- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об активизации президентом Турции Р.Т.Эрдоганом работы по привлечению на свою сторону избирателей в турецкой диаспоре

Как утверждают некоторые турецкие оппозиционные СМИ,  президент Турции Р.Т.Эрдоган в настоящее время активизировал мобилизацию своих религиозных агентов, работающих в зарубежных странах с целью проведения социологических опросов членов турецкой диаспоры, чтобы принести ему голоса на предстоящих выборах, на которых каждый голос будет иметь решающее значение для его политического выживания в условиях ухудшения перспектив турецкой экономики. Сообщение об этом было передано на встрече на прошлой неделе имамам, отправленным за границу правительственным управлением по делам религий (Diyanet) для работы в составе команд в турецких посольствах и консульствах в качестве атташе и консулов. Встреча религиозных атташе и консулов в турецкой столице Анкаре, созванная главой Diyanet Али Эрбашем, активным сторонником Эрдогана, выбранным лично  президентом для управления огромной сетью имамов и мечетей, которая финансируется за счет значительного бюджета. На закрытом заседании Эрбаш поручил своим людям за рубежом тесно сотрудничать с другими правительственными структурами в достижении целей, поставленных Анкарой. Атташе и консулы также прибыли в президентский дворец 2 июня для частной аудиенции с Эрдоганом. Ни слова о содержании разговора никогда не сообщалось турецкой прессой, что означает, что встреча проходила в закрытом режиме без допуска на встречу новостных агентств. Хотя надежность опросов общественного мнения очень сомнительна в Турции в силу того, что большинство социологов работают с правительством, такие опросы, тем не менее, указывают на то, что Эрдоган теряет поддержку избирателей. Согласно этим опросам реальна возможность негативной  реакции избирателей на фоне роста цен на продовольствие и энергоносители, гиперинфляции, роста безработицы и быстрого снижения покупательной способности и стоимости турецкой лиры. Даже если власти  прибегнут к скрытым фальсификациям во время выборов и должным образом воздействовать на судей в рамках принятия ими «нужных» решений в его пользу при спорных подсчетах голосов. Эрдоган уже протолкнул через парламент законопроект, который снижает порог доступа для партий в парламент, что играет в пользу союзников  правящей Партии справедливости и развития (ПСР), и у него есть еще один козырь в виде голосования за рубежом, чтобы склонить итоги голосования в свою пользу. Поэтому Эрдогану нужен каждый голос, чтобы максимально сократить разрыв и выиграть выборы, как президентские, так и парламентские. Именно здесь голоса турецкой диаспоры должны сыграть принципиально важную роль, и Эрдоган в настоящее время полагался на правительственных имамов для повторения положительного опыта голосования  на предыдущих выборах.

Diyanet радикально трансформировался в последнее десятилетие правления Эрдогана и превратился в инструмент для проецирования поляризующей и разделяющей политическую исламистскую идеологию правящей партии как в Турции, так и за рубежом. Те, кто сопротивлялся политизации этого религиозного органа, были массово зачищены в последние годы, заменены  сторонниками Эрдогана, чей мандат состоял в том, чтобы выполнять приказы правительства под религиозным камуфляжем. Официальные данные парламентских выборов 2018 года показывают, что ПСР Эрдогана набрала 52,5% процента голосов турецких экспатриантов, и эта цифра увеличилась до 60,6% процента, если иметь в виду  голоса ее партнера, ультраправой Партии националистического движения (ПНД). На президентских выборах в том же году Эрдоган набрал 59,4% всех голосов за рубежом в гонке против главного кандидата от оппозиции.

Турецкие мечети, ассоциации и фонды, поддерживаемые и финансируемые турецким правительством в других странах, играют важную роль в регистрации избирателей и кампаниях голосования, и президент Эрдоган рассчитывает на Diyanet, среди прочего, чтобы сохранить свою электоральную поддержку в диаспоре. Его постоянная критика  Европы, где проживает большинство турецких избирателей-экспатриантов, также направлена на то, чтобы привлечь в свой лагерь избирателей, которые имеют претензии к странам, в которых они живут.

Diyanet имеет бюджет 16,1 млрд турецких лир на 2022 год, контролирует около 90 000 мечетей и нанимает почти 140 000 сотрудников, включая тех, кто работает в диаспоре. Некоторые операции за рубежом финансируются Турецким фондом по делам религий (Türkiye Diyanet Vakfı, TDV), организацией со значительными активами и годовым бюджетом более миллиарда турецких лир. Он контролируется главой Diyanet Эрбашем. Фонд действует в 149 странах и имеет 1003 филиала в Турции. Флагманский проект TDV заключается в обучении и подготовке иностранных студентов по обмену в соответствии с исламистской идеологией режима Эрдогана и воспитании поколения молодых исламистов, которые будут помогать и продвигать эту идеологию в других странах. Управляемые Diyanet мечети и их имамы в Европе неоднократно становились участниками шпионских скандалов. Так, в 2016 году, турецкие имамы были пойманы  ФРГ на шпионаже за критиками и противниками режима Эрдогана. В 2016 году появился документ, который показал, что Diyanet проводила слежку за членами движения Ф.Гюлена, группы, критикующей правительство Эрдогана, в 38 странах, включая Швейцарию, Нидерланды, Германию, Норвегию и Австрию. В декабре 2016 года Турции пришлось отозвать Юсуфа Акара, атташе по религиозным вопросам посольства Турции в Гааге после того, как голландские власти обвинили его в сборе разведданных о гюленистах. Аналогичным образом и по этим же обвинениям бельгийские власти отклонили визовые заявления 12 турецких имамов, желающих работать в стране в 2017 году. Правительство центральногерманской земли Гессен прекратило сотрудничество с Турецко-Исламским союзом по делам религий (Diyanet Işleri Türk Islam Birliği, или DITIB). «Сомнения в фундаментальной независимости  DITIB от турецкого правительства не могут быть решены» — заявил министр культуры Александр Лорц. DITIB, немецкая ветвь Diyanet и религиозный инструмент влияния режима Эрдогана, контролирует имамов, отправленных турецким правительством в европейские страны.