- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О негативном влиянии индуистского национализма на отношения Индии с государствами Персидского залива

Как указывают британские эксперты, регион Персидского залива и Индии является вторым по величине миграционным коридором в мире. Денежные переводы из региона составили 2% ВВП Индии в 2019 году, незадолго до пандемии коронавируса. Но в то время как индийское присутствие на Аравийском полуострове насчитывает несколько веков, в основном мирный и аполитичный характер сообщества в регионе подвергается серьезному напряжению на фоне роста индуистского национализма и ухудшения положения меньшинств в Индии. В 2020 году несколько индийских рабочих были депортированы из ОАЭ за якобы исламофобских заявлений в социальных сетях. Ранее в этом году индийский ресторан в Бахрейне, как сообщается, пришлось закрыть, когда персонал дискриминировал клиента в хиджабе. Еще один скандал произошел на прошлой неделе  после того, как два чиновника правящей в Индии «Бхаратия Джаната Парти» (БДП) публично оскорбили ислам и пророка Мухаммеда, что вызвало призывы к бойкоту индийских товаров в ряде стран Персидского залива. Негативная реакция привела к быстрому увольнению двух чиновников и примирительным заявлениям индийского правительства. На прошлой неделе молодежный лидер БДП был арестован за антимусульманские комментарии на фоне продолжения  скандала из-за исламофобии. Харшит Шривастава был арестован в городе Канпур, северный штат Уттар-Прадеш. Помимо него по меньшей мере 50 человек были взяты под стражу после напряженности в Канпуре. Спорадические беспорядки были зарегистрированы в других частях страны после комментариев против пророка Мухаммеда пресс-секретарем БДП Нупуром Шармой во время телевизионных дебатов. Внутреннее возмущение набрало новый импульс после того, как лидеры исламских стран, включая Катар, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Оман, Индонезию, Малайзию, Пакистан, Иран и Афганистан, потребовали извинений от индийского правительства и вызвали дипломатов в знак протеста против антиисламских замечаний. Влиятельная Организация исламского сотрудничества (ОИС), состоящая из 57 членов, сообщила в своем заявлении, что оскорбления произошли в контексте все более интенсивной атмосферы ненависти к исламу в Индии и систематических преследований мусульман. Министерство иностранных дел Индии заявило 7 мая, что оскорбительные твиты и комментарии никоим образом не отражают взгляды правительства. По ряду данных, нескольким его членам от индуистской националистической партии были даны инструкции быть «крайне осторожными» при разговоре о религии на общественных платформах.

Однако для государств Персидского залива противодействие повторяющемуся вызову со стороны радикальных индуистов осложняется не столько наличием большой индийской диаспоры, сколько углублением геостратегических связей между Индией и двумя крупнейшими экономиками Персидского залива, Саудовской Аравией и ОАЭ. Несмотря на исторические связи между Индией и Персидским заливом, только за последнее десятилетие, с момента прихода к власти премьер-министра Нарендры Моди, наблюдается интенсивное проявление сотрудничества  на государственном уровне. Хотя Моди давно известен своими экстремистскими наклонностями ( именно при его поддержке произошли самые крупные антимусульманские демонстрации в  истории Индии, что привело к дипломатическому бойкоту против него со стороны США, Великобритании и некоторых европейских стран) это не помешало лидерам Саудовской Аравии, ОАЭ и Бахрейна оказать Моди свои самые высокие гражданские почести после того, как он стал премьер-министром. Глобальный экономический крах 2008 года, за которым последовала «арабская весна» и снижение американского присутствия на Аравийском полуострове, побудил несколько государств Персидского залива посмотреть на Китай и Индию  в качестве гарантов для своей  экономической и политической безопасности. ОАЭ и Саудовская Аравия входят в пятерку крупнейших торговых партнеров Индии. ОАЭ являются не только домом для крупнейшей индийской диаспоры в Персидском заливе, но и для 13 миллиардеров индийского происхождения — самого высокого числа в мире. Правительство Моди не стеснялось ухаживать за богатыми индийскими бизнесменами за рубежом для достижения политических целей дома: во время визита в ОАЭ Моди, как сообщается, провел закрытую встречу с индийскими бизнесменами, которые пообещали инвестировать в спорную территорию Джамму и Кашмир. Состоятельные индийские экспатрианты в ОАЭ все чаще становятся проводником легитимности режима Моди в Кашмире.

Относительно более демократический Кувейт последовательно выступал в ответ на рост исламофобии в Индии при Моди. Это единственное государство Персидского залива, которое Моди еще предстоит посетить. Ранее в этом году группа кувейтских парламентариев призвала страну запретить въезд членов БДП после того, как мусульманским студентам в штате Карнатака запретили посещать занятия [1] за ношение хиджаба. Нынешний спор, связанный с оскорблениями пророка Мухаммеда, привел к тому, что Кувейт и Катар вызвали для выражения протестов  индийских послов. Министерство иностранных дел  Катара даже потребовало публичных извинений от индийского правительства. Еще больше усложняя ситуацию, военная операция России на Украине подчеркнула линии разлома между Глобальным Севером и Глобальным Югом. Индия, ОАЭ, Саудовская Аравия и Израиль теперь стали неформальным политическим блоком, с конвергенцией как в их геоэкономической стратегии, так и в их нейтральной позиции по отношению к российской операции. С другой стороны, такие государства, как Кувейт и Катар, с их исламистскими наклонностями и статусом основных союзников США, не входящих в НАТО, имеют больше возможностей для оказания дипломатического давления на индийское правительство в связи с его воинственной исламофобией. Каждая администрация США во время пребывания Моди в должности, включая администрацию Д.Трампа, выражала только озабоченности по поводу роста религиозной нетерпимости в Индии, но при этом не последовало никаких практических шагов. Это понятно. Помимо победы на двух последовательных национальных выборах с подавляющим большинством, БДП также является самой богатой политической партией Индии. Даже Болливуд стал важным инструментом мягкой силы для режима Моди, с фильмами, запрещенными в ряде стран  Персидского залива за  изображение в них мусульман в карикатурном свете.

Экономика в любом случае будет в центре любой стратегии борьбы с индуистским национализмом в Индии и его мягкой силой в Персидском заливе. Индийцы за рубежом, как сообщается, являются крупнейшей группой доноров БДП, что вкупе  с бойкотом индийских товаров может стать  инструментами  более тонкой и последовательной стратегии стран Персидского залива по созданию  экономических издержек в случае проявлений антиисламских проявлений в Индии.