- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о закупке и модернизации Турцией истребителей F-16. Часть 1

Тема развития и модернизации самолетного парка ВВС является для Турции стратегической. При этом задача закупки Турцией сначала истребителей F-35, а потом, после исключения из программы, истребителей F-16 имеет срочность. Турция находится на этапе, пока ещё управляемой, эскалации напряженности с соседней Грецией. Впрочем, нельзя исключать того, что в обозримой перспективе процесс пойдет по нарастающей.

При этом, ситуация может сложиться не в пользу Турции в части тех же самых ВВС. В отличие, к примеру, от ВМФ, где Турция является страной более самодостаточной от поставок из-за рубежа, имея свое собственное развитое судостроение.

Греция, в отличие от Турции, не только не находится под ограничениями со стороны Запада в плане поставок вооружений, она западными партнёрами активно вооружается. Возможное изменение баланса сил в регионе в пользу Греции становится причиной нарастающей озабоченности Турции, которая пытается находить выход из сложившейся ситуации. В том числе переориентацией на альтернативных партнёров.

В период до начала специальной военной операции «пунктирной линией» — в смысле, предельно аккуратно и не выпячивая эту деятельность перед западными партнёрами — Турцией велись переговоры с Россией о закупке российских истребителей.

Сейчас же, как, в неофициальных разговорах по этой теме, отмечают турецкие обозреватели, «геополитически» является крайне трудным и неправильным шагом обращаться в сторону российской техники. Это можно понять, если вспомнить, какая последовала реакция на закупку Турцией российских систем С-400 в «довоенный период» и сравнить тот период времени с нынешним.

Что, впрочем, не снимает с повестки дня большую турецкую головную боль по сохранению военного паритета с Грецией. При полном понимании того, что если этот паритет будет изменен в пользу Греции, то о «Синей Родине» и о газе Восточного Средиземного моря можно будет смело забыть. А если об этом забыть, то крест можно поставить на любых идеях о том, что Турция может, в обозримой перспективе, стать глобальной державой, выйдя из разряда державы региональной.

Ещё раз, для лучшего понимания ситуации, прочертим логическую связь: природный газ Восточного Средиземного моря = энергетическая независимость Турции, источник дополнительных поступлений от экспорта, положительное сальдо внешней торговли и по текущим бюджетным операциям. Более того, природный газ Восточного Средиземного моря = экономический рычаг, новые экономические возможности, которые могут быть направлены как на внутреннее развитие, так и на проекты своего зарубежного продвижения. Формула «голь на выдумки хитра» становится нерелевантной. Турки становятся энергетически «зажиточными».

За рамками экономики, газ Восточного Средиземного моря = развязка зависимости от Российской Федерации и возникновение большей свободы маневра в региональной конкуренции с нашей страной. То есть, расширяется диапазон внешнеполитических инструментов, и Турция может действовать без оглядки, по крайней мере, на «Турецкий поток» и «Голубой поток».

Помимо всего прочего, решение вопроса с газом Восточного Средиземного моря в свою пользу, означает для Турции то, что международным сообществом, добровольно или вынужденно – неважно, принята за основу её карта исключительных экономических зон, а не карта Греции — Кипра. Границы влияния Греции и Республики Кипр отодвигаются от турецких берегов, что является вопросом обороноспособности страны. О чем Турция, в последнее время, говорит с удвоенной силой.

Итак, как мы видим, все это заключено в решении «всего лишь» одного вопроса с природным газом в регионе. Причем, очертили мы круг выгод и приобретений для Турции приблизительно, в своих основах. Если уходить глубже, то Турция с газом имеет возможность наращивать свое влияние на Европу, в качестве альтернативы России. А такого рода решения на фоне войны на Украине являются крайне востребованными.

Однако, подчеркнем, что решить этот вопрос в свою пользу может лишь только региональная военная держава, чья мощь должна кратно превышать возможности её региональных соперников. В данном случае, возможности Греции и Кипра, которые получают от Запада передовые образцы военной техники и кредиты на её приобретение. Не говоря уже о строительстве американских военных баз на греческой территории. Неслучайно ведь, на пресс-конференции после переговоров с президентом Венесуэлы Н.Мадуро в Анкаре, президент Р.Т.Эрдоган обвинял Запад и, если говорить конкретнее, именно США в том, что те вооружают Грецию против Турции.

При этом, «западники» продолжают сдерживать Турцию в плане наращивания потенциала её Вооруженных сил. Турцию не только исключили из программы создания истребителя 5-го поколения F-35, но и придерживают с вопросов поставки ей новых истребителей F-16 и модернизации тех, которые уже стоят на вооружении турецких ВВС.

Возвращаемся к тому, что сказали выше с новым уровнем понимания важности для Турции вопроса. Вопрос является действительно «болью» турецкого руководства. В попытках решения его Турция будет искать новые варианты и, разумеется, наталкиваться на противодействие со стороны Греции, которая активно лоббирует свои интересы не только в США, но и в ЕС. Причем, и там и там позиции Греции являются весьма серьезными, и (пока) превышают турецкие возможности. Мы не раз говорили о том, что на Западе буквально дожидаются ухода президента Р.Т. Эрдогана из власти, а, следовательно, «лоббируй – не лоббируй» до итогов выборов 2023 года добиться каких-либо прорывных результатов не представляется возможным.

Обратимся к тем материалам, которые посвящены этому вопросу. Начнем со статьи, появившейся в известном издании Defense News 18 мая с.г. Статья вышла под заголовком: «Греция стремится присоединиться к программе F-35, лоббируя. в то же самое время, против продажи Турции F-16». Автором статьи стал Брайнт Харрис (Bryant Harris).

Цитируем:

«Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис посетил Белый дом и Конгресс на этой неделе, чтобы изложить аргументы своей страны в пользу приобретения истребителя-невидимки F-35, одновременно лоббируя против попыток Турции обновить свой стареющий парк F-16 и приобрести дополнительные самолеты.

Чтобы не отставать, турецкие официальные лица посетят Вашингтон в конце этой недели, чтобы убедить Конгресс согласиться на сделку на сумму около 400 миллионов долларов по модернизации их самолетов F-16 новыми ракетами, радаром и электроникой. Президент Турции усложнил эту перспективу с учетом недавних обещаний Реджепа Тайипа Эрдогана заблокировать вступление Швеции и Финляндии в НАТО.

В понедельник Мицотакис объявил после встречи с президентом Джо Байденом, что Греция продолжит свою заявку на приобретение F-35 после 2028 года.

«Мы начнем процесс приобретения эскадрильи самолетов F-35, и мы надеемся, что сможем добавить этот фантастический самолет в ВВС Греции до конца этого десятилетия», — сказал Мицотакис в Белом доме.

Он также отметил, что Lockheed Martin, которая производит F-35 и F-16, «официально выразила заинтересованность в инвестициях в Hellenic Aerospace» на прошлой неделе, прямо перед его визитом в Вашингтон.

Средства массовой информации в Греции со ссылкой на представителей правительства Греции сообщили, что компания Lockheed Martin пригласила Афины присоединиться к программе совместного производства F-35.

«Основываясь на нашем более чем 75-летнем партнерстве, мы гордимся тем, что правительство Греции заинтересовано в F-35, и мы окажем любую поддержку, которая потребуется правительству США в обсуждении приобретения», — заявила компания Lockheed Martin в заявлении Defense News. .

Соединенные Штаты исключили Турцию из программы F-35 в 2019 году из-за покупки Анкарой российской системы противоракетной обороны С-400 на фоне опасений, что ее передовая радиолокационная система может позволить Москве шпионить за истребителями-невидимками F-35.

В дополнение к модернизации F-16, о которой администрация Байдена уведомила Конгресс на прошлой неделе, Эрдоган также стремился купить 40 истребителей Block 70 F-16. Он представил покупку примерно на 6 миллиардов долларов как компенсацию за финансовые потери Турции в программе F-35.

Но Мицотакис использовал обращение к совместному заседанию Конгресса во вторник, чтобы сделать слегка завуалированное предупреждение законодателям против продолжения продажи F-16 Турции.

«Мы не допустим открытых актов агрессии, которые нарушают наш суверенитет и наши территориальные права», — сказал он в отношении недавнего вторжения Турции в воздушное пространство Греции. «К ним относятся облеты греческих островов, которые должны быть немедленно прекращены».

«Последнее, что нужно НАТО в то время, когда мы сосредоточены на содействии отражению российской агрессии, — это еще один источник нестабильности на юго-восточном фланге НАТО», — добавил Мицотакис под аплодисменты законодателей. «Я прошу вас учитывать это, когда вы принимаете решения об оборонных закупках, касающихся Восточного Средиземноморья».

Мицотакис отстаивал свою точку зрения на отдельных встречах со спикером палаты представителей Нэнси Пелоси, штат Калифорния, а также с двухпартийными двухпалатными лидерами комитетов по иностранным делам, которые могут, в одностороннем порядке, блокировать продажу оружия. Эти встречи включали кофе с председателем сенатского комитета по иностранным делам Бобом Менендесом, штат Нью-Джерси, одним из самых стойких противников Турции на Капитолийском холме.

Тем не менее, не столь жесткие коллеги Менендеса недавно заявили об осторожной открытости в отношении продажи F-16 Турции, учитывая ее поддержку Украины. Но недавние угрозы Анкары отвергнуть заявки Швеции и Финляндии на членство в НАТО создали неопределенность в отношении того, позволят ли те же самые законодатели продолжить продажу F-16.

«Турция должна дать кое-какие разъяснения, — сказал Defense News председатель комитета по иностранным делам Палаты представителей Грегори Микс. «Они поступали правильно, я думаю, в значительной степени. Это важно для меня, но есть и другие вещи, с которыми у меня все еще есть проблемы, и нам нужно вести диалог и беседу».

Микс сказал, что диалог будет включать возражение Турции членству Швеции и Финляндии в НАТО. Эрдоган обвинил обе страны в поддержке Рабочей партии Курдистана (РПК), которую Турция называет террористической группировкой.

Эрдоган потребовал от Швеции и Финляндии отменить эмбарго на поставки оружия Анкаре, введенное после наступления Турции в 2019 году против администрации северо-востока Сирии, в которой доминируют курды и которая тесно связана с РПК. Каждая страна в НАТО должна согласиться на добавление нового члена в Альянс, что позволит Турции в одностороннем порядке отказать в этой заявке.

Член палаты представителей от штата Техас республиканец Майк Маккол, высокопоставленный член комитета Палаты представителей по иностранным делам, предупредил, что блокада Эрдоганом двух потенциальных новых союзников по НАТО может подорвать продажу F-16.

«Греция была очень хорошим союзником Украины, но опять же и Турция», — сказал Маккол в интервью Defense News. «Большой сбой в отношениях с Турцией произошел, когда Эрдоган заявил, что он, возможно, не поддерживает членство Финляндии и Швеции в НАТО. Это было бы проблемой для Турции».

Маккол предположил, что Турция могла бы поставить свою систему С-400 Украине, которая отчаянно искала передовые системы противовоздушной обороны против российской авиации. Взамен, он сказал, что США могут отправить Турции ракетную систему «Пэтриот» — договоренность аналогична той, которую Вашингтон заключил со Словакией после того, как она отправила свою систему С-300 на Украину.

У него может быть возможность поднять эту перспективу, когда министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушголу посетит Вашингтон в среду (18 мая)».

Прослеживая ход решения вопроса, обратимся к визиту главы турецкого внешнеполитического ведомства в США и к его итогам, на базе информации турецкого информационного агентства Anadolu.

Начнем с тех заявлений, которые сделал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, выступая в «Турецком доме» в Нью-Йорке.

Цитируем:

«Министр иностранных дел Турции заявил в среду о заявках Швеции и Финляндии в НАТО.

Выступая перед журналистами перед двусторонней встречей с госсекретарем США Энтони Блинкеном, Мевлют Чавушоглу сказал, что Турция поддерживает политику открытых дверей НАТО для новых членов, добавив: «Мы понимаем их озабоченность безопасностью, но озабоченность Турции безопасностью также должна быть учтена».

«У нас также есть законные опасения по поводу безопасности, что они (указанные две страны – И.С.) поддерживают террористические организации», — сказал Чавушоглу, добавив, что еще одной проблемой являются ограничения на экспорт турецкой оборонной продукции.

«Мы уже выразили нашу обеспокоенность, и у меня был откровенный и прямой разговор с двумя коллегами», — сказал он.

Страны Северной Европы стремятся вступить в НАТО после продолжающейся войны России против Украины. Для вступления любого нового члена в НАТО необходимо единогласное согласие членов Альянса, включая Турцию. Турция, давний член НАТО, высказала возражения против заявок Финляндии и Швеции на членство, критикуя страны за толерантность и даже поддержку террористических групп, включая РПК / СНС.

За последние пять лет ни Швеция, ни Финляндия не смогли удовлетворить запросы Анкары об экстрадиции десятков террористов, в том числе членов РПК и Террористической организации Фетуллаха Гюлена (FETO), группы, стоящей за сорванным переворотом 2016 года в Турции.

В ближайшие дни, высокопоставленные представители Швеции и Финляндии посетят Турцию, чтобы провести официальные переговоры в Анкаре и обсудить процессы присоединения (к НАТО – прим.).​​​​​​​

Позже на другой пресс-конференции Чавушоглу заявил, что «неприемлемо», чтобы страны, стремящиеся к членству в НАТО, поддерживали террористические группировки, нацеленные на Турцию.

Он также сказал, что Блинкен «предоставит сообщения, необходимые для решения проблем безопасности Турции» о членстве двух северных стран»».

Как мы видим, риторика Турции является вполне типичной для этих дней, касательно Финляндии, Швеции и борьбы с терроризмом.

А вот материал по итогам переговоров Мевлюта Чавушоглу и Энтони Блинкена под заголовком: «США и Турция «привержены тесному сотрудничеству», чтобы противостоять вызовам».

Цитируем:

«В совместном заявлении, опубликованном после встречи госсекретаря Энтони Блинкена и министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, говорится, что высокопоставленные дипломаты «намерены углублять двустороннее сотрудничество посредством конструктивного и открытого диалога, как это предусмотрено американо-турецким стратегическим механизмом».

«Они обсудили пути и оценили конкретные шаги по укреплению сотрудничества по вопросам обороны, борьбы с терроризмом, энергетической и продовольственной безопасности, борьбы с изменением климата и активизации торговых связей, договорившись активизировать консультации по ряду региональных вопросов», — говорится в сообщении. «Они также подтвердили свою поддержку суверенитета и территориальной целостности Украины против неприемлемой войны России. В этих рамках Соединенные Штаты и Турция подтвердили свою поддержку поиска решения для прекращения войны».

Ранее Чавушоглу заявлял, что переговоры с США о продаже Анкаре самолетов F-16 продвигаются положительно.

Высокопоставленный турецкий дипломат сослался на письмо Госдепартамента Конгрессу США, в котором говорится, что поставка самолетов «важна не только для Турции, но и для США».

«Могу сказать, что наши переговоры и встречи проходят позитивно, и Конгресс должен над этим поработать», — сказал Чавушоглу журналистам.

Правительство Турции запросило F-16 и комплекты для модернизации в октябре 2021 года. Сделка на 6 миллиардов долларов будет включать продажу 40 недавно построенных истребителей F-16V и комплектов для модернизации 80 моделей F-16 C/D, которые есть у ВВС Турции на вооружении».