- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Марокко: в поисках энергетической безопасности

Марокко на сегодняшний день импортирует 90% своих энергоносителей, а растущие цены на энергоресурсы усиливают призывы к возобновлению работы единственного в королевстве нефтеперерабатывающего завода.

Это предприятие — The Société Anonyme Marocaine de l’Industrie du Raffinage, или сокращенно SAMIR, — был открыто в 1959 году как совместное предприятие марокканского государства и итальянского энергетического гиганта ENI. В 1997 году завод был приватизирован, контрольный пакет акций перешел к принадлежащей Саудовской Аравии и Швеции компании Corral Petroleum Holdings. Завод SAMIR, мощность которого составляла порядка 200 000 баррелей в сутки, прекратил производство в августе 2015 года из-за задолженности перед марокканскими налоговыми органами, размер которой составляет почти 1,4 млрд долларов[i] [1].

В настоящее время вокруг этого предприятия разгораются нешуточные страсти.

«Приватизация нефтеперерабатывающего завода была ошибкой», — считает президент Национального фронта защиты Марокканского нефтеперерабатывающего завода (Тhe National Front to Safeguard the Moroccan Petrol Refinery, или FNSRMP) Эль-Хуссин Эль-Ямани. Последний также является генеральным секретарем Национального союза нефти и газа и представителем от комитета работников SAMIR. В интервью порталу ближневосточных новостей Al-Monitor он отметил, что сейчас они пытаются договориться с марокканскими властями о том, какие меры предпринять, чтобы реанимировать этот нефтеперерабатывающий завод»[ii] [2].

Как отмечает Al Monitor, в первом квартале 2022 года импорт ископаемых энергоносителей составил 17% от общего объема импорта в Марокко. Ожидается, что стоимость этой доли вырастет из-за ситуации на Украине и западных санкций, направленных против российской экономики, особенно ее энергетического сектора.

Фатима Тамни, депутат от Альянса «левой» федерации (L’Alliance de la Federation de Gauche) в Палате представителей, отметила в интервью Al Monitor, что «цены на энергоносители в сочетании с инфляцией негативно влияют на покупательную способность граждан Марокко. Текущая ситуация несет в себе угрозу социальной стабильности нашей страны, поскольку большая часть марокканцев не может свести концы с концами». Она настоятельно порекомендовала правительству принять меры по укреплению национальной энергетической безопасности.

В свою очередь Рашид Аурраз, экономист и представитель Института Ближнего Востока, считает, что «энергетический суверенитет — это просто иллюзия. Единственными энергонезависимыми странами являются страны, производящие ископаемое топливо, в то время как другие страны уязвимы к колебаниям мирового рынка».

Во время пленарного заседания в Палате представителей Лейла Бенали, министр энергетики, переходного периода и устойчивого развития, заявила, что возобновление работы завода не решит проблему роста цен. Она рассказала, что, когда нефтеперерабатывающий завод был введен в эксплуатацию, королевство закупало 50% своей потребности в очищенной нефти. С тех пор, как SAMIR прекратил свою деятельность, импорт составляет 100%.

Эль-Ямани не согласился с ней. Он отметил, что, когда министр говорила о 50% импорта, то имела в виду конкретно дизельное топливо. «Однако SAMIR может производить и другие продукты, такие как бензин, мазут, авиационный керосин и смолу. Возобновление работы завода окажет давление на местные энергетические компании с целью снижения цен», подчеркнул Эль-Ямани.

Аурраз не согласен с этой точкой зрения. Он подчеркивает, что «одним из основных препятствий для восстановления предприятия будет то, что SAMIR уже довольно старый нефтеперерабатывающий завод, который требует ремонта. Да и то время, что он находился в простое, не сыграло ему на руку. Все эти расходы не стоит сбрасывать со счетов, обсуждая ситуацию вокруг SAMIR».

Закрытие завода в 2015 году было вызвано серьезными финансовыми трудностями и неудачами руководства предприятия. В коммерческом суде Касабланки в 2016 году звучали призывы к государству передать завод в управление. «Нет никаких юридических, экономических или финансовых препятствий, стоящих перед правительством, чтобы проявить инициативу и запустить завод», — с энтузиазмом утверждает Эль-Ямани.

Для информации:

Нефтеперерабатывающий завод SAMIR контролируется компанией Corral Holdings, которой принадлежит 62,26% акций. Владелец Corral Holdings – второй самый богатый человек в Саудовской Аравии, миллиардер шейх Мухаммед Хусейн аль-Амади.

Как отмечала не раз Латифа Бенвакрим, представитель SNIPGN-CDT, марокканского членского профсоюза IndustriALL, объединяющего работников нефтеперерабатывающей и газовой промышленности,  «Corral Holdings никогда не вкладывала средства в этот бизнес. С самого начала все финансировалось в кредит. Аль-Амади обещал вложить 1 млрд долларов, чтобы перезапустить завод. Но он не сдержал свое обещание. Наоборот, он хочет на глазах у всего мира взять Марокко в заложники».

Самый большой кредитор SAMIR – марокканское государство, которому завод должен около 1.4 млрд долларов. Кроме того, SAMIR должен около 800 млн  долларов марокканским банкам, самым крупным кредитором с однократным обеспечением требования является Banque Populaire.

Напомним, что в декабре 2015 года правительство Марокко под руководством Абделилаха Бенкирана полностью отменило регулирование цен на бензин. Отменив субсидии, правительство стремилось поддержать государственные инвестиции в другие сектора, в то время как конкуренция между энергетическими компаниями, как ожидалось, приведет к снижению цен[iii] [3].

Фатима Тамни уверена, что это решение привело бы к хаосу на энергетическом рынке. «На марокканском рынке существует монополия, поскольку участники энергетического сектора договариваются между собой в отсутствии свободной конкуренции», отметила она.

По мнению Эль-Ямани: «Правительство должно быть смелым и поощрять местную промышленность, вместо того, чтобы ставить в приоритет импорт. Это требует политической воли, чтобы удовлетворить требование людей о возобновлении работы нефтеперерабатывающего завода».

[i] [4] https://www.reuters.com/article/ozabs-us-morocco-samir-idAFKCN0WN1DP [5]

[ii] [6] https://www.al-monitor.com/originals/2022/06/calls-rise-reactivate-moroccos-only-refinery-oil-prices-soar [7]

[iii] [8] https://www.foxnews.com/world/morocco-hikes-fuel-prices-in-bid-to-fix-state-finances