- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О внешней политике Турции в условиях спецоперации России на Украине. Часть 69

24 февраля с. г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР, однако, по факту прошедших двух месяцев, переросла в полноценную войну на Украине между Россией и коллективным Западом.

Это противостояние стало фактором, чье влияние на внешнюю политику буквально всех основных международных игроков сложно переоценить. Включая и Турцию, которая стремится не только извлечь из этого противостояния для себя дивиденды, но и выйти из конфликта значительно политически и экономически окрепшей. Можно заметить, что Турция внесла целый ряд коррективов в свою внешнюю политику, причем, буквально по всем направлениям. Продолжаем с этим разбираться.

При этом переименовываем цикл наших статей с «О турецкой реакции на операцию РФ на Украине» в «О внешней политике Турции в условиях спецоперации на Украине». Нумерацию статей нашего цикла сохраняем, с точки зрения сохранения хронологичности излагаемого нами материала.

Предыдущая Часть 68 нашего цикла доступна на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=86942 [1].

Мы не раз указывали на то, что Греция, в наши дни, играет для Турции роль раздражителя, аналогичного Украине для России.

При том, что в турецко-греческом противостоянии Запад выиграл отчетливо сторону Греции, с которой налаживает стратегическое военно-политическое сотрудничество. В условиях, когда перед ЕС стоит вопрос замещения России на своем рынке энергоносителей, Восточное Средиземное море, с его газовыми месторождениями, будет играть нарастающую роль. Проблема для Запада / Греции заключается в том, что Турция заняла по их поводу принципиальную позицию, требуя передела сообразно своему видению и своей карте раздела исключительных экономических зон, которые были представлены страной в Организацию Объединенных Наций.

Чтобы эта позиция не трансформировалась в турецкие шаги военного свойства, ЕС, пригрозили даже введением против Турции экономических санкций. Турция была вынуждена «притормозить», однако, война на Украине обещает ей серьезно отличающийся расклад: Запад «отвлекся» на Россию и мобилизовал силы и средства на поддержку Украины, а, следовательно, не будет готов решительно «осаживать» Турцию в её противостоянии с Грецией.

Обратимся к тем размышлениям турецких обозревателей, которые касаются греческого вопроса. Начнем с самого влиятельного англоязычного издания Турции – газеты Daily Sabah, которая распространяется не только в Турции среди зарубежной публики, включая дипломатические представительства, но и среди международных организаций, включая ООН и НАТО. Это делает газету печатным органом, значение которого трудно переоценить – своего рода рупоров, напрямую обращающимся в влиятельной западной публике.

15 июня с. г. известный турецкий политолог Мухиттин Атаман, который также является главным редактором журнала Insight Turkey, издаваемого со стороны Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) под заголовком «Новый западный инструмент против Турции». Статья вышла с изображением греческого флага, чтобы расставить все точки над «i».

Цитируем:

«Соединенные Штаты и Европейский союз использовали ближневосточный контекст, чтобы помешать Турции проводить напористую и автономную внешнюю политику. После изменения динамики в мире и процесса нормализации на Ближнем Востоке большинство региональных акторов, включая Турцию, реструктурировали свои внешние отношения, чтобы привести их в соответствие с новыми балансами.

Турция успешно преодолела угрозы, с которыми она сталкивается в различных контекстах.

Во-первых, Турция изменила в свою пользу региональную атмосферу на Кавказе после Второй карабахской войны. Вместе с Азербайджаном Турция сейчас имеет преимущество перед Арменией.

Во-вторых, Турция инициировала сближение с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ), Израилем, Саудовской Аравией и Египтом и тем самым нарушила региональную изоляцию на Ближнем Востоке.

В-третьих, Турция вносит свой вклад в сохранение политической региональной стабильности, хотя и хрупкой, на Балканах, проводя всеобъемлющую внешнюю политику. Турция достигает всех балканских стран и поддерживает их политически и экономически.

В-четвертых, она успешно выполняет роль активного нейтралитета в российско-украинской войне. До сих пор Турция играла положительную роль в конфликте и заслужила уважение обеих сторон.

В-пятых, будучи независимой от других стран в борьбе с терроризмом, Турция успешно вела борьбу с любой угрозой на своих южных границах.

В настоящее время, единственным проблемным регионом во внешней политике Турции остается Восточное Средиземноморье, в котором она конфликтует с Грецией.

Собственно говоря, баланс сил в регионе за последние два десятилетия изменился в пользу Турции. Турция начала играть в более высокой лиге, что вызывает больше беспокойства у Греции, которая эксплуатирует антитурецкие настроения в западных странах. Хотя Турция настойчиво приглашала Грецию за стол переговоров для достижения мирного решения в регионе, Греция отказывается дать положительный ответ. Вместо этого Греция пытается мобилизовать и спровоцировать западный мир против Турции.

Недавно греческие правительства предприняли ряд критических антитурецких шагов в регионе, а греческие официальные лица выступили с некоторыми неправомерными объяснениями, такими как провокационная речь, произнесенная премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом в Конгрессе США против Турции.

Греция использует любую возможность, включая мобилизацию западного общественного мнения, для проведения антитурецкой политики и тем самым наносит ущерб добрососедским отношениям. Однако, греческие политики забывают, что крупные западные страны также использовали греческое государство в своих интересах.

Западные страны поощряют антитурецкую позицию греков. Последние оборонные закупки Греции не решат греческих проблем, а лишь усилят напряженность в отношениях с Турцией, что будет контрпродуктивно для Греции. Как недавно заявил прессе министр национальной обороны Хулуси Акар, «Вооружение есть, против кого? Мы говорим, для чего это вооружение? Слишком много для нормальной обороны, слишком мало для Турции». Продолжается также нарушение демилитаризованного статуса островов и претензии Греции на расширение территориальных вод в Эгейском море.

Греческим чиновникам не следует забывать, что когда дело доходит до защиты их интересов, крупные западные страны не будут платить за их защиту никакой цены.

Как показывает опыт Украины в наши дни, в разных уголках мира есть много случаев, оправдывающих недоверие мира к западным странам.

После достижения определенных интересов западные страны могут отказаться от любого государства. Иными словами, греческие официальные лица не должны зацикливаться на конъюнктуре и наносить непоправимый ущерб отношениям с Турцией и тем самым наносить ущерб своим долгосрочным интересам.

Им не следует забывать, что цена следования за восходящей Турцией будет продолжать расти. Вместо того, чтобы стремиться к отношениям с нулевой суммой, они должны предпочесть взаимодействие с Турцией с положительной суммой, пока не стало слишком поздно. Если греческая сторона продолжит изменять условия, определенные международными соглашениями, и тем самым передвигать фундаментные камни в Эгейском море, она может застрять под этими камнями. В целом ясно, что филэллинизм на Западе не будет переведен в сферу реальной политики, и греческое лобби в Соединенных Штатах не может взять внешнюю политику США в заложники своих узких интересов».

А вот обозреватель той же самой газеты Мелих Алтынок публикует 16 июня материал под заголовком: «Греция – уже в оккупации».

Цитируем:

«Греческое правительство и связанные с ним СМИ уже давно используют Турцию, чтобы запугивать общественность. «Турки могли сначала взять острова Эгейского моря, а потом Афины!» Так как же отношения между двумя странами дошли до такой точки? Почему вновь поднялись страсти, когда напряженность в споре о юрисдикциях в Восточном Средиземноморье была снижена с помощью дипломатии?

Кризис достиг кульминации, когда премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис недавно примчался в Соединенные Штаты и нацелился на Турцию в Конгрессе. Пока турецкая делегация обсуждала F-16 в США, греческий лидер пытался убедить Вашингтон ввести эмбарго на Анкару, союзника по НАТО и соседа Греции. Произошло это в то время, когда «третьи стороны» не были включены по требованию Афин в механизм между Грецией и Турцией.

После этого шага, президент Реджеп Тайип Эрдоган сказал: «Мицотакис для меня больше не существует». Президент сказал это потому, что был явно убежден, что у Афин нет желания вести независимую равноправную дипломатию. Резкое заявление Эрдогана также можно рассматривать как отражение его истощения перед лицом таких шагов со стороны греческих властей.

На мой взгляд, Эрдоган поступает справедливо. Давайте посмотрим, как греческий депутат Клеон Григориадис объясняет истину, принятую Эрдоганом в его речи в греческом парламенте. По словам чиновника, в прессе создана атмосфера войны с Турцией. «В настоящее время американские солдаты, а не турецкие солдаты, бродят по Криту, Александруполису (Дедеагач), Ларисе и другим районам, оставленным Соединенным Штатам старыми товарищами (левой партии) СИРИЗА. Давайте проясним: Греция теперь

Есть еще кое-что, о чем греческий депутат забыл, поскольку Греция является не только базой США и Германии, но и «пленником» России. Да! Это правильно.

В декабре 2021 года обновлено соглашение о предотвращении инцидентов на море за пределами прибрежной зоны, подписанное между Грецией и правительством Советского Союза 10 апреля 1991 года. Таким образом, с одной стороны, Афины, открывшие свою территорию для США, согласились предоставлять прямую информацию России, а с другой — крейсировать в Черном, Эгейском и Восточном Средиземноморье.

Да! Нынешнее вынужденное правительство погрязшей в долгах Греции, не имеющей непроданного порта, явно обязано этой политике капитуляции. Вот почему она должна действовать как убийца в кризисах сверхдержав, которые платят за неё и спасают положение. Страна не может осуществлять даже самые простые суверенные права без их информирования. Она лишает свой народ процветания и «постоянного мира», который помог бы ей экономически, если бы она сотрудничала с Турцией, не мешая третьим сторонам, потерявшим бронзовые медали в Эгейском море и Восточном Средиземноморье.

Я думаю, что греческий народ должен прислушаться к следующим словам своего депутата-патриота Григориадиса, который осмелился критиковать страну под грохот войны:

«История говорит, что великие державы эксплуатируют малые державы и используют их в своих интересах, независимо от того, какую боль они могут причинить. Это как раз то, что произошло в 1922 году. Именно тогда великие державы грубо использовали Грецию в качестве отвлечения внимания от новых турок Кемаля (лидера-основателя Турции Мустафы Кемаля Ататюрка), чтобы они могли легко и без сопротивления добраться до нефтяных месторождений на Ближнем Востоке, которые находились под угрозой Османского правления в то время, как их сейчас используют как полезных идиотов. Период времени, в котором мы живем, требует, чтобы мы хорошо усвоили этот урок».

Вот почему турки хотят, чтобы Греция была спасена от оккупации. Хватит значит хватит! Пожалуйста, не дайте себя обмануть, дорогой сосед!».

Итак, каковы же основные тезисы турецких обозревателей в отношении Греции и турецко-греческих отношений?

Прежде всего, из материалов выше Греция предстает буквально самым проблемным соседом – партнёром Турции на международной арене. Со всеми остальными, как пытаются сказать турецкие авторы, туркам уже удалось договориться. Правда позволим себе выразить скепсис на этот счет, причем, что характерно, касательно всех перечисленных четырех стран, включая ОАЭ, Израиль, КСА и Египет. Полагаем, что, как минимум, преждевременно говорить о том, что достигнута нормализация отношений с ними.

Хотя, впрочем, тут надо сразу определиться с тем, что считать той самой «нормализацией»? Полагаем, что «нормализация» в контексте восстановления друг у друга дипломатических представительств – это ещё не означает того, что страны могут и, уж тем более, собираются плодотворно сотрудничать по стратегическим проектам друг друга.

Да, у Турции вновь заработало Посольство в Тель-Авиве. И на утверждение направлена кандидатура посла в Каире. Вот, что на эту тему 6 июня написало турецкое оппозиционное издание, газета Cumhuriyet в своем материале «Политолог Гюзалтан: Новый посол Турции в Египте ждет одобрения Каира». Цитируем:

«Источники, близкие к МИД Турции, в беседе с британской прессой сообщили, что Анкара назначит посла в Каире спустя 9 лет, и что этим человеком станет Салих Мутлу Шен, занимавший пост представителя Турции в Организации исламского сотрудничества в период 2015-2020 гг. Взоры обратились в сторону Каира.

Политолог Онур Синан Гюзалтан, который продолжает обучение в Российском университете дружбы народов (РУДН) в Москве и ранее долгое время жил в Каире, сказал (газете) Cumhuriyet: «Тот человек, к которому я обратился с этим вопросом, ранее занимал весьма ответственный пост. Этот источник – близок к Министерству иностранных дел Египта. Он подтвердил информацию о том, что посол в Каире, назначенный Турцией, ждет одобрения египетской стороны, чтобы приступить к исполнению своих обязанностей. Если кратко, то можно сказать, что с одобрением посла Каиром в отношениях Анкара-Каир будет открыта новая страница».

Подчеркнув, что власти двух стран еще не выступили с официальным заявлением по этому поводу, Гюзалтан также сказал: «Египетские журналисты, которых я спросил о развитии событий, заявили, что власти в Каире воздерживались от положительных или отрицательных комментариев».

Гюзалтан продолжил свои слова следующим образом: «Несмотря на то, что предварительные переговоры между Турцией и Египтом в мае и сентябре продвигались медленно, все подавало признаки того, что между двумя странами будет открыта новая страница …».

Подчеркнув, что за последний период произошли два важных события, Гюзалтан сказал: «Первое из них — это позитивные сообщения, сделанные министром национальной обороны Хулуси Акаром относительно отношений с Египтом в рамках проблемы Восточного Средиземноморья. Второе – снова связанное с Министерством национальной обороны. На мероприятие, организованное в марте месяце, были приглашены и египетские офицеры. В заявлении, сделанном после мероприятия, Египет был причислен к числу дружественных стран. Однако это событие, что интересно, не нашло должного внимания в прессе…»».

Далее издание приводит краткую историю разрыва отношений между Турцией и Египтом в результате событий так называемой «арабской весны».

Завершается публикация следующими словами:

«Президент Реджеп Тайип Эрдоган открыто критиковал нарушения прав человека в отношении лидеров и членов «Братьев-мусульман» после переворота, но политика Турции в отношении Египта в последнее время претерпела значительные изменения.

В целях улучшения отношений с Египтом, Турция в прошлом году сняла вето против совместной деятельности Египта с НАТО и прекратила вещание базирующихся в Стамбуле телеканалов, принадлежащих «Братьям-мусульманам». В прошлом году между Турцией и Египтом состоялись два раунда переговоров, направленных на улучшение двусторонних отношений».