- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О гуманитарной помощи Сирии по каналам ООН

На фоне недавних глобальных геополитических изменений характер и модальности гуманитарного содействия Сирии по каналам ООН, которое преимущественно спонсируется западными донорами, может кардинально измениться.

В то же время, состоявшаяся 24 мая в Брюсселе очередная ежегодная международная донорская конференция по поддержке Сирии прошла довольно буднично. Более того, по ее итогам удалось мобилизовать в форме международных обязательств порядка 6.8 млрд долларов на поддержку сирийцев как внутри страны, так и беженцев в соседних странах, на период в 2022 году и в более долгосрочной перспективе. Примечательно, что эта сумма оказалась на 1.1 млрд долларов США больше, чем было собрано на брюссельской конференции в прошлом году. По традиции, Европейский союз выступил в качестве ведущего донора. Из заявленных обязательств в 6.8 млрд долларов порядка 75% (4.8 млрд евро) были анонсированы Европейской комиссией и отдельными странами-членами Евросоюза.

С другой стороны, особо отметим, что как показывает практика предыдущих лет, нет никаких гарантий, что заявленные западными донорами обязательства будут исполнены в полном объеме и обещанные финансовые ресурсы выделены. Гуманитарная помощь часто служит инструментом достижения политических целей, поэтому на фоне украинского кейса и безоговорочной поддержки Дамаском России, можно предположить, что большая часть гуманитарной помощи от западных доноров по линии ООН будет адресована сирийским беженцам в соседних странах, чем сирийцам, проживающим в контролируемых Дамаском регионах внутри страны.

Кроме того, собранная на конференции в Брюсселе сумма в 6.8 млрд. оказалась на порядок меньше пересмотренного оценочного бюджета ООН для гуманитарных операций в Сирии, который составляет в 2022 году более 10 млрд долларов. ООН в последние месяцы ухудшила прогноз по Сирии в контексте нарастающего финансового, энергетического и продовольственного кризиса, прогнозируя его существенные негативные последствия для практически всех без исключения секторов национальной экономики. Только по предварительным оценкам на июнь с.г., общее число нуждающихся в гуманитарной помощи сирийцев выросло на 1.2 млн человек по сравнению с 2021 г. и достигло 14.6 млн человек. Ожидается, что к концу текущего года их число может превысить 15 млн человек.

В условиях растущих гуманитарных потребностей и отсутствия твердых гарантий со стороны западных доноров о выделении обещанных на конференции в Брюсселе финансовых ресурсов для решения острых гуманитарных и экономических проблем, значение достигнутых на этой донорской конференции результатов может быть еще более нивелировано.

Другим существенным вопросом в контексте оказания гуманитарного содействия по каналам ООН в Сирии является проблема гуманитарного доступа. Несмотря на возражения Дамаска, с начала конфликта весь объем гуманитарной помощи в Сирии по линии ООН поступал из соседней Турции и соответственно направлялся непосредственно в регионы, контролируемые протурецкими силами, прежде всего провинцию Идлиб, либо через приграничные курдские регионы из Ирака, а также из Иордании. Таким образом, сирийское правительство фактически было лишено реальной возможности контролировать поступление и распределение гуманитарной помощи, поступающей по линии ООН. По сути, такое положение дел нарушало (и продолжает нарушать) гуманитарные принципы, в том числе передачу гуманитарной помощи по официальным правительственным каналам.

Долгое время, вопрос регулирования пограничных гуманитарных коридоров служил предметом острых дискуссий в Совете Безопасности ООН. В 2014 году в разгар боевых дествий в Сирии Совет Безопасности принял решение, разрешающее поставки гуманитарных грузов в Сирию через четыре контрольно-пропускных пункта, расположенных по периметру сирийской границы с Турцией, Ираком и Иорданией — Баб-эс-Салям, Баб-Аль-Хава, Эль-Ярубия и Аль-Рамата. В 2020 г. по решению Совета Безопасности ООН по инициативе России два из четырех гуманитарных коридоров (граничащих с Ираком и Иорданией) были закрыты, а с середины 2021 г. функционирует единственный гуманитарный коридор Баб-аль-Хава через провинцию Идлиб. В преддверии истекающего в июле с.г. срока выданного на один год мандата Советом Безопасности ООН на функционирование этого гуманитарного коридора (резолюция Совбеза ООН 2585), высока вероятность того, что Дамаск при поддержке России будет добиваться отмены этого гуманитарного механизма, и стремится обеспечить поступление гуманитарной помощи по линии ООН напрямую в распоряжение сирийского правительства, как того требуют гуманитарные принципы.

При этом, в случае принятия Советом Безопасности ООН решения в июле с.г. о закрытии последнего коридора гуманитарной помощи в Сирию, целый ряд западных доноров прозрачно намекнули, что могут отказаться от выполнения своих обязательств по линии проектов ООН. А такой поворот в свою очередь поставит под угрозу реализацию приоритетных проектов срочной помощи, особенно в условиях нарастающего глобального кризиса.

Резюмируя, реальные объемы гуманитарной помощи по линии западных стран, и особенно Европейского союза, позиционирующего себя как ключевого донора, в 2022-2023 гг. очевидно будут на порядок ниже заявленных донорами на брюссельской донорской конференции международных обязательств. С учетом структурных кризисных процессов в самом Европейском союзе, в текущем году общие объемы гуманитарного содействия, а также официальной помощи на цели развития, будут неуклонно снижаться. В настоящее время идет пересмотр всех бюджетных обязательств ЕС, и высоки шансы того, что сирийский трек попадет под существенное сокращение. В Брюсселе уже идет активное перенаправление выделенных на донорскую помощь средств из развивающихся стран в пользу Украины.

При этом, даже при сохранении достаточных объемов финансирования проектов ООН в Сирии, как и ранее, безусловный приоритет будет отдан чрезвычайной гуманитарной помощи, а не долгосрочным проектам восстановления. Кроме того, большую часть этих ресурсов Евросоюз выделит по линии Европейской комиссии, и адресует их сирийским беженцам в соседних странах – Ливану, Иордании, Ираку и Турции. Те же средства, которые западные доноры планируют направлять в саму Сирию, могут быть существенно сокращены в случае закрытия последнего гуманитарного коридора через Турцию в сирийскую провинцию Идлиб.