- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Визит главы Еврокомиссии на Ближний Восток: стратегия ЕС в отношении палестинцев

Дополнительной остановкой председателя Еврокомиссии У.  фон дер Ляйен на Ближнем Востоке стала Рамалла. Как и другие, ранее рассмотренные блоки данного турне, палестинский оказался сосредоточен на проблемах продовольственной безопасности и экономики, немного коснувшись и энергетического сектора. При этом если Иерусалиму и Каиру предлагалось выступить в роли партнеров, поддерживающих Брюссель в его стремлении приспособиться к новым санкционным реалиям, то Рамалле наоборот была предложена помощь с целью поддержать палестинцев в условиях международной нестабильности.

Главной новостью, прозвучавшей на встрече с главой правительства ПНА М.Штайе во вторник, стало сообщение У. фон дер Ляйен о разморозке пакета прямой экономической помощи палестинской администрации на 2021 г. в размере 214 млн евро, передача которых ранее была остановлена из-за обсуждения возможности обозначить конкретные условия для получения данного вида финансовой поддержки. Инициатором ужесточения курса в отношении Рамаллы ранее стал Европейский комиссар по политике соседства и вопросам расширения, представитель Венгрии О.Вархейи, высказавший идею обусловить транши внесением изменений в палестинские учебники, где ранее неоднократно обнаруживались подстрекательские материалы антиизраильского и антисемитского характера. Однако 15 стран-членов Европейского союза обратились с письмом в Еврокомиссию, призывая к скорейшей передаче финансирования, мотивируя это тем, что учебники признаны соответствующими стандартам ЮНЕСКО. Совет ЕС, в свою очередь, передал вопрос на рассмотрение У. фон дер Ляейн, которая и разрешила его в ходе визита на этой неделе.

Палестинские представители подчеркнули, что разблокировка фондов прямой поддержки была достигнута без каких-либо условий. По словам М.Штайе, ПНА «не примет никаких условий финансовой помощи и не пойдет на какие-либо уступки в отношении образовательной программы, которая является частью палестинского достоинства». А вот в Израиле местные СМИ написали, что судьба вопроса об условиях неизвестна. Это может косвенно свидетельствовать о наличие в Иерусалим подозрений, что в обмен на средства Рамалла должна пойти на какие-то встречные шаги Брюсселю, только они, вероятно, лежат далеко за пределами образования.

Помимо отсроченного пакета прямой помощи, который расходуется на медицинский сектор и выплату заработной платы, прежде всего служащих ПНА в Газе, Брюссель дополнительно перечислил 10 млн евро для поддержки Рамаллы в условиях роста цен на продовольствие. Всего же на нужды укрепления продовольственной безопасности в Палестине ЕС планирует направить 25 млн евро. Необходимость выделить эти средства, как и в египетской части визита, была мотивирована ситуацией на российско-украинском треке. Как сказала У. фон дер Ляйен, «Агрессивная война России оказывает разрушительное воздействие на цены на продукты питания и энергоносители. Палестинские территории зависят от импорта украинского зерна, как и многие другие уязвимые страны».

Поскольку основной акцент визита председателя Еврокомиссии был именно на энергетике, эта тема не могла не прозвучать и в связке с Рамаллой, однако получила она весьма противоречивые оценки. В минувший вторник в Каире состоялась встреча министра нефти и минеральных ресурсов АРЕ Т. аль-Муллы с председателем Совета директоров Палестинского инвестиционного фонда М.Мостафой, на которой было выражено намерение Египта содействовать развитию палестинской экономики, в том числе через участие в Газовом форуме государств Восточного Средиземноморья. Еще в феврале прошлого года Египет и ПНА подписали меморандум о взаимопонимании по разработке месторождения природного газа Gaza Marine. Также североафриканская страна, претендующая на статус регионального энергетического хаба, стремится к подключить добытое в районе сектора Газы «голубое топливо» к своим экспортным сетям, ориентированным на Европу.

Впрочем, статус Gaza Marine обостряет спор, пожалуй, еще более серьезный, чем тот, что существует между Израилем и Ливаном. Его острота связана как с тем, что в данном случае юрисдикцию над месторождением оспаривает еще и ХАМАС, так и с опасениями Иерусалима, с середины 2000-х гг. обозначившего, что средства от продажи этого газа должны быть под контролем третьей стороны, чтобы они не могли быть использованы в террористической деятельности. На стадии подписания указанного выше меморандума между Египтом и ПНА, группировка, контролирующая сектор, по сути, обвинила Рамаллу в попытке использовать запасы газа на шельфе Газы в собственных интересах, как для покрытия нужд Западного берега посредством поставок на электростанцию в Дженине, так и для экспорта. В частности, заместитель председателя Политбюро ХАМАС Муса Абу Марзук указал на то, что «Если Газа будет вынуждена импортировать природный газ оккупационного режима для единственной электростанции в секторе, то мы не должны стоять в стороне, пока наши природные ресурсы экспортируются в отдаленные страны».

Таким образом, приезд У. фон дер Ляйен в Рамаллу может свидетельствовать о нескольких целях, которые ЕС преследует в отношении палестинцев.

Во-первых, через разблокировку и увеличение финансовой поддержки Брюссель стремится показать, что ПНА сможет пережить международный кризис без поддержки Москвы.

Во-вторых, Европа и региональный посредник – Египет активно вовлекают ПНА в деятельность Газового форума с перспективой разработки шельфового газа в этой части Средиземноморья. Такой курс согласуется не только со стратегией диверсификации поставок, но и с одной из задач, возложенных на форум еще с подачи США – стать площадкой для палестино-израильского сближения.

Впрочем, есть в этой стратегии и ряд сложностей. Первая из них – безусловная поддержка палестинцев деньгами, которая в конечном итоге способна обернуться проблемами для Израиля. Сюда же примыкает и попытка превратить ПНА в значимого игрока Газового форума, что способствует укреплению международной легитимности Рамаллы, а значит и главы палестинской администрации. Второе препятствие обнаруживается в энергетике, ведь добыча газа со спорного месторождения требует времени не только на налаживание технических процессов, но и на урегулирование споров. При этом ЕС продолжает заявлять о планах поступательной реализации климатической политики. Отсюда напрашивается вывод, или Евросоюз готов несколько сдвинуть сроки перехода к альтернативной энергетике, или считает подключение палестинцев к этому блоку сотрудничества в большей степени политическим, а то и вовсе декларативным шагом. Наконец, наибольшие краткосрочные риски связаны с ХАМАС, который явно не устраивает договоренность об использовании ресурсов сектора без участия группировки, да еще и способствующая укреплению позиций М.Аббаса.