- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле происходящего на Украине и ситуации вокруг нее. Часть 35

С момента начала Россией 24 февраля 2022 г. специальной военной операции на Украине, в израильских СМИ и экспертно-аналитических центрах анализируют развитие военной кампании, ее разные аспекты и возможные последствия для участников конфликта, Израиля, Ближневосточного региона и всего мира в целом.

Украина стала одной из тем еженедельного подкаста и видео-шоу Кэролайн Глик (Caroline Glick)[i] [1] под названием Mideast News Hour на новостном портале JNS. Программа доступна также на канале YouTube, в Facebook, Twitter и др. Ситуацию на Украине и последствия происходящих там событий К.Глик обсудила с Дэвидом Голдманом (David Goldman) из международного новостного онлайн издания Asia Times и Клермонтского института (Claremont Institute), американского экспертно-аналитического центра консервативного толка. Институт издает ежеквартальный обзор книг Claremont Review of Books, а также другие публикации. Д.Голдман – американский экономист и публицист, автор онлайн-очерков в Asia Times, известен под псевдонимом Шпенглер. По его словам, он пишет с иудео-христианской точки зрения и часто в своем анализе акцентирует внимание на демографические и экономические факторы.

В ходе обсуждения событий на Украине участники сошлись на том, что «война на ее территории отошла на второй план, хотя представляет собой катастрофу не только для Украины, но и для США и всего западного мира. Последствия особенно для западной экономики, международной безопасности, будущего НАТО и положения Америки как сверхдержавы по своей серьезности таковы, что затмевают катастрофический вывод американских войск из Афганистана в августе прошлого года».

В анонсе к выпуску говорится о том, что «анализ ситуации на местах проводится в то время, когда российская артиллерия и превосходство в воздухе уничтожают украинские силы и препятствуют пополнению запасов из США и стран-членов НАТО». В ходе беседы «рассматриваются имеющиеся у США варианты для управления войной в будущем, а также акцентируется внимание на увеличивающиеся расхождения во взглядах членов НАТО»[ii] [2].

Беседа начинается с того, что «об этой войне [на Украине] уже не хочется говорить, но это приходится делать, так как она подталкивает к войне США и Россию».

По словам Д.Голдмана, «Россия инициировала первую со времен Второй мировой войны конвенциональную войну в Европе». При этом ведется устаревшая война на истощение в стремлении минимизировать потери, что позволяет сделать огромное преимущество перед украинской армией в артиллерии в соотношении 50:1 или 40:1. Такая война на истощение буквально перемалывает украинскую армию на Донбассе – юго-восточном регионе Украины, где проживает в основном русскоязычное население и сосредоточено 75% промышленного потенциала страны». В качестве ключевого сражения он назвал борьбу за Северодонецк, который удерживался небольшим количеством украинцев. «Русская армия использует артиллерию как обычную, так и ракеты, высокоточное управляемое оружие с отличной системой наведения. Все это позволяет русским уничтожать украинские силы». Он говорит о потерях украинской армии в 70 тыс. чел., из которых 10 тыс. убитых, 50-60 тыс. раненых и около 10 тыс. в плену. Украина посылает новобранцев прямо на фронт после двух недель подготовки, что приводит к огромным потерям.

В таких условиях война на истощение не может закончиться для Украины успехом. Российская экономика в десять раз больше украинской, российская армия, несмотря на критику, во много раз больше, артиллерия и авиация превосходны. Нынешняя военная кампания направлена на перемалывание украинской армии, что, по мнению Д.Голдмана и является основной целью России в этой войне.

На вопрос, остановится ли В.Путин на Донбассе, не простираются ли его территориальные амбиции на всю Украину, Д.Голдман ответил, что его желания и действия достаточно специфичны. Он денацифицирует Украину, стремится уничтожить основу националистических сил в лице батальона «Азов». К.Глик в свою очередь отметила, что они действительно являются нацистами. Но для Д.Голдмана более важным является намерение В.Путина демилитаризировать Украину, а не захватить какие-то части ее территории. Хотя он и допускает, что «Путин планирует взять под контроль прилегающие к Крыму и Донбассу регионы. Задача российского президента – лишить Украину возможности стать плацдармом для агрессии НАТО против России».

К.Глик указала на то, что существует точка зрения, согласно которой российские генералы, как и американские одинаково заблуждались в том, что сокрушить врага возможно в течение 24 часов, если взять командные штабы и уничтожить ключевые объекты. «Русские убедились в том, что вся Украина против них в аэропорту под Киевом, что заставило их перегруппироваться».

По мнению К.Глик, противостоять навязанной Россией войне на истощение украинцы смогли бы при двух условиях: если бы они получали подкрепление в достаточном количестве; и если бы боль от войны чувствовали не только жители Украины, но и россияне, которые пока ощущают только санкционное давление со стороны Запада. Она также предположила, что «американские политики изначально рисковали, т.к. исходили из того (как и генералы), что украинцы не смогут так противостоять мощи России, как они это продемонстрировали. Поэтому  президент США Джо Байден предложил президенту Украины Владимиру Зеленскому уехать из страны после вторжения, однако тот отказался».

Д.Голдман полагает, что «вторжение Путина было обусловлено тем, что задолго до этого американцы отправили на Украину военных советников и поставляли оружие, следовательно, для России лучше было решить проблему меньшими потерями и на той стадии, пока она не превратилась в смертельную угрозу». Он не думает, что США ожидали, что Украина рухнет под натиском русских. Хотя Вашингтон совершил очень много ошибок. «Одна из них – участие Виктории Нуланд, помощника госсекретаря США по Европе и Евразии, в событиях на Майдане на Украине в 2014 г., который привел к захвату Крыма. В Белом доме тогда исходили из того, что Майдан в Киеве закончится свержением путинского режима в Москве. Однако Путин оказался более устойчивым, чем рассчитывали в госдепартаменте США». Так и сейчас, администрация Байдена полагала, что сочетание экономических санкций с военным давлением обрушит российскую экономику, что в свою очередь, приведет к свержению Путина.

К.Глик делает вывод, что в администрации Байдена совершенно не понимали, к чему могут привести их решения и действия в отношении России. На Украине ситуация развивается таким образом, что поставки вооружения украинской армии затруднены из-за того, что все пути контролируются российскими военными. Поэтому у Украины нет больше шансов на победу в этой войне на истощение, к тому же НАТО не собирается втягиваться в войну с Россией.

С точки зрения последствий для экономики, Д.Голдман считает, что рост цен на нефть от сокращения экспорта из России на самом деле вызвала инфляция, случившаяся до этого в результате стимулирования западными странами экономики в объеме 15 трлн долларов после пандемии Covid-19. Повышение цен было связано со второй инфляционной волной, на что Центральные банки ответили «типично идиотским образом», повысив ключевую ставку. Западные финансовые рынки испытали сильнейший шок. К примеру, японская финансовая система находится в самом критическом состоянии с самым большим государственным долгом, чем у какой-либо другой крупной страны. «Тем временем Россия зарабатывает столько денег, как никогда прежде, продавая странам, не присоединившимся к антироссийским санкциям – таким как Индия и Китай – на 30-40 долларов за баррель меньше, чем вынуждены платить остальные. Таким образом Запад скатывается в финансовый кризис. То, что США переживают рецессию – не вызывает никакого сомнения. У Демократической партии будут трудности на промежуточных и президентских выборах в 2024 г. Запад в целом оказался очень ослабленным. Это все стало результатом серьезных просчетов. Выбираться из этого будет очень сложно, особенно на фоне того, что Байден назвал Путина «военным преступником» и заявили о ведении войны до конца».

По словам Д.Голдмана, Запад сейчас уговаривает Зеленского пойти на переговоры с Россией, однако «Путин чувствует, что он побеждает в его стратегической цели превратить Россию в мировую державу и предотвратить возможность Запада использовать Украину в качестве антироссийского плацдарма. Несмотря на то, что потери российской армии составляют несколько десятков тысяч военнослужащих, включая  убитых и раненых, они легко восполнимы». В.Путина он называет «хоть и отвратительным, но рациональным политиком, который ставит четкие задачи». «Он намерен контролировать приграничные территории России, защитить ее суверенитет и уничтожить всех, кто будет пытаться этому воспрепятствовать». Его действия сильно напугали европейцев, в частности, Финляндию и Швецию, которые устремились в НАТО, потому что они больше не чувствуют себя защищенными. Если раньше Германия представляла собой военную силу, то сейчас финнам и шведам ничего не остается делать как надеяться на защиту американцев. В этой ситуации, по его мнению, единственное, что нужно сделать Германии – «стать Израилем, разработать план» для подключения всего мира к восстановлению своей военной мощи.

Он называет интересным поведение Польши, которая «закупает у США истребители F-35, которые ей не нужны, только если для авиашоу, но при этом не вводит всеобщую воинскую обязанность. Поляки ненавидят украинцев чуть меньше, чем русских, и в ходе нынешней войны опасаются того, что Украина справится с Россией, надеясь, что украинцы и русские уничтожат друг друга в этом противостоянии»[iii] [3].

[i] [4] Кэролайн Глик переехала в Израиль  из США в 1991 г. Будучи офицером, пять лет прослужила в  Армии обороны Израиля, в том числе в качестве координатора по переговорам с Организацией освобождения Палестины (ООП) в администрации Координатора деятельности правительства на палестинских территориях (1994-1996). Являлась помощником советника по внешней политике бывшего премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Во время операции «Иракская свобода» (2003) она освещала войну в Ираке в качестве внештатного журналиста 3-й пехотной дивизии армии США. Делая репортажи для «Джерузалем пост», «Маарив», «Канал-2 израильского телевидения» и «Чикаго Сан Таймс», она была одной из немногих женщин-журналистов на передовой с американскими войсками и первой израильской журналисткой, которая делала репортажи из «освобожденного Багдада». https://www.jns.org/caroline-glicks-mideast-news-hour-is-coming-to-jns/

[ii] [5]US and NATO are losing catastrophically in Ukraine// JNS. 21.08.2022. https://www.jns.org/us-and-nato-are-losing-catastrophically-in-ukraine/

[iii] [6] Там же.