- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Влияние предвыборных кампаний в Израиле и США на американо-израильские отношения

Несмотря на крах коалиционного правительства Н.Беннета-Я.Лапида президент США Дж.Байден, судя по последним по времени данным, не намерен отменять или переносить свой визит в Израиль, намеченный на середину следующего месяца. При этом перспектива очередных внеочередных израильских выборов, вероятно, заметно повлияет на его повестку дня. В частности, для американского лидера уже предусмотрена встреча с главой партии Ликуд Б.Нетаньяху, а вот от официального посещения парламента ближневосточной страны он может отказаться. На этом фоне появляются и весьма неоднозначные оценки воздействия, которое способна оказать на интересы Соединенных Штатов пятая подряд внеочередная избирательная кампания, принимая во внимание как интересы Вашингтона в регионе, так и то, что в ноябре этого года должны состояться промежуточные выборы в Конгресс США, имеющие возможность изменить баланс сил между демократами и республиканцами не в пользу президента Байдена.

До недавнего времени администрация Дж.Байдена весьма сдержанно относилась к правительству Израиля, не поддерживая его столь явно, как это было при Д.Трампе, но и открыто не критикуя. Подобная линия могла быть обусловлена желанием своими действиями не разрушить и без того шаткую коалицию, без которой государство отправится на новые выборы, рискующие завершиться неудобной для демократического лагеря победой Б.Нетаньяху. Если следовать данной логике, то для сдерживания амбиций Ликуда Вашингтон должен лишь продолжать начатое с Я.Лапидом, который, с одной стороны, показал свою более жесткую позицию в отношении России по ситуации на Украине, но с другой, — весьма критично отзывался о действиях США на палестинском треке.

Как стало известно в конце минувшей недели, в программу предстоящего визита Дж.Байдена была включена встреча с Б.Нетаньяху. Официальной причиной для этого израильские СМИ со ссылкой на источники в Белом доме назвали именно избирательную кампанию, на фоне которой американская администрация не хочет создавать ощущение открытой поддержки какой-либо из политических сил, тем самым вмешиваясь во внутренние дела страны-партнера. Казалось бы, данный шаг может быть мотивирован стремлением оказать содействие Я.Лапида негласно, однако, есть ощущение, что демонстративной равноудаленностью от главных политических фигур в борьбе за ключевой в Израиле пост США стараются подготовить себя к исходу, в котором победу вновь сможет одержать Б.Нетаньяху. Более того, напряженность в отношениях, способная проявиться в дальнейшем, уже не требует от Белого дома прежней сдержанности.

В преддверии визита, с которым связывали ожидание прогресса в нормализации между Израилем и умеренными региональными режимами, Соединенные Штаты, наоборот, сделали несколько неприятных сюрпризов. Так, заместитель постоянного представителя США при учреждениях ООН в Нью-Йорке Р.Миллс в Совете Безопасности выразил сожаление в связи с «эскалацией насилия со стороны поселенцев в отношении палестинцев», а также сообщил, что американское правительство «принимает к сведению отчет УКГВ (Управление по координации гуманитарных вопросов ООН — авт.) от мая 2022 г., в котором говорится, что более 1000 палестинцев были ранены боевыми патронами, выпущенными израильскими войсками в 2021 г., что в семь раз превышает количество раненых боевыми патронами в предыдущем году». Сказанное очень точно вписывается в политику Б.Обамы, особенно на завершающем этапе его президентской каденции, когда Вашингтон не воспользовался правом вето при принятии резолюции № 2334, признававшей израильские поселения нарушением норм международного права.

Менее заметно для СМИ, но, пожалуй, более значимо для Я.Лапида в начале июня прошло выведение «Отдела по делам палестинцев» из посольства США в Иерусалиме. Структурное подразделение дипломатической миссии было исключено из подчинения посла и теперь будет подотчетно напрямую Государственному департаменту в Вашингтоне. Это означает, во-первых, попытки добиться прогресса в отношениях с ПНА, что, в свою очередь, может отражать планы администрации Дж.Байдена перезапустить мирный процесс, но на менее выгодных для Израиля условиях. Во-вторых, принимая во внимание то, что блокировкой открытия консульства для палестинцев занимается лично Я.Лапид, шаг Белого дома негативно отражается на политических позициях лидера «Еш атид» перед выборами, в то время как традиционно личное общение с президентом США считается способом укрепить электоральное положение.

В целом приведенные примеры говорят о неопределенности в стратегии США  на израильском треке в условиях подготовки к досрочным выборам. Впрочем, пока, как кажется, из рассмотренного выше напрямую связан с избирательной кампанией только один шаг – включение в программу июльского визита Дж.Байдена встречи с Б.Нетаньяху. А вот критика поселенческой активности или насилия в отношении палестинцев, вероятно, прямого отношения к внутриполитической ситуации в ближневосточной стране не имеет и была задумана заранее. Косвенно это подтверждается тем, что еще в марте, посещая Иерусалим, федеральный канцлер ФРГ О.Шольц также предположительно должен был обсуждать эти темы, но помешала ему первоочередная необходимость включить в повестку украинскую проблематику.

Рост антиизраильской риторики со стороны США в большей степени может быть мотивирован как раз подготовкой к промежуточным выборам. В рамках этого процесса первоочередной задачей Демократическая партия видит для себя консолидацию, препятствием для которой остаются споры между консерваторами и прогрессистами. Последние как раз и призывают правительство вмешаться, прежде всего, в расследование смерти журналистки Ширин Абу Акле. Помимо этого в мае коллектив прогрессистов под руководством Р.Тлаиб впервые вынес на рассмотрение Конгресса резолюцию о признании накбы.

Таким образом, с целью объединения партии администрация президента, судя по всему, пытается адаптироваться к курсу, близкому прогрессистам, но принесет ли это желаемый результат, пока сказать сложно. Связано это с ответной кампанией консерваторов, поддержку которой оказывают крупные спонсоры, вливающие средства в праймериз в ключевых штатах, дабы не допустить выдвижения прогрессистов. В частности Super PAC (комитет политических действий) United Democracy Project, по данным израильских источников, уже потратил на эти нужды почти 12 млн долларов, из которых около половины были израсходованы на PR-кампанию против прогрессистов. Примечательно при этом еще и то, что наблюдается совпадение интересов между консервативными демократами и республиканцами, проявляющееся в том числе в финансировании, поскольку спонсорами United Democracy Project все чаще выступают доноры Республиканской партии, стремящиеся поддержать Израиль, но дистанцироваться от наследия Д.Трампа. Кроме того, сам Super PAC определяет себя как «организацию американских граждан – демократов, республиканцев и независимых», которая «помогает избирать кандидатов, разделяющих общее видение», «решительных сторонников американо-израильских отношений», в то время как прогрессисты явно продвигают американо-палестинские. В результате, если их совместные действия будут иметь успех, то президент США, делающий упор на прогрессистов, рискует после промежуточных выборов столкнуться не только с усилившимся сопротивлением республиканцев, но и растущим расколом в рядах собственной партии.