- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О бюджете нового правительства Пакистана на 2022-2023 финансовый год

Ожидается, что правительство Пакистана обнародует бюджет на 2022-2023 финансовый год 10 июня. Бюджет, вероятно, будет включать налоговую реформу и сокращение расходов, включая сокращение различных субсидий, поскольку Исламабад стремится возобновить доступ к Расширенному механизму финансирования Международного валютного фонда в размере 6 млрд долларов, подписанному в 2019 году. Правительство начало сокращать субсидии на топливо, перекладывая расходы на потребителей, чтобы удовлетворить требования МВФ о бюджетной консолидации. Это может вызвать социальные волнения, поскольку сокращение субсидий на топливо и электроэнергию окажет повышательное давление на инфляцию, которая в мае 2022 года составила 13%, что является самым высоким показателем в Пакистане за последние два года. На стоимость жизни негативно повлияло изменение климата и пандемия COVID-19. Согласно прогнозам Индекса гражданских беспорядков, более половины мира уже испытали рост гражданских беспорядков с начала пандемии коронавируса. Организация Объединенных Наций заявила в прошлом месяце, что война в Украине привела к гигантскому скачку цен на продовольствие, поскольку она является крупнейшим в мире экспортером подсолнечного масла и крупным производителем кукурузы и пшеницы. Мировые цены на продовольствие достигли рекордно высокого уровня в феврале и марте, а цены на энергоносители также выросли, и эта проблема будет продолжаться до 2023 года, говорится в докладе, «без разрешения конфликта в поле зрения». В этой связи планы Исламабада сократить топливные и продовольственные субсидии могут нести в себе серьезные риски. Попытка Казахстана сократить топливные субсидии уже вызвала волнения в стране, как и рост цен на продовольствие и топливо в Шри-Ланке. В Пакистане такой сценарий тем более очевиден, поскольку сторонники свернутого премьера Имрана Хана в последнее время активизировали акции протеста по всей стране.   Далее в докладе говорится, что «неудивительно», что три из десяти стран (а в их числе и Пакистан) в их списке наблюдения находятся в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, поскольку он зависит от импорта продовольствия, уязвим к росту цен и поставляет значительное количество зерна из России и Украины. «Все три (АРЕ, Тунис и Ливан) государства в настоящее время ищут поддержку МВФ, чтобы компенсировать риск финансового кризиса. Сокращение программ продовольственных и топливных субсидий часто устанавливается в качестве условий для доступа к финансированию, а это означает, что дальнейшее болезненное повышение цен для граждан становится все более вероятным. Поэтому возможны массовые гражданские беспорядки в ответ, которые, как мы ожидаем, будут встречены насильственным государственным подавлением в странах, которые имеют плохую репутацию, когда речь идет о силах безопасности и правах человека».

В данном случае Исламабад идет на такие риски вынуждено и произошло это после того, как  Саудовская Аравия и ОАЭ отказались кредитовать Пакистан, пока он не получит финансирование от Международного валютного фонда (МВФ) первым, что создает новый прецедент в том, как союзники относятся к Исламабаду в условиях экономического кризиса. После смещения бывшего премьер-министра Пакистана Имрана Хана в апреле и последующего назначения Шахбаза Шарифа на эту должность новый премьер и официальные лица посетили Саудовскую Аравию и ОАЭ, чтобы улучшить и перезагрузить отношения.  Многие эксперты тогда справедливо предсказывали, что они собирались вести переговоры прежде всего для обеспечения финансирования от этих аравийских монархий.

По словам министра финансов Пакистана Мифтаха Исмаила 4 июня, «мы ездили в Саудовскую Аравию, Дубай и говорили с другими странами – они готовы дать деньги, но все они говорят, что сначала нам нужно обратиться в МВФ». Отказы монархий Персидского залива обусловлены тем, что Пакистан в настоящее время переживает худший экономический кризис за последние десятилетия: пакистанская рупия упала почти на 8% за последний месяц, а валютные резервы страны сократились вдвое менее чем за год. По данным Bloomberg, сейчас это худший экономический показатель в Азии. Пакистан пострадал от аналогичного кризиса еще в 2018 году, но даже тогда Эр-Рияд и Абу-Даби предоставили ему средства без условия первого обращения в МВФ. Теперь они действуют более осторожно в отношении своей поддержки экономики Пакистана. Таким образом, расчет нового правительства Пакистана о получении срочной финансовой помощи от КСА в силу «особых отношений» Шарифа с некоторыми членами королевской семьи, не сработали. Семья Шарифа имеет давние связи со странами Персидского залива, особенно с Саудовской Аравией. Когда бывший премьер–министр Пакистана Наваз Шариф (старший брат нового премьер-министра) был свергнут тогдашним начальником штаба армии Первезом Мушаррафом в 1999 году, семья Шарифа отправилась в изгнание в КСА. Он имеет значительные активы и инвестиции как в Саудовской Аравии, так и в ОАЭ. Однако после того, как Наваз Шариф вернулся к власти в 2013 году, произошел раскол с ССАГПЗ, когда его правительство отказалось отправить пакистанские войска присоединиться к коалиции во главе с Саудовской Аравией, воюющей в Йемене с 2015 года. ОАЭ особенно громко критиковали Пакистан, что побудило его перейти к налаживанию связей с Турцией и Катаром. Тем не менее, первая официальная зарубежная поездка Шахбаза Шарифа в качестве премьер–министра состоялась именно в Эр-Рияде 27 апреля.

Исламабад в настоящее время остро нуждается в 36 млрд долларов, чтобы избежать полного экономического коллапса.

Даже соседний Китай выдвинул такое же условие, сказал Исмаил, а его Азиатский банк инфраструктурных инвестиций сообщил Пакистану, что он предоставит финансирование только после того, как Всемирный банк сделает это. Пекин также еще не выполнил обещание переоформить кредиты Исламабаду, которые были погашены два месяца назад.