- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О факторах, формирующих позицию Турции по вступлению Финляндии и Швеции в НАТО

Судя по черновикам формулировок, которыми в этом месяце обменялись представители НАТО, Анкара занимает неторопливый подход к переговорам по расширению списка стран-членов Североатлантического альянса. Большой проблемой является требование Турции, чтобы Швеция, в частности, выдала некоторых проживающих там курдских боевиков[i] [1]. 28 июня состоится еще один раунд переговоров между лидерами НАТО, Турции, Финляндии и Швеции перед саммитом в Мадриде, в связи с чем военные чиновники и дипломаты не исключают сделки в последнюю минуту.

Документ, в котором излагаются обязательства Швеции и Финляндии, сводится к нескольким разделам, которые еще полностью не согласованы: надлежащее обращение с партнером по НАТО в отношении контроля за экспортом вооружений; признание определенных групп террористами; конкретные действия по экстрадиции надлежащих лиц.

От себя отметим, что Финляндия и Швеция могут смело забыть про свой суверенитет после вступления в НАТО.

Во-первых, как сообщает газета Yeni Şafak, власти Турции выдвинули Швеции и Финляндии 10 условий, выполнение которых может побудить Анкару пересмотреть свое отношение к членству этих скандинавских стран в НАТО. Газета Yeni Şafak опубликовала данные требования:

  1. Поддержка Турции в ее борьбе с террористическими организациями, включая РПК, DHKP/C, DAESH, FETO (гюленисты) и их филиалы.
  2. Установление в Швеции и Финляндии «правовых норм» и «правовой инфраструктуры» для борьбы с терроризмом.
  3. Страны должны пресекать попытки открывать представительства курдов в своих странах и закрыть имеющиеся.
  4. Не допускать деятельность FETO и закрыть аффилированные с организацией СМИ.
  5. Выполнить требования о заморозке активов организаций и закрытии ассоциаций, связанных с терроризмом.
  6. Выполнить требования по экстрадиции лиц, связанных с терроризмом.
  7. Запретить проводить демонстрации в поддержку террористических организаций типа РПК и PKK и DHKP-C.
  8. Делиться разведданными с Турцией.
  9. Снять ограничения на оборонную промышленность Турции.
  10. В случае вступления в НАТО обязаться выполнять эти требования.

Если по вопросу курдов все в целом понятно, то отдельного внимания заслуживают следующие пункты: «Делиться разведданными с Турцией» и «Снять ограничения оборонной промышленности против Турции».

Во-вторых, накануне НАТО отказалась давать гарантии неразмещения ядерного оружия в Финляндии и Швеции, хотя сами страны выступают против этого[ii] [2].

Недавно глава МИД Финляндии Пекка Хаависто намекнул на возможность покупки турецких БПЛА Bayraktar TB2[iii] [3]. Разумеется, только в том случае, если Финляндию примут в НАТО. В то же время П.Хаависто утверждает, что никакого эмбарго на продажу вооружения в Турцию нет и никогда не было – решения принимаются в каждом отдельно взятом случае.

Вне всяких сомнений у Финляндии по сравнению со Швецией куда как больше шансов договориться с Турцией: как мы видим, в Хельсинки предпринимаются попытки использовать экономические методы воздействия на правительство Р.Т.Эрдогана. К тому же уровень поддержки каких бы то ни было курдских организаций в Финляндии существенно ниже. Несмотря на спор об условиях членства в НАТО, Финляндия и Турция стремятся развивать торговые связи. Известно, что 6-8 июня министр внешней торговли Финляндии Вилле Скиннари был с трехдневным визитом в Анкаре и Стамбуле вместе с представителями 20 финских компаний[iv] [4].

Также стало известно, что турецкие официальные лица пытались внести раскол между Швецией и Финляндией по вопросу о членстве в НАТО. Стокгольмская организация Nordic Research Monitoring Network (NRMN), которая находится в оппозиции Анкаре, сообщила, что Турция преднамеренно посылала разнонаправленные сигналы своим визави в Стокгольме и Хельсинки по поводу готовности одобрить их вступление в альянс[v] [5]. Каждому кандидату давали понять, что у него больше шансов, чем у другого, пишет NRMN со ссылкой на источники. Слабо поддающаяся объяснениям логика, но, вероятно, смысл заключался в создании атмосферы конкуренции, которая, в идеальной для Р.Т.Эрдогана ситуации, должна была снизить скепсис по отношению к выдвинутым Турцией требованиям. Впрочем, Швеция и Финляндия на начальных этапах обозначили, что хотят двигаться вперед вместе, как это было при подаче официального заявления на вступление в блок.

В части касающейся членства самой Турции в НАТО, представляет интерес мнение контр-адмирала в отставке и идеолога концепции Mavi Vatan  Джихата Яйджи (Cihat Yaycı), который считает, что НАТО может исключить из состава Турцию, в случае начала турецко-греческой войны. В подтверждение этому в турецком интернете опубликована карта с более 450 элементами греческой военной инфраструктуры на островах с демилитаризованным статусом в Эгейском море[vi] [6]. «Они проведут встречу, на которой Турция не будет включена, они исключат Турцию из НАТО», – отмечает он. По его мнению, НАТО сможет применить 5-ю статью устава НАТО (нападение на страну-члена альянса считается нападением на весь блок) против Турции. Контр-адмирал напомнил, что «исключения из программы истребителей пятого поколения F-35 тоже не было», призвав «не доверять ничему, что написано на бумаге.

В заключение отметим, что Турция активизировала участие в переговорах в середине июня, когда еще одним шагом вперед стало согласие Стокгольма на продолжающиеся консультации по борьбе с терроризмом. Представляется, что современную позицию Р.Т.Эрдогана по включению Финляндии и Швеции в НАТО можно охарактеризовать турецкой пословицей: «Если время с тобой не ладит, поладь ты со временем» (Zaman sana uymazsa, sen zamana uy / «В карете прошлого далеко не уедешь»)[vii] [7]. Турецкий подход не определяется пороговыми значениями, установленными на международном уровне. Жесткая позиция турецкого лидера по этому вопросу помогла восстановить его политический рейтинг. Сделаем аккуратное предположение, что Р.Т.Эрдоган, вероятно, в конечном итоге, поддержит заявки на членство Финляндии и Швеции в НАТО, но этот вопрос может затянуться на несколько месяцев.

[i] [8] https://www.reuters.com/world/europe/go-slow-turkey-unlikely-reach-nordics-deal-nato-meet-sources-2022-06-27/

[ii] [9] https://www.rts.ch/info/monde/13147685-camille-grand-lotan-fait-tout-pour-que-ladhesion-de-la-suede-et-de-la-finlande-se-fasse-vite.html

[iii] [10] https://www.ft.com/content/cf154d42-d324-40a9-8478-9f59bee053b5

[iv] [11] https://twitter.com/FinEmbAnkara/status/1533674789403074563

[v] [12] https://nordicmonitor.com/2022/06/turkeys-plot-to-divide-and-rule-sweden-and-finland-in-their-nato-bid-failed/

[vi] [13] https://www.google.com/maps/d/u/0/viewer?mid=10mlkTYCdgmpI_vFb_Rq0DTUquFqsczo&ll=35.333986%2C25.178918000000014&z=8

[vii] [14] Епифанов А.А. Турецко-русский паремический словарь // МГИМО МИД России, каф. Языков Ближнего и Среднего Востока. – М.: МГИМО-Университет, 2015. – 277. – (Серия «Энциклопедические словари МГИМО»).