- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Назначение нового начальника Генштаба ЦАХАЛа как элемент внутриполитической борьбы в Израиле

Альянс с Б.Нетаньяху в прошлом довольно заметно подорвал позиции лидера партии «Кахоль-лаван» Б.Ганца, оттеснив его на вторые роли в коалиции Н.Беннета-Я.Лапида. Однако в условиях подготовки к досрочным выборам политик явно намеревается активнее включиться в гонку, для чего в качестве инструмента использует занимаемую им должность министра обороны. С одной стороны, Б.Ганц делает довольно громкие заявления по вопросам безопасности страны. В частности, на днях на мероприятии по случаю 40-летия начала Первой ливанской войны он заявил, что в случае необходимости новой аналогичной операции, «она будет мощной и точной», а «иранские марионетки, “Хизбалла”, и ливанское государство заплатят высокую цену». С другой стороны, министр предпринял попытку добиться скорейшего назначения нового начальника Генерального штаба ЦАХАЛа, рассчитывая, поставить на этот пост выгодную для себя кандидатуру и продемонстрировать тем самым возможность влиять на принятие решений в  коалиции.

Полномочия действующего главы Генштаба ЦАХАЛа А.Кохави истекают в начале следующего года, однако, как сама процедура, так и традиционно сложная геополитическая обстановка вокруг страны, требуют начать процесс согласования его преемника заранее, чтобы обеспечить непрерывность работы. Еще до обнародования информации о пятом подряд внеочередном голосовании, СМИ сообщили о трех вероятных претендентах на должность главы Генштаба. Ими стали действующий заместитель А.Кохави – Х.Халеви, его предшественник Э.Замир и в прошлом командующий Сухопутными войсками Й.Стрик.

Обозреватели считают, что Б.Ганц склоняется к Х.Халеви, в то время как предпочтение лидера оппозиции Б.Нетаньяху предположительно отдано Э.Замиру, который ранее был его военным секретарем. Дополнительными козырем в его резюме является прохождение обучения в США. Пока своего рода аутсайдером гонки выглядит Й.Стрик, не только не считающийся приближенным кого-то из политиков, претендующих на успех после новых выборов, но и имеющий в своей биографии, как минимум один спорный инцидент. В 2020 г. во время демонстрации ортодоксов против задержания студента йешивы, отказавшегося от службы в ЦАХАЛе, он, будучи на тот момент командующим Сухопутными войсками, достал свое личное оружие, что вызывало критику, в том числе со стороны А.Кохави.

Надо сказать, что поиск главы Генштаба ЦАХАЛ – не первое спорное кадровое решение Б.Ганца в роли министра обороны. Задавшись целью полностью вывести радиостанцию «Галей ЦАХАЛ» из ведения своего ведомства, он назначил на пост временного руководителя станции Г.Альтштейн, которая настроила против себя многих не только тем, что не служила в ЦАХАЛе, но и тем, что под ее руководством коллектив покинул популярный ведущий Я.Бардуго, являвшийся сторонником Б.Нетаньяху. Уходя, журналист обвинил Б.Ганца в политизации станции, а также сообщил, что ему поступали предложения пойти в политику и присоединиться к партии «Ямина». Любопытно, что Я.Бардуго предлагалось, по его словам, 3-е место в предвыборном списке, которое сначала занял А.Давиди, а после его решения остаться на посту мэра Сдерота, место перешло к И.Сильман, по сути запустившей распад коалиции.

В целом, как кажется, ни одна из предложенных на пост главы начальника Генштаба фигур не пользуется однозначной поддержкой общественности или правительственных кругов, а подбор кандидатов отражает, скорее, ход мыслей Б.Ганца в условиях внутриполитической нестабильности, где Х.Халеви – его предпочтительный кандидат, а Э.Замир – своего рода компромиссная фигура. Кроме того, эксперты считают, что ни один из них не способен привнести в ЦАХАЛ новую стратегию и тактику борьбы с угрозами безопасности, что крайне важно для государства в настоящий момент. Здесь своего рода признанным ориентиром остается Г.Айзенкот, недавно обозначивший готовность начать политическую карьеру в случае роспуска Кнессета. За него будут бороться несколько партий, но наиболее вероятным пока рассматривается его присоединение к «Еш атид» или создание самостоятельной партии для вступления в предвыборный политический союз с Я.Лапидом.

Помимо этого процесс назначения, который министр обороны намеревался завершить в июле-августе сталкивается еще с серией препятствий. Первое из них – досрочное голосование. Согласно заявлению юридического советника правительства Г.Бахарав-Миары «назначение на высшие должности во время выборов следует избегать, за исключением случаев, когда существует жизненная необходимость в немедленном и непрерывном заполнении должности, и не может быть найдено никакого другого разумного и надлежащего решения в соответствии с действующим законодательством». А такое решение есть и заключается в продлении полномочий А.Кохави. В свою очередь, действующий начальник Генштаба представляет собой вторую проблему, поскольку, по некоторым данным он оказался недоволен тем, что процесс подбора кандидата начался так заранее и без должных консультаций с его участием. Кроме того, А.Кохави опасается, что определение преемника за полгода до истечения полномочий существенно ослабит его авторитет и влияние, превратив в большей степени в номинальную фигуру. Последнее важно не только в контексте продолжения службы, но и возможности в дальнейшем начать политическую карьеру.

Наконец, третья проблема – правительство Беннета-Лапида, поскольку без одобрения премьер-министра новый начальник Генштаба пост не получит. По некоторым данным, даже Н.Беннет отказывался от компромисса с Б.Ганцем по этому вопросу. Весьма вероятно, что это продолжится и после ротации. Впрочем, ситуация внутри коалиции, судя по всему, и повлияла на министра обороны, ускорившего процедуру. Б.Ганц так и не смог влиться в этот и без того неоднородный альянс, что в текущих условиях толкает его, с одной стороны, на демонстрацию влияния в рамках временного правительства, для чего он может решиться на дальнейшее продвижение назначения главы Генштаба ЦАХАЛа, в том числе через юридическое обоснование важности такого шага и возможное обращение в Верховный суд Израиля. С другой стороны, параллельно он занимается поиском альтернативных союзников, в качестве которых фигурируют Г.Саар и его «Новая надежда», которая, кстати сказать, в прошлом также претендовала на то, чтобы привлечь в свои ряды Г.Айзенкота.