- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: расстановка сил в партии Ликуд в условиях роспуска Кнессета

Коалиционное правительство Израиля запустило процесс роспуска парламента, что означает подготовку к новому, пятому по счету досрочному голосованию. Ротационные премьер-министры Н.Беннет и Я.Лапид объяснили свой шаг угрозой «погрузиться в хаос». Впрочем, судя по оценкам местных политологов, такой сценарий не исключен и после избрания Кнессета 25-го созыва. Связаны подобные ожидания с конфигурацией нынешних межпартийных альянсов, которые, как ожидается, вновь способны помешать формированию устойчивой коалиции большинства. Однако и внутри крупных политических структур, которые явно примут участие в гонке за депутатские мандаты, дела также обстоят не просто. Прежде всего это касается Ликуд – главной оппозиционной силы, стремящейся вернуться к власти.

К настоящему моменту, по версии израильского журналиста Т.Морага[i] [1], внутри Ликуд сложилось как минимум два внутрипартийных блока. Лидером первого считается представитель «старых» ликудников И.Кац, а примыкают к нему Д.Амсалем и Д.Битан. Второй лагерь – это своего рода ликудники «новой волны», консолидированные вокруг Н.Барката. Среди них называются М.Зоар и Х.Кац. Козырем данной группы, как ни странно,  рассматриваются финансовые ресурсы Н.Барката, ранее не раз провоцировавшие внутренние конфликты. С целью ограничения суммы трат на избирательную кампанию был даже предложен соответствующий закон, негласно названный в честь экс-мэра Иерусалима.

Надо сказать, что деление это весьма условно, о чем свидетельствует уже появление Х.Каца именно во втором «клубе», поскольку присоединился к партии он почти 20 лет назад и успел стать председателем ее Центрального комитета. В этой связи можно предположить, что в качестве критерия принадлежности к тому или иному блоку используется показатель продолжительности членства в партии исключительно условного лидера такого альянса. Этот же пример говорит и о нестабильности коалиций: по сути Х.Кац близок И.Кацу по взглядам на партию, соответственно их расхождение по разным полюсам может оказаться результатом текущих разногласий. В свою очередь, принадлежность Д.Амсалема к лагерю И.Каца также в большей степени построена на взглядах, в частности, именно Д.Амсалем занимался продвижением т.н. «Закона Нира Барката», что явно осложняет его взаимодействие в рядах партии с ликудниками «новой волны». Наконец, разумеется, сами перечисленные фигуры в беседах с представителями прессы, любое внутреннее дробление категорически отвергают.

Как бы там ни было, складывание указанных блоков предположительно началось до появления сообщений о готовящемся роспуске Кнессета. По некоторым данным, таким образом ликудники стали готовится к внутрипартийной конференции, запланированной ориентировочно на конец текущего года. Соответственно, если внеочередное голосование состоится раньше, то указанные политические фигуры могут не успеть провести намеченную ими внутреннюю перестановку. Как следствие, это может способствовать укреплению Б.Нетаньяху. При этом Х.Кац остается в данной истории, пожалуй, наиболее влиятельной фигурой из двух лагерей. С одной стороны, это объясняется тем, что назначение праймериз напрямую зависит от Центрального комитета партии. С другой, он считается фигурой, способной аккумулировать голоса большого количества партийных активистов. При этом необходимо учитывать, что Б.Нетаньяху в своем лидерстве не так уж авторитарен и довольно ограниченно вмешивается в процесс утверждения состава предвыборного списка, если общая конфигурация этого перечня отвечает его интересам.

Помимо двух перечисленных альянсов ранее в борьбу за лидерства в Ликуде включались и другие претенденты. В их числе была, к примеру, М.Регев, однако ее положение осложнилось после скандального высказывания в мае. Тогда для поддержки линии оппозиции на блокировку законотворческой деятельности коалиции, представительница Ликуд сказала однопартийцам «нечего беспокоится о солдатах, избитых женщинах и жертвах насилия», намереваясь тем самым мотивировать их проголосовать против соответствующих инициатив,. По понятным причинам подобная риторика не могла не вызвать бурю возмущений общественности и волну критики в СМИ, что неизбежно привело к падению популярности самой М.Регев.

Впрочем, по версии экс-главы аппарата Б.Нетаньяху Н.Эшеля, таким образом лишь была проявлена традиционная роль, отведенная М.Регев в партии, благодаря чему сама фракция сумела сохранить лицо перед избирателями и не демонстративно отказываться от принципов. Если принять данную точку зрения, то шаг М.Регев свидетельствует о довольно высоком уровне внутренней поддержки Б.Нетаньяху как председателя Ликуд, а также о просчетах Я.Лапида. Для дестабилизации оппозиции лидер «Еш атид» пытался добиться дробления в партии-сопернике, причем сфокусировался именно на активистах, представляющих восточное еврейство. В свою очередь, в силу происхождения М.Регев рассматривалась как один из претендентов на то, чтобы возглавить эту отколовшуюся от Ликуд политическую силу.

Наконец, есть Й.Эдельштейн, давно и открыто заявляющий о желании бороться за лидерство в партии с Б.Нетаньяху. Пока он не проявляет излишней активности на фоне последних сообщений о досрочном прекращении полномочий парламента, однако, вполне может попытаться предпринять какие-либо заметные шаги. Возможны они на двух направлениях – попытка большего дробления в рядах Ликуда и поиск возможных коалиционных партнеров для партии, но уже без Б.Нетаньяху. По некоторым данным, бывший спикер Кнессета в этой связи даже заинтересовался ультраортодоксальными депутатами, но вот они пока не склонны на сотрудничество с ним.

Таким образом, несмотря на внутрипартийные разногласия и сохраняющиеся линии разлома, в том числе между разными поколениями ликудников, как кажется, действительно бросить вызов Б.Нетаньяху, как минимум в краткосрочной перспективе, пока может быть готов лишь Й.Эдельштейн. Впрочем, ресурс его ограничен, поскольку для праймериз необходим ЦИК, контроля над которым он не имеет. Кроме того, если верить последним интервью Н.Барката, то в целом порядка 80 % членов партии поддерживают действующего лидера. В результате, ранее довольно заметно обозначившие свои амбиции политики сейчас не стремятся выйти на первый план, в том числе из-за сократившегося ввиду досрочного голосования времени на подготовку и ведение масштабной внутренней борьбы между собой. Кроме того, роспуск Кнессета  еще и ограничивает временной ресурс для принятия закона, запрещающего лицу, обвиненному в серьезном преступлении, стать премьер-министром. В результате, сценарий безболезненной смены председателя партии по объективным причинам в нынешних условиях становится менее вероятен, а быть вовлеченным в открытый конфликт на фоне распределения мест в партийном списке крайне рискованно.

Такая логика в целом объясняет и сближение Х.Каца с Н.Баркатом, который, кстати сказать, перед позапрошлым голосованием готовил для Ликуда экономическую программу. И.Кац, в свою очередь, делал довольно много различных критических высказываний, а также весьма активно боролся с младшим поколением однопартийцев, тем самым затрудняя консолидацию, которой было поручено заниматься его однофамильцу. В результате, не исключено, что его лагерь в некоторой степени представляет собой тех, кто оказался по разным причинам оттеснен на второй план.

[i] [2] Morag T. Ahead of primaries: two huge deals in Likud // Israel Hayom. URL: www.israelhayom.co.il/news/politics/article/11735620