- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К итогам ближневосточного турне наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана

Наследный принц и фактический лидер Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман (МБС) посетил ключевые страны региона в преддверии запланированного на 16 июля регионального саммита с президентом США Дж.Байденом. Как полагают американские эксперты, визиты МБС в Египет и Иорданию, как ключевых союзников королевства, так и в соперничающую Турцию, был направлен на координацию региональных позиций перед визитом Байдена, и по большому счету он был призван дать четкий сигнал США о том, что убийство саудовского журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году больше не является серьезным препятствием для региональной легитимизации МБС. Именно этот вопрос был для Эр-Рияда основной целью, а не  экономические вопросы, которые были заявлены заранее как ключевые пункты повестки дня ближневосточного турне МБС: по итогам визитов было объявлено лишь о нескольких конкретных экономических соглашениях. И Египет, и Иордания серьезно рассчитывают на то, что МБС предоставит инвестиционную и бюджетную поддержку. Подписание инвестиционных соглашений на сумму почти 8 млрд долларов, похоже, оправдало ожидания Египта в отношении визита МБС. Иордания, не имеющая значительных запасов нефти или газа, обратилась за дополнительной финансовой поддержкой, а также за выполнением предыдущего обязательства Саудовской Аравии в размере инвестиций примерно в 3 млрд долларов. Во время остановки MБС в Аммане не было объявлено о каких-либо крупной финансовой помощи от Саудовской Аравии или инвестиционных сделках. Однако в кулуарах визита иорданские и саудовские компании в горнодобывающем, строительном, атомной энергетике, импорте и экспорте и других секторах подписали соглашения о сотрудничестве. Во время своего регионального турне МБС получил особенно теплый прием в Иордании и Египте — союзниках королевства, несмотря на то, что в прошлом иногда возникали разногласия. Король  Абдалла II   и президент А.Ф.ас-Сиси в значительной степени избегали обсуждения роли МБС в убийстве и расчленении Джамаля Хашогги в октябре 2018 года в генконсульстве Саудовской Аравии в Стамбуле. Оба лидера поддерживают усилия МБС по противодействию Ирану через сеть союзов, включая давнее партнерство с Соединенными Штатами, а также новые региональные альянсы. На следующий день после того, как МБС покинул Амман, король Абдалла II    сказал: «Я был бы одним из первых, кто поддержал бы создание НАТО на Ближнем Востоке», — заявление, предполагающее, что МБС, его региональные союзники и Израиль обсуждают совместные оборонные договоренности, которые уменьшили бы их зависимость от зонтика безопасности США. Визит в Иорданию также позволил двум королевствам урегулировать недавнюю напряженность из-за предполагаемой поддержки Саудовской Аравией сводного брата короля Абдалла II   Хамзы, который открыто выразил нелояльность иорданскому монарху. Будучи принимающей страной для двух миллионов палестинцев, зарегистрированных в качестве беженцев, Иордания также стремится сосредоточить внимание арабского мира на разрешении израильско-палестинского конфликта, но Саудовская Аравия и несколько стран Персидского залива установили связи с Израилем, не требуя каких-либо существенных уступок от Иерусалима. Египет был преданным союзником и убежденным сторонником КСА в последние годы. Египетские войска присоединились к возглавляемой Саудовской Аравией арабской коалиции, борющейся с поддерживаемыми Ираном повстанцами-хоуситами в Йемене, и Египет поддержал решение Саудовской Аравии установить перемирие в Йемене, которое началось в апреле и было продлено как минимум до начала августа.

Последняя страна в турне МБС, Турция была основной страной этого турне, несмотря на то, что президент Реджеп Тайип Эрдоган не будет присутствовать на региональном саммите. Тем не менее, этот визит в Турцию  сигнализировал о том, что МБС, по мнению региональных лидеров, вышел из тени после убийства Дж.Хашогги. Потребность Эрдогана в экономической поддержке Саудовской Аравии на фоне почти 70% инфляции что, несомненно, повлияет на его предвыборную кампанию в следующем году, перевесила заинтересованность Эрдогана в использовании этого убийства для дискредитации политики Саудовской Аравии, которая выступает против региональных исламистских движений и в значительной степени игнорирует израильско-палестинский конфликт. В дополнение к тому, что во время визита МБС Эрдоган отказался от своей критики этой политики Саудовской Аравии, он сигнализировал о готовности присоединиться к региональной оси для противодействия влиянию Ирана и стратегическим возможностям на Ближнем Востоке. За несколько дней до прибытия МБС поступали сообщения о том, что Иран планировал операции по убийству израильтян, посещающих Турцию. По завершении визита 24 июня МБС, похоже, подтвердил приверженность экономической поддержке, обсуждавшейся во время визита Эрдогана в королевство в конце апреля. В совместном заявлении, опубликованном по итогам переговоров двух лидеров, был подробно изложен новый план двусторонних отношений, включая снятие торговых ограничений — ссылка на неофициальный бойкот Саудовской Аравией импорта турецких товаров, начатый в ноябре 2021 года, — дополнительные запланированные переговоры и возможный валютный обмен. На торговой конференции, проведенной в Анкаре, приуроченной к визиту МБС, высокопоставленный саудовский чиновник заявил, что КСА решило снять торговое эмбарго. Несмотря на то, что были объявлены лишь скромные соглашения, визит в Турцию значительно улучшил региональный имидж МБС в преддверии саммита с президентом Байденом в июле.

Король Иордании Абдалла II и президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси присоединятся к президенту Дж.Байдену и лидерам стран Персидского залива, включая премьер-министра Ирака Мустафу аль-Казыми, на саммите 16 июля в Джидде. В дополнение к демонстрации своего регионального влияния, МБС,  надеялся усилить свое влияние на саммите, координируя региональные позиции по ключевым вопросам, которые, вероятно, будут обсуждаться с Соединенными Штатами, включая широкий региональный альянс для противодействия растущим стратегическим возможностям и влиянию Ирана, завершение войны в Йемене, усилия по возобновлению мирных переговоров между Израилем и Палестиной и цены на энергоносители.

Президент Байден, несомненно, попытается убедить КСА и других экспортеров увеличить поставки сырой нефти и природного газа на мировой рынок (вопрос – с какой степенью настойчивости, ЕС явно в этом сомневается, о чем ниже – авт.) дефицит которых, как ожидается, будет наблюдаться в Европе предстоящей зимой. В июне некоторые страны Европейского союза сообщили, что российский государственный газовый гигант «Газпром» сократил экспорт газа в их страны на 60% — явный ответ на европейскую военную поддержку Украины. Официальные лица США также, вероятно, поднимут вопросы прав человека на региональном саммите. Вообще, как заявляют в Белом доме, основной целью визита Байдена будет налаживание неких более доверительных отношений между арабскими странами и Израилем, а совсем не энергетика. При этом всячески подчеркивается, что Байден только будет участвовать на «широком саммите», где будет среди прочих присутствовать и МБС. То есть, американцы дали серьезную «дымовую завесу», стараясь снизить градус критики со стороны части американской элиты (в преддверии поездки американские законодатели призвали президента обеспечить, чтобы связи Вашингтона с Эр-Риядом продвигали американские интересы, а не наоборот. В письме Байдену ранее в этом месяце от глав нескольких комитетов Палаты представителей говорилось: «Пока Саудовская Аравия не покажет признаков изменения курса и в свете обсуждения возможного визита в королевство, во время которого у Вас может быть возможность встретиться с королем Сальманом и другими главами региональных государств, мы призываю вас удвоить свои усилия по перекалибровке американо-саудовских отношений» — авт.) и правозащитных НПО,  одновременно принижая вопрос об углеводородах. Но реальность выглядит иной.  На фоне стремительного роста цен на нефть и рекордной инфляции у себя дома Байден, который когда-то охарактеризовал «битву между демократиями и автократиями» как центральный руководящий принцип своей внешней политики, был вынужден резко развернуться в своих приоритетах. Поскольку Европа стремится сократить свою энергетическую зависимость от России, после начала военной операции на Украине администрация Байдена обратилась к старым противникам, включая Иран и Венесуэлу, а также к Саудовской Аравии и ОАЭ, чтобы восполнить дефицит нефти в США. Поддержание низких цен на энергоносители было главным приоритетом для Байдена и Демократической партии, особенно в преддверии важных промежуточных выборов в ноябре. Но вопрос о ценах на нефть и газ крайне волнуют европейцев. Еще более их волнует вероятность того, что Байден не станет акцентировать этот вопрос на саммите. Причем это настолько их волнует, что президент Франции Эммануэль Макрон пробился сквозь толпу на саммите G-7 на этой неделе в Баварии, чтобы еще раз сказать президенту США Джо Байдену, что Саудовская Аравия и ОАЭ не смогут увеличить добычу нефти. «Извините, извините, что прерываю», — сказал Макрон, подходя к Байдену, который шел впереди своего французского коллеги, разговаривая с советником по национальной безопасности США Джейком Салливаном. «У меня был звонок с MБЗ», — сказал Макрон Байдену, имея в виду лидера ОАЭ шейха Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна. «Он сказал мне две вещи. Во-первых, «Я на максимуме, на максимуме [производственных мощностей]» — то, что он утверждает… Во-вторых, по словам MБЗ, саудовцы могут немного увеличить добычу, на 150 [тысяч баррелей в день] или чуть больше, но у них нет огромных мощностей, по крайней мере, в течение шести месяцев». Взволнованный Джейк Салливан предостерег Макрона. «Осторожно», — сказал он. — «Может быть, нам стоит просто зайти внутрь … из-за камер». Как полагают эксперты,  этот шаг Макрона указывают на то, что государства Персидского залива мало что могут сделать, чтобы помочь западным странам справиться с высокими ценами на бензин, даже если бы они захотели. Но от себя добавим еще один момент. Европейцев абсолютно не убедили те тезисы в отношении стабилизации мирового рынка углеводородов, которые Байден озвучил во время встречи. И они фактически уполномочили Макрона еще раз уже в спешке уведомить Байдена о том, что на предстоящем саммите этот вопрос должен быть максимально заострен. Вскоре после обмена этими репликами, который был зафиксирован телеканалом Reuters, министр энергетики ОАЭ Сухайль аль-Мазруи попытался прояснить комментарии Макрона, заявив, что добыча в Абу-Даби близка к потолку, разрешенному его соглашением с ОПЕК +. Саудовская Аравия в настоящее время добывает 10,5 млн баррелей в сутки, но данные Международного энергетического агентства в Париже предполагают, что ее мощность составляет 12,0 млн-12,5 млн баррелей в сутки. Между тем, ОАЭ добывают около 3 млн баррелей в сутки, и, как сообщается, их мощность составляет 3,4 млн баррелей в сутки. Цены на нефть сегодня выросли примерно на 60% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Отрасль уже изо всех сил пыталась удовлетворить всплеск спроса после пандемии. В этой связи рискнем предположить, что резкого увеличения добычи КСА и ОАЭ по итогам визита Байдена ожидать пока сложно. У американцев видимо нет пока (или они это тщательно скрывают даже от своих союзников-европейцев) четких планов по предоставлению КСА и ОАЭ каких-то весомых козырей, которые могли бы заставить их резко увеличить темпы добычи нефти.