- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Подготовка нормализации отношений Израиля и Саудовской Аравии и ее перспективы для администрации Дж.Байдена

Саудовская Аравия – давняя и важная цель в американской стратегии налаживания контактов между Израилем и умеренными региональными режимами, что обусловлено ее политическим, экономическим и религиозным влиянием на Ближнем Востоке. Впрочем, если для Иерусалима официальные связи стали бы, безусловно, свидетельством успеха дипломатии и укрепления международных позиций, то в Эр-Рияде наоборот были склонны опасаться осложнения внутренней ситуации, хотя в качестве возможного импульса там  рассматривали сопутствующие позитивные шаги в свой адрес со стороны США.

В начале текущей недели в американских и израильских изданиях появилась информация о переговорах представителей двух государств под патронажем администрации Дж.Байдена, направленных на развитие сотрудничества в области экономики и безопасности. Взаимный интерес государств друг к другу, усилившийся в последнее время, по мнению журналистов, продиктован желанием сторон усилить консолидацию в борьбе с ИРИ. В определенной степени расширение иранского присутствия на Ближнем Востоке, выражающееся помимо прочего в поддержке группировки ХАМАС, как отмечается в прессе, оправдывает и отход от традиционной риторики Эр-Рияда, согласно которой установление отношений с Иерусалимом последует только за справедливым решением палестинской проблемы.  При этом позитивный фон для нормализации создает, если верить обозревателям, ссылающимся на источники в королевстве, изменение общественного мнения, особенно более позитивное восприятие Израиля молодыми саудовцами при росте разочарования в ПНА.

Эксперты полагают, что до полноценного оформления отношений между Израилем и КСА может пройти несколько лет, однако в настоящий момент они ведут переговоры по нескольким направлениям, на которых прогресс вероятен в более короткие сроки.

Еще в конце мая стало известно о консультациях представителей Иерусалима, Эр-Рияда и Каира при посредничестве Вашингтона о суверенитете над островами Тиран и Санафир в Красном море. Эти стратегически важные территории несколько раз меняли государственную принадлежность и были демилитаризованы в соответствии с израильско-египетским мирным договором. С 2017 г. продолжается процесс возвращения островов Саудовской Аравии, но соответствующие договоренности финализированы не были в следствие нескольких обстоятельств. Среди них израильские опасения в сфере безопасности. В частности, в Иерусалиме настаивают на необходимости или сохранить на островах многонациональные силы наблюдателей, которые гарантируют в том числе свободу судоходства, или разработать другие меры, обеспечивающие те же гарантии.

Параллельно с этим правительство Н.Беннета продвигает вопрос расширения использования саудовского воздушного пространства израильскими авиакомпаниями. В настоящий момент пролет воздушных судов страны в небе КСА возможен для рейсов в ОАЭ и Бахрейн, в Израиле хотели бы, чтобы использовать такой маршрут для сообщения с Индией, Китаем и Таиландом, а также установить прямые рейсы из Израиля в КСА для паломников в Мекку и Медину. Последнее условие, надо сказать, явно ориентировано на граждан страны, исповедующих ислам, а потому в некоторой степени затрагивает и вопрос содействия нормализации мирному урегулированию.

По некоторым данным, переговоры пока не были завершены, а согласование окончательных условий, прежде всего в сфере безопасности, продолжается. В частности, Израиль, Египет и Эр-Рияд разрабатывают некий трехсторонний механизм сотрудничества для обеспечения свободы судоходства, который потенциально может стать основой для дальнейшего расширения взаимодействия на другие сферы. Кроме того, передача островов способствует продвижению египетского плана превращения в региональный энергетический хаб. Еще в 2016-2018 гг. на фоне разработки и обсуждения соглашения о делимитации морской границы в местных источниках поднималась тема добычи нефти и газа в Красном море, препятствием для чего и была неурегулированность статуса островов. Расширение саудовского присутствия, в свою очередь, повлечет за собой то, что на КСА ляжет повышенная ответственность по сдерживанию ИРИ на море. В некоторой степени эти позитивный сигнал для Иерусалима, поскольку раньше там не исключали, что, несмотря на консолидацию усилий по борьбе с Ираном, в случае открытого конфликта в нем будет участвовать только Израиль. Наконец, по сути, саудиты должны начать исполнять часть условий, предусмотренных египетско-израильским мирным договоров, что воспринимается как укрепление доверия между ними.

Впрочем, есть и альтернативная трактовка текущих событий, согласно которой вопрос о статусе Тирана и Санафира давно решен, а сообщение о его проработке с привлечением Израиля является поводом для интенсификации контактов, однако до конце не понятно, кого с кем. В частности, речь может идти об оправдании диалога Иерусалима и Эр-Рияда, или о поиске причины для восстановления отношений КСА и США. Еще на стадии предвыборной гонки Дж.Байден пообещал относиться к королевству как к «государству-изгою» из-за обстоятельств убийства журналиста Дж.Хашогги, но в изменившихся геополитических реалиях Эр-Рияд приобретает все большее значение для Вашингтона в энергетике и ближневосточной политики, а потому требуется найти веские доводы для трансформации восприятия страны и лично Мухаммеда бен Сальмана. Прогресс в переговорах о суверенитете над островами и сближение с Израилем вполне могло бы стать поводом для такого шага.

В пользу последней версии говорит перенос визита президента США на Ближний Восток, который предположительно должен был включать остановки в Израиле и КСА, с конца июня на июль. На официальном уровне традиционно такой шаг представители американской администрации объяснили насыщенным графиком Дж.Байдена. Помимо этого ряд СМИ счел момент неподходящим из-за внутриполитической ситуации в Израиле. Вместе с тем, обращает на себя внимание, что полная программа поездки не публиковалась, что в большей степени согласуется с повесткой в отношениях с КСА, а саудовская оппозиция выступила с резкой критикой в адрес Дж.Байдена, готового пойти на контакт с М.бин Сальманом, не добившись никакого прогресса в гарантиях соблюдения прав человека.

В целом текущие контакты Эр-Рияда и Иерусалима подтверждают, что в процессе нормализации между Израилем и умеренными региональными режимами на первое место выходят сопутствующие преимущества, которые готовы предложить США потенциальному кандидату на сближение с главным американским ближневосточным партнером. Однако в текущей ситуации президент, пожалуй, испытывает наибольшей негативное давление, поскольку уступки КСА напрямую нарушают предвыборные обещания, по сути, и отличавшие Дж.Байдена от Д.Трампа, что особенно рискованно, принимая во внимание предстоящие ноябрьские промежуточные выборы в Конгресс. Более того, саудиты осознают характер сложившейся для США ситуации, а также то, что альтернатива примирения с ними для увеличения объемов нефтедобычи еще хуже, поскольку, если говорить о Ближнем Востоке, потребует еще более резкого пересмотра подходов к Ирану.