- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О частичной приостановке продовольственной помощи Южному Судану по каналам ООН

14 июня с.г. руководство Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) анонсировало, что вынуждено временно приостановить оказание продовольственной гуманитарной помощи населению Южного Судана в связи с «исчерпанием финансовых ресурсов».  В частности, такая ситуация приведет к приостановке помощи для более 30% бенефициаров в этой стране, и перераспределению остающихся средств в пользу наиболее нуждающихся.

Складывающаяся ситуация вызывает серьезную обеспокоенность, поскольку Южный Судан в недавнем исследовании ООН был отнесен — наряду с Афганистаном, Сомали и Йеменом — к четверке стран в мире с наиболее критической ситуацией в сфере продовольственного обеспечения и рисков масштабного голода. По признанию властей Южного Судана, 2022 год стал самым «голодным» после обретения этой страной независимости в 2011 г.

Такую алармистскую оценку разделяют и эксперты ООН. По их данным, 75% населения Южного Судана испытывает острую потребность в продовольственном обеспечении, что составляет 8.3 млн человек. Сейчас наступает наиболее сложный период для обеспечения национальной продовольственной безопасности, а именно т.н. «голодный» межурожайный период. Этот период продлится с июня по август, когда население вынуждено полагаться исключительно на накопленные запасы продовольствия и гуманитарную помощь, в ожидании следующего сезонного урожая в сентябре. Особая нагрузка в этот период ложится на наиболее уязвимые группы населения, включая 1.4 млн детей с острым недоеданием. Также этот период характеризуется сокращением средств к существованию среди фермерских хозяйств, для которых аграрный сектор является главным источником доходов. Cогласно последним оценкам Всемирного банка (2020 г.), в аграрном секторе Южного Судана занято сегодня свыше 56% населения страны.

В этих сложных условиях, на фоне разгорающегося глобального продовольственного, энергетического и финансового кризиса, профильные организации ООН оказались лишенными критических донорских ресурсов, для продолжения оказания гуманитарной помощи населению Южного Судана. В частности, согласно оценке гуманитарных потребностей в этой стране, гуманитарный бюджет ВВП ООН в Южном Судане в 2022 г. составляет 1.1 млрд долларов США, что позволяет обеспечивать потребности 5-6 млн наиболее остро нуждающихся в течение года.

Наибольший упор делается на прямой продовольственной помощи нуждающимся, которая в среднем ежемесячно по каналам ВПП ООН доходит до 1.9-2 млн человек (данные за апрель-май). При этом необходимо понимать, что общее количество наиболее остро нуждающихся в стадиях 4 (кризис) и 5 (катастрофа) по международной интегрированной шкале продовольственной безопасности IPC составляет более 3 млн человек. Таким образом, даже в случае стопроцентного ресурсного обеспечения, усилий ООН будет недостаточно, поскольку бюджет ВВП не сможет покрыть все продовольственные потребности, и часть ответственности лежит на государстве и международных неправительственных организациях. Например, по итогам 2021 года ВПП ООН фактически прокормила 5.9 млн человек в Южном Судане при том, что реальное количество остро нуждающихся в продовольственном содействии составляет 8-9 млн человек.

На этом фоне, нехватка финансирования ставит под угрозу устойчивость всех выстроенной годами системы продовольственного содействия этой стране по линии ООН. По состоянию на середину июня 2022 г. ВПП ООН удалось мобилизовать лишь 44% от гуманитарного бюджета в текущем году, что составило 507 млн долларов. Большая часть этих средств уже израсходована. При этом, только в период с июля по ноябрь текущего года ВПП ООН остро нуждается в дополнительных 426 млн долл. США, что позволит расставить правильные приоритеты и сфокусироваться на помощи 4.5 млн человек в 52 округах, и особенно в срочном порядке обеспечить продовольствием 87 тысяч остро нуждающихся в 8 округах, которые уже находятся в пятой, наивысшей стадии по международной интегрированной шкале продовольственной безопасности IPC, то есть фактически на пороге голодной смерти. Кроме того, для расширения географического охвата в условиях нехватки ресурсного обеспечения, ВПП ООН вынуждена идти на сокращение рационов продовольственной помощи (их основу составляют зерновые, бобовые, растительное масло и соль).

При этом, запас мер, на которые могла пойти ВПП ООН для повышения эффективности оказания помощи, фактически исчерпан. Только в течение 2021 года продовольственные рационы были сокращены вдвое, до минимального предела. Сокращены программы школьного питания для 180 тысяч детей, которые являлись важной основой национальной системы социальной защиты. Дальнейшее сокращение продовольственной помощи может вести к непредсказуемым последствиям и в отсутствие финансирования заставит бедное население переходить к более маргинальным стратегиям выживания, включая продажу своих активов, увеличение долгового бремени, расширение практики ранних браков, сворачивание программ школьного питания, рост детского труда. Все это в совокупности приведет к увеличению социальной нагрузки и социального бремени на самые широкие слои населения.

Резюмируя, нехватка донорских ресурсов для поддержки проектов ВПП ООН в Южном Судане приведет к приостановке помощи более 30% бенефициаров во второй половине текущего года, что поставит под угрозу продовольственную безопасность для 1.7 млн человек. Такое вынужденное решение принято в наиболее худший, неудачный период – буквально в преддверии старта т.н. «голодного» межурожайного сезона (lean season), и на фоне глобальных пертурбаций на продовольственных, энергетических и финансовых рынках. Традиционные страны-доноры Южного Судана, прежде всего США и Евросоюз, сфокусированы сегодня на других географических приоритетах оказания гуманитарной помощи и пока не демонстрируют готовности принимать решения о наращивании или хотя бы поддержании на прежних уровнях финансовой поддержки таким странам, как Южный Судан. На протяжении последних пяти лет, международное сообщество выделяло Южному Судану гуманитарную помощь в среднем на сумму 1.4 млрд. долларов в год. При этом, 80% помощи в среднем поступало из трех стран – США (60%), Германии (10%) и Великобритании (8%).По итогам первой половины 2022 г. Южный Судан пока смог мобилизовать около 600 млн. долларов (из которых 500 млн. – продовольственная помощь по линии ВПП ООН), однако новых обязательств в отношении Южного Судана ведущие доноры не анонсировали, а их намерения на вторую половину года доподлинно неизвестны.