ тунисским властям придется заплатить высокую цену и пойти на выполнение принципиальных требований фонда по реформированию социально-экономической системы и перераспределению бюджета. В частности, президент К.Саид вынужден будет пойти на реализацию непопулярных реформ по сокращению государственной поддержки, особенно по сокращению или заморозке субсидий на продовольствие, электроэнергию и топливо.

В то же время, промедление для тунисского правительства невыгодно, поскольку каждый месяц только приближает страну к ситуации «идеального шторма». Только за последний месяц инфляция в стране выросла до рекордной отметки в 7.5%.

Тревожным сигналом для правительства Туниса стала недавняя негативная реакция крупнейшего национального профсоюзного движения UGTT, объединяющего 159 ведущих государственных компаний и институтов. После анонсирования президентом К.Саидом непопулярных мер по сокращению расходов бюджета, в том числе субсидий на продовольствие и энергию, а также намерений приватизации крупных государственных предприятий, профсоюзные лидеры восприняли эти заявления и планы в штыки. Взамен, они ожидали от правительства инвестиций в человеческий капитал, особенно в контексте мер по преодолению социально-экономических последствий пандемии. В частности, эти ожидания были связаны с требованиями о повышении заработной платы работников госсектора.

Когда  стало понятно, что правительство во главе с президентом К.Саидом будет двигаться в обратную сторону, оппозиция стала увеличивать градус накала. В качестве общенациональной протестной меры профсоюзное движение UGTT призывает своих сотрудников выйти на национальную забастовку 16 июня с. г. Общая численность мотивированных работников-членов профсоюзного движения в стране может достигать 1 млн человек, что является серьезной политической силой. Общенациональная забастовка станет, разумеется, своеобразной проверкой на прочность нового политического режима К.Саида.

Власти Туниса понимают, что во избежание рисков социальных протестов важно минимизировать угрозу саботажа реформенных инициатив со стороны ключевых общественно-политических сил. Для этого в свою очередь принципиально важно найти общий язык с этими общественными движениями и вовлечь их в широкий национальный диалог на тему социально-экономических реформенных преобразований. В этом же контексте было бы логично внедрять выдвигаемые со стороны МВФ требования по структурным экономическим реформам, стремясь согласовывать эти болезненные для уязвимых слоев населения шаги с авторитетными профсоюзными лидерами.

Однако, на практике усилий по налаживанию диалога с профсоюзными и общественными силами тунисские власти не предпринимают. Пока у президента К.Саида его команды особого стремления идти на поводу профсоюзных лидеров не наблюдается. Вместо полноценного стратегического диалога властей с лидерами профсоюзных организаций по разработке новой конституции и ее ключевых норм, президент Туниса замкнул эту работу на подконтрольную некую «конституционную комиссию», которая должна представить проект этого важнейшего документа на референдум, запланированный в июле текущего года. Вероятно, власти уверены, что всецело контролируют ситуацию и добьются твердой поддержки со стороны населения предлагаемых конституционных преобразований на предстоящем в июле референдуме.

Что касается согласования нового пакета помощи по линии МВФ, то и здесь переговорная позиция формируется внутри президентской администрации, без попыток какого-либо согласования с профсоюзными лидерами либо представителями оппозиционных движений. По предварительным оценкам, достижения окончательных договоренностей с фондом следует ожидать вероятно сразу после июльского референдума, но никак не позднее. Ситуация срочная с учетом углубления финансового кризиса, растущего бюджетного дефицита и угрозы наступления дефолта Туниса по суверенному долгу уже к началу осени текущего года. Уровень годовой инфляции продолжит рост и может составить 8-9% по итогам года (сейчас он уже достиг 7.5%), а экономический рост на долгосрочную перспективу прогнозируется на уровне не более 1.8% до 2026 года.

Нужно понимать, что даже в случае успехов правящей власти как на внутреннем фронте (референдум), так и на внешнем (сделка с МВФ), экономическое положение населения, особенно бедных слоев, будет в ближайшие месяцы только деградировать, что повышает риски социальной напряженности и протестного движения. На фоне глобального финансового и энергетического кризиса, который ведет к удорожанию для Туниса энергии и топлива, а также внешних кредитов и займов, а также сокращению иностранных инвестиций и доходов от туризма, реальных перспектив для устойчивого и прогрессивного экономического роста очень немного. Соответственно, с учетом падения доходов большей части населения, Тунису придется поставить во главу угла решение задач социальной защиты уязвимых слоев, в первую очередь, в сфере продовольственной безопасности, занятости и здравоохранения.