- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новая военная операция ВС Турции на севере Сирии: административно-территориальный аспект

В ноябре 2021 года Р.Т.Эрдоган (Recep Tayyip Erdoğan) планировал новую военную операцию в Сирии, направленную на захват города Телль-Рифаат к северу от Алеппо. Учитывая его близость к турецкой границе, турецкий президент планировал, чтобы населенный пункт был свободен от любых форм курдского военного влияния. Однако, планируемая операция так и не состоялась: ее не одобрили ни США, ни Россия. Теперь турецкий лидер официально объявил, что возродил свой проект по проецированию силы[i] [1]. Выдвигая саму идею новой военной операции семь месяцев назад, Р.Т.Эрдоган предложил В.В.Путину так называемый «обмен территориями». В обмен на «зеленый свет» маршу на Телль-Рифаат Турция отказалась бы от претензий на 40 деревень к югу от шоссе  М4, расположенных к югу от Идлиба. Обмен территориями между Р.Т.Эрдоганом и В.В.Путиным был обычным явлением с тех пор, как российские вооруженные силы вошли в Сирию в сентябре 2015 года. В середине 2016 года турецкий президент отказался от Восточного Алеппо в обмен на отправку своих войск для захвата приграничных городов Джараблус, Азаз и Аль-Баб. Через два года он сделал это снова в Восточной Гуте, в обмен на Африн, находившийся в сфере влияния России. Два лидера плодотворно взаимодействовали в Сирии, несмотря на кратковременную напряженность в январе-феврале 2020 года, что привело к тому, что российская сторона в одностороннем порядке заняла подконтрольную Турции территорию Хан-Шейхун.

Предположим, что на этот раз В.В.Путин не был заинтересован в каком-либо новом территориальном обмене. Более того, было акцентировано, что Р.Т.Эрдогану необходимо сначала выполнить свою часть обещания, данного еще 2018 году, по очистке Идлиба от «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в РФ). Собственно все 11 бригад ХТШ в конце мая- начале июня приняли участие в военных учениях в Идлибе, где отрабатывалась переброска и сосредоточение сил группировки на возможных направлениях наступления правительственных войск. Общая численность этой террористической группировки и каждой из ее бригад неизвестно, но, вероятно, каждая из них может насчитывать 2-3 тыс. боевиков, после того как ХТШ смогла увеличить свое численность за счет вербовки в свои ряды местных жителей в Идлибе. Вербовке способствует наличие денежных вознаграждений и продовольственных пайков вступившим в этот террористический альянс лицам на фоне тяжелой экономической ситуации в Идлибе.

Кроме того, вполне логично, что В.В.Путин хотел, чтобы было возрождено Аданское соглашение с Сирией, что дало бы следующие плодотворные результаты:

– восстановление дипломатических отношений между Дамаском и Анкарой и создание совместных комитетов по безопасности. Это дало бы сирийцам полный контроль над своей стороной границы, признав сирийский суверенитет над всеми городами и деревнями, находящиеся под контролем Турции;

– в качестве ответной меры сирийцы бы дали обязательства не подпускать курдских сепаратистов к приграничной зоне и разрешать туркам входить на расстояние до 5 км в погоне за курдскими боевиками, но только после информирования властей САР и получения их официального согласия. Таким образом, Аданское соглашение дало бы туркам право временно заходить на территорию Сирии, но не создавать на постоянной основе военные базы.

Как известно, российский президент предложил поправки к первоначальному тексту Аданского соглашения, призывающие к размещению российских военнослужащих вдоль сирийско-турецкой границы, чтобы дать Р.Т.Эрдогану дополнительный уровень безопасности и расширить территорию, на которую могут на время зайти турки. Хотя Р.Т.Эрдоган выразил поддержку инициативы В.В.Путина, серьезных усилий по возрождению данного соглашения предпринято не было[ii] [2].

В феврале 2022 года наступил украинский кризис. Несмотря на то, что первоначально Р.Т.Эрдоган занимал несколько нейтральную позицию в отношении конфликта, он постепенно начал переходить на американскую орбиту, предоставляя Украине беспилотные летательные аппараты и принимая на своей территории украинских беженцев. Ситуация изменилась, когда Швеция и Финляндия подали заявку в НАТО, что заставило В.В.Путина и Р.Т.Эрдогана «вернуться в одну лодку». Президент России сделал бы все возможное, чтобы воспрепятствовать расширению НАТО, в то время как Р.Т.Эрдоган никогда бы этого не допустил, потому что два скандинавских государства традиционно поддерживали Рабочую партию Курдистана (Kürdistan İşçi Partisi, РПК).

В завершение отметим, что в новых условиях Р.Т.Эрдоган, как представляется, пытается заключить сделку по обмену, которая сильно отличается от предыдущей. Если В.В.Путин согласует операцию в сирийском Телль-Рифаате, Турция продолжит накладывать вето на расширение НАТО. Приведем официальную позицию Турции, озвученную М.Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu) во время совместной пресс-конференции с главой МИД Чехии: «Турция всегда поддерживала политику открытых дверей НАТО. В настоящее время есть две страны-кандидата. На данный момент одной из двух наиболее важных угроз, стоящих перед НАТО, является Россия, а другой – терроризм. Соответственно мы хотим, чтобы учитывалась обеспокоенность всех союзников. Поддержка, которую эти страны [Швеция и Финляндия] оказывают террористическим организациям известна. Кроме этого, эти две страны ввели ограничения в отношении Турции [санкции на продажу оборонной промышленности]. Мы письменно передали Швеции и Финляндии наши ожидания и опасения. Мы также обсудим эти вопросы более подробно с генеральным секретарем НАТО. Мы еще раз повторяем: необходимо учитывать озабоченность Турции по поводу безопасности, также необходимо прекратить поддерживать терроризм»[iii] [3]. С другой стороны, если США одобрят новую турецкую операцию в Телль-Рифаате, то турецкий лидер может отказаться от возражений против заявок Швеции и Финляндии на членство. В отличие от предыдущих сделок 2016-2018 годов, Р.Т.Эрдогана никто не будет убеждать отказаться от сирийской территории в обмен на Телль-Рифаат, учитывая, что в современном мире это последнее, что беспокоит российское политическое и военное руководство.

[i] [4] https://gulfnews.com/opinion/op-eds/how-the-crisis-in-ukraine-is-changing-the-regional-political-dynamics-1.88509750

[ii] [5] The Polotical Economy of Syria in Conflict: in 2 vol. Vol 1: The Struggle for Survival / ed. by. V.A.Kuznetsov – Moscow: IOS RAS, 2022. – 344 p.

[iii] [6] https://www.aa.com.tr/tr/politika/cavusoglu-lavrov-ile-gorusmede-dortlu-toplantiya-ev-sahipligi-yapmaya-hazir-oldugumuzu-soyledik/2611216