- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах с серийным производством в Турции ОБТ Altay

Во время заседания парламентского комитета на прошлой неделе, на котором обсуждались финансовые отчеты государственных компаний, в очередной раз выяснилось, что в производстве основного боевого танка (ОБТ) Altay, известного как «первый национальный боевой танк Турции», не было достигнуто никакого прогресса.

Проект Altay — это первая в Турции программа разработки основного боевого танка, которая включает в себя электронные системы управления и управления, 120-миллиметровую пушку и броню, все из которых будут изготовлены турецкими оборонными подрядчиками. Проект Altay столкнулся с критическими технологическими проблемами, которые повлияли на сроки его производства.

Заместитель министра обороны Мухсин Дере, который участвовал в заседании, посвященном работе государственного военного завода и верфи (АСФАТ), ответил на вопросы оппозиционных законодателей, которые критиковали правительство за задержку реализации этого проекта. Обвиняя Германию, Дере заявил, что немецкая компания, которая поставляла систему питания для прототипа двигателя, ранее произведенного частной компанией Otokar, прекратила поставки, когда проект достиг стадии массового производства. Отметив, что усилия по производству местного двигателя и трансмиссии в Турции продолжаются, заместитель министра заявил, что они также ведут переговоры о их покупке  у Южной Кореи. Заявив, что в Соединенных Штатах также ведутся переговоры, Дере сказал: «Однако на данный момент у нас нет системы двигателя и трансмиссии. Вот почему нет танка». Кстати, переговоры с Южной Кореей идут уже более года, и пока там нет какого-то определенного результата.  Однако Дере заявил, что прототип ОБТ Altay второго поколения был изготовлен на заводе по производству резервуаров и поддонов в Сакарье с системой питания, ранее приобретенной в Германии, добавив, что он успешно прошел эксплуатационные испытания. Другими словами, у национального танка нет недостатков, кроме двигателя и трансмиссии. При этом Дере «забыл», что система питания также немецкая. Грубо говоря, национальный танк по большому счету является неким конструктором «лего», собранный из иностранных комплектующих. И этот момент в общем-то характерен для всего ВПК Турции (включая и хваленые «Байрактары»), который некоторые российские политологи почему-то всячески возносят, утверждая, что скоро Турция станет в этом плане самодостаточной. Не станет. Именно, по той причине, что в Турции отсутствует соответствующая инженерная школа и производства. И лишним доказательством этого является настойчивость Анкары по вопросу снятия с Турции оружейного эмбарго со стороны стран коллективного Запада.

В прошлом году Турция объявила, что начала производство танкового двигателя мощностью 1500 лошадиных сил, а видеозаписи с этим двигателем были представлены прессе. Однако эксперты подчеркивают, что для передачи мощности двигателя танку потребуется много времени. Компания BMC, главный подрядчик проекта, в настоящее время ведет переговоры с южнокорейским производителем двигателей Hyundai Doosan Infracore и S & T Dynamics, которые производят автоматические коробки передач. В мае Исмаил Демир, глава Управления оборонной промышленности, заявил, что испытания энергосистемы, поставляемой из Южной Кореи для проекта ОБТ Altay, продолжаются. Он заявил турецким СМИ, что, если испытания пройдут успешно, начнется массовое производство. Однако, по его словам, конечной целью является установка на танк отечественного аналога. Военные эксперты заявляют, что Турция может начать массовое производство после решения этой проблемы, но неопределенность, с которой сталкивается BMC, нехватка денежных средств и обвинения в коррупции затрудняют достижение этой цели.

В 2017 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган отклонил предложение компании  Otokar, которая уже изготовила прототип и была готова к массовому производству; тем не менее, он заключил контракт с другой компанией, принадлежащей бизнесмену из его близкого окружения, что вызвало много споров. Не секрет, что в проекте были серьезные задержки из-за необъявленного эмбарго правительства ФРГ, введенного в ответ на военное вмешательство Турции в Сирии в последние годы. В то время как турецкое правительство занималось интенсивной дипломатией, чтобы убедить немцев, в качестве альтернативы были начаты переговоры с южнокорейскими компаниями. Министр обороны Турции Хулуси Акар в декабре пояснил, что немецкая компания Rheinmetall не будет участвовать в проекте. Он также утверждал, что лучшим решением для проекта было использование немецких технологий после встречи с министром обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр в феврале 2021 года в Берлине. «Altay был разработан на основе немецкого двигателя. Найти альтернативный двигатель из другой страны и интегрировать его в танк — непростая задача. Дизайн танка нуждается в изменении. Поэтому наиболее подходящим решением было бы приобретение немецкой энергосистемы».

Согласно контракту по Altay от  2018 года, ожидалось, что первый танк сойдет с конвейера в течение 18 месяцев и будет поставлен Сухопутным войскам ВС Турции компанией BMC. Контракт включал серийное производство и материально-техническую поддержку жизненного цикла для 250 единиц. После подписания контракта по Altay с BMC в 2018 году оппозиционные партии обвинили правительство в поддержке турецко-катарского совместного предприятия, принадлежащего турецкому бизнесмену Этему Санджаку, бывшему члену Исполнительного совета правящей Партии справедливости и развития (ПСР), и семье Озтюрк, дальним родственникам президента Эрдогана. Полные 49,9% акций BMC принадлежат Катару, в то время как Санджак владеет 25%, а семье Озтюрк принадлежит 25,1%.

Президент Эрдоган несколько раз объявлял, что массовое производство ОБТ Altay начнется в ближайшее время, указывая на различные даты. Посетив завод компании BMC 2 июля 2021 года, Эрдоган сказал, что разговаривал с инженерами-программистами и получил от них обещание, что производство может начаться в 2023 году. Однако проблемы с танком связаны в первую очередь с двигателем и трансмиссией, а не с программным обеспечением.