- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах и последствиях добровольного ухода сторонников Муктады ас-Садра из парламента Ирака

Муктада ас-Садр заявил 22 июня, что его решение уйти из иракской политики было вызвано давлением, оказываемым иранскими доверенными лицами на нешиитских членов его парламентской коалиции и на иракскую судебную систему. При этом он оговорил специально, что сам Иран не оказывал на него прямого давления, опровергая соответствующие слухи, циркулирующие с тех пор, как он удивил как союзников, так и противников, приказав своему блоку из 73 депутатов уйти в отставку из иракского парламента в начале этого месяца. «Я скажу это впервые: Исламская Республика Иран на этот раз не оказывала никакого давления ни на одну шиитскую партию. Ходят слухи, что причиной нашего ухода была иранская угроза, это ложь и неправда. Но есть те, кого некоторые называют ставленниками Ирана, которые практикуют политические нарушения в отношении иракской судебной системы и пытаются обратить их в свою пользу, а также оказывают давление на другие политические блоки, в том числе на независимые и нешиитские блоки», — сказал ас-Садр в заявлении, распространенном его офисом.  Комментарии ас-Садра появились после того, как ряд СМИ сообщило 21 июня, что его внезапное решение отозвать своих депутатов из парламентов было вызвано крахом его партнерства с Демократической партией Курдистана (ДПК). Согласно ряду местных источников, ас-Садр был разочарован после того, как Масуд Барзани, лидер ДПК, сказал ему, что их политическое партнерство, заключенное в январе после успеха садристов на выборах в октябре прошлого года, «зашло в тупик». Один из наблюдателей, западный дипломат, говоривший на условиях анонимности, полагает, что политические соперники ас-Садра, поддерживаемые Ираном, нацелились на ДПК Барзани как на слабое звено в альянсе, вбивая расширяющийся клин между двумя этими тяжеловесами: «Садру нанесли удар в спину. Его решение уйти в отставку и выйти из политического процесса было естественным результатом этого удара. Трехсторонний альянс был хрупким и опирался в основном на Барзани, поэтому он стал мишенью для всех соперников Садра. Давление на него было огромным. Барзани начал ворчать и, наконец, сказал Садру, что их союз бесполезен». При этом ряд источников из окружения ас-Садра опровергли  слухи, появившиеся после того, как 12 июня он приказал своим 73 депутатам уйти в отставку и о том, что он намерен выйти на улицу и использовать свою массовую поддержку, чтобы оказать давление на своих оппонентов. По их словам, ас-Садр не намерен обострять ситуацию против своих поддерживаемых Ираном соперников-шиитов, несмотря на их роль в его блокировании. Остается неясным, как будет развиваться текущая политическая ситуация, но главным бенефициаром ухода депутатов-садристов является поддерживаемая Ираном парламентская коалиция «Координационная рамочная программа», которая может получить около 50 мест. Согласно иракскому законодательству, уходящие в отставку депутаты заменяются проигравшим кандидатом, набравшим наибольшее количество голосов в каждом избирательном округе. Внезапный уход ас-Садра из парламентской политики удивил и смутил как его союзников, так и противников, произойдя, как описал один наблюдатель, знакомый с ситуацией, «на пике его славы». После успеха своего блока «Альянс Саирун» на парламентских выборах в октябре ас-Садр стремился встряхнуть иракскую политику, отстраняя своих поддерживаемых Ираном оппонентов от власти и прекращая их двухдесятилетнюю гегемонию, отвергая формулу разделения власти на основе консенсуса, которая была нормой с тех пор, как Саддам Хусейн был свергнут в 2003 году. Вместо этого в конце января ас-Садр сформировал трехстороннюю коалицию «Спасем Родину» с ДПК Масуда Барзани, крупнейшей курдской партией, и суннитским политическим блоком «Альянс за суверенитет» спикера парламента Мухаммеда аль-Халбуси, заручившись поддержкой абсолютного большинства в 186 из 329 депутатов. Но поддерживаемые Ираном группировки нанесли ответный удар, нацелившись не на ас-Садра, а на ДПК, самую маленькую партию в коалиции, имеющую всего 31 место, и возглавляемое ДПК автономное Региональное правительство Курдистана (КРГ) в Эрбиле. Первый «резонансный» удар, как описывают наблюдатели, был нанесен в феврале, когда Верховный Федеральный суд Ирака отменил закон о нефти и газе, который позволил КРГ продавать свою нефть и газ отдельно от Багдада с 2007 года. Суд признал закон неконституционным и обязал КРГ поставлять нефть и добытые природные ресурсы через Багдад. Ас-Садр никак на это не отреагировал. Вторым ударом, который был не менее мощным, чем предыдущий, стал ракетный удар, нанесенный с территории Ирана в марте по вилле, принадлежащей исполнительному директору KAR Group, одного из ключевых торговых партнеров М.Барзани, в Северном Эрбиле. Иранцы заявили, что целью нападения была штаб-квартира израильской внешней разведки «Моссад» в Эрбиле. Ас-Садр ограничился приказом о создании парламентского комитета по установлению фактов для расследования претензий. Комитет объявил, что ничего не нашел, и «ас-Садр просто забыл об этом». За мартовским нападением последовала серия других нападений, направленных против офисов и интересов ряда лидеров ДПК в Багдаде и Эрбиле. Кульминацией нападений стал поджог штаб-квартиры ДПК в Багдаде в конце марта и нападение на нефтеперерабатывающий завод в Эрбиле в начале апреля. На этот раз ас-Садр опубликовал несколько твитов, в которых он обвинительно указал пальцем на своих шиитских соперников, поддерживаемые Ираном вооруженные группировки, и осудил их нападения на своих союзников. Видный шиитский лидер, выступающий против ас-Садра, полагает: «Барзани был лидером трехстороннего альянса. Именно он убедил аль-Халбуси и других суннитских лидеров вступить в союз с ас-Садром. Но он также был мягким флангом этого альянса, и способов нацелиться на него было множество. Противники ас-Садра действовали терпеливо и обдуманно и использовали судебную систему и другие инструменты, чтобы разорвать отношения между ним [Садром] и Барзани. Это стало ударом для Барзани и его партии. С другой стороны, Муктада хотел, чтобы они продолжили свой союз с ним, ничего им не предлагая».

Давление на ас-Садра и его союзников продолжало расти. В попытке помешать ему использовать свой контроль над правительством и парламентом, его оппоненты снова обратились в Верховный Федеральный суд, получив постановление, запрещающее нынешнему временному правительству представлять законодательные предложения в парламент или вносить какие-либо изменения, затрагивающие должностных лиц на руководящих должностях. Ас-Садр пытался обойти эти ограничения, поручив своему парламентскому блоку представить законопроект, криминализирующий нормализацию отношений с Израилем. Этот законопроект предоставил противникам ас-Садра еще одну возможность создать трения внутри коалиции, поскольку КРГ в прошлом сталкивалось с пристальным вниманием в связи с сообщениями о поставках нефти в Израиль. Официальные лица КРГ отрицали прямые или косвенные контакты с Израилем и указывали, что нефтяные грузы часто несколько раз переходят из рук в руки, прежде чем достигают конечного пункта назначения. При этом «Координационная программа» присоединилась к альянсу ас-Садра, чтобы проголосовать в поддержку закона в прошлом месяце, что не дало ему возможность получить дивиденды от этого единолично. Тем временем ас-Садр и его блок изо всех сил пытались принять чрезвычайный закон о продовольственной безопасности и развитии, который обеспечил бы нынешнему временному правительству излишки нефти на 25 млрд долларов. Эти деньги продлили бы жизнь временного правительства во главе с премьер-министром Мустафой аль-Казыми еще на несколько месяцев, предоставив ас-Садру больше времени и возможностей, чтобы заставить своих оппонентов принять его проект. Опасаясь, что закон будет оспорен его оппонентами в  суде, депутаты-садриств назвали ряд бенефициаров закона, чтобы «поставить в неловкое положение поддерживаемые Ираном фракции перед их аудиторией и преградить им путь», — заявил анонимно один из членов финансового парламентского комитета, который разработал закон. Но гамбит привел к обратным результатам: текст закона также показал, что Иракский Курдистан не получит ничего из выделенных денег. Лидеры «Координационной программы» увидели в этом еще один болезненный удар по отношениям между ас-Садром и Барзани. Видный курдский лидер из окружения Масуда Барзани так это прокомментировал: «Курдские и суннитские союзники ас-Садра чувствовали, что они были не более чем инструментами, которые ас-Садр использует для реализации своих желаний, не обращая никакого внимания на то, чего хотят они. Основная проблема [между тремя союзниками] заключается в том, что цели, сферы и амбиции были разными, а координация между тремя лидерами [ас-Садром, аль-Халбуси и Барзани] была близка к нулю. Муктада обычно просил и получал то, что просил. Что касается остального, они просили, но ничего не получили». В рядах ДПК принятие в начале этого месяца чрезвычайного закона о продовольственной безопасности и развитии стало для Барзани «четким доказательством» того, что ас-Садр не согласится с КРГ в споре с Багдадом о доходах от продажи нефти в регионе. Высокопоставленный лидер ДПК полагает: «Мы не собирались голосовать по этому закону. Честно говоря, мы не были заинтересованы в голосовании по этому вопросу. Некоторые из нас [лидеров ДПК] предлагали воздержаться от голосования или бойкотировать сессию голосования, но мы этого не сделали. Было ясно, что ас-Садр мало что предложит нам по спорным вопросам с Багдадом, особенно в отношении закона о нефти и газе».

Вечером 8 июня парламент Ирака одобрил закон о чрезвычайной продовольственной безопасности и развитии в присутствии 273 депутатов. Большинство соперников ас-Садра проголосовали в поддержку закона, хотя результаты голосования не были опубликованы парламентом. Несколько часов спустя ас-Садр праздновал то, что он считал «еще одной победой, которая будет добавлена в лагерь реформ». Он сказал, что сам будет следить за соблюдением закона.  На следующий день ас-Садр без какого-либо предупреждения выступил с телевизионной речью, распространенной его офисом, в которой он сказал, что не стремится к власти и хочет только «[сохранить] достоинство народа, безопасность, продовольствие и доброту… Чтобы Ирак снова не стал благодатной почвой для консенсуса, коррупции и зависимости». Ас-Садр, выглядевший расстроенным и разочарованным, в заключение попросил депутатов своего блока написать заявления об отставке из парламента и ждать его приказов об установлении даты их подачи, «чтобы положить конец политической блокаде», которую он назвал «сфабрикованной». Неясно, что произошло в Ханане, резиденции ас-Садра в Наджафе, за 20 часов между заявлением, посвященным принятию закона, и  инструкцией своим депутатам написать собственные заявления об отставке. В этой связи ряд экспертов указывают на то, что, когда садристы праздновали принятие закона о продовольственной безопасности, заминированный беспилотник взорвался на главной дороге между Эрбилем и городом Байрам, где расположен курорт Салах ад-Дин, постоянная резиденция М.Барзани и ряд дипломатических миссий. По данным источников в службах безопасности, три человека получили ранения и было повреждено много автомобилей. Что оказалось более разрушительным для ас-Садра, так это реакция на это Эрбиля.  Совет безопасности Иракского Курдистана публично обвинил в проведении атаки «Катаиб Хизбалла», одну из самых серьезных шиитских вооруженных группировок и наиболее враждебную Барзани. Барзани также выступил с резким заявлением, по-видимому, адресованным ас-Садру, в котором он сказал, что «цель этого репрессивного акта очень ясна … и выражение протестов и осуждений само по себе не является решением». 12 июня ас-Садр позвонил Барзани, чтобы обсудить «последние события в политическом процессе», согласно очень короткому заявлению, опубликованному офисом Барзани. В заявлении не раскрываются подробности разговора, но ас-Садр приказал своим заместителям подать в отставку вскоре после этого. Ряд лидеров садристов при этом отрицали, что им известны какие-либо подробности того, что обсуждалось между ас-Садром и Барзани. Кифа Махмуд, советник Барзани по СМИ, заявил, что решение ас-Садра не имеет никакого отношения к тому, что произошло, и что произошедшее стало результатом внутришиитского спора между священнослужителем и его соперниками, поддерживаемыми Ираном: «Возможно, потому, что ас-Садр не смог навязать свою волю в рамках координации и реализовать свой проект, он решил уйти. Он [ас-Садр] политически покончил с собой. Он мог бы превратиться в оппозицию в парламенте, вместо того, чтобы потерять все». Видный курдский советник, близкий к президенту Бархаму Салиху, полагает, что ас-Садр был «вынужден» принять это решение, и он стремился «спасти свое лицо», объявив о своем уходе: «Секрет краха ас-Садра такой же, как и секрет его успеха. Трехсторонний альянс — это то, что положило конец политической карьере ас-Садра. Муктада был хозяином сцены, но он внезапно все бросил и отступил. Он был вынужден принять это решение. Это был не выбор, как утверждают его люди».

Иракский парламент в настоящее время находится на законодательном перерыве до середины июля, но 23 июня по просьбе «Координационной программы» проводится экстренное специальное заседание «для обсуждения турецких нападений на севере Ирака». Лидеры «Координационной программы» также рассматривают сессию как подходящую возможность пригласить заместителей депутатов принести присягу и закрыть дверь для возвращения садристов в парламент. Но процесс приведения к присяге нового члена парламента требует присутствия абсолютного большинства, то есть 166 депутатов. Такой сценарий потребовал бы присутствия союзников ас-Садра по коалиции в лице ДПК и «Альянса за суверенитет» и отсутствия блока садристов. Пока не ясно, состоится ли это заседание: сам факт его проведения дает ответ на вопрос: решили ли противники ас-Садра действовать без него или будут пытаться убедить его вернуться в политику из-за страха перед протестами и беспорядками, которые он мог бы развязать. Один из лидеров «Координационной программы» полагает, что заявление ас-Садра о его уходе было таким же запутанным, как и сам уход, но предположил, что это показывает, что ас-Садр все еще открыт для переговоров: «Заявление ас-Садра является явным признанием его поражения перед своими оппонентами, но его время странно, и его попытка заставить своих старых союзников занять позицию перед сессией в четверг также странна. Единственное, что ясно из всего этого хаоса, это то, что ас-Садр все еще ждет, когда кто-нибудь пойдет к нему на переговоры».