- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за заявлениями Испании на саммите НАТО о российской и алжирской угрозах

«Россия угрожает Испании и НАТО из Алжира». Таков посыл, сделанный официальным Мадридом на состоявшемся 28-30 июня саммите Североатлантического альянса. В связи с этим 29 июня  министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Альбарес пытался обратить внимание своих коллег на безопасность его южного фланга и «нетрадиционные вызовы, такие как терроризм, политическое использование энергетических ресурсов и незаконная иммиграция с юга. К сожалению, угрозы, исходящие с юга, все чаще становятся угрозами со стороны России».

Момент для такого вброса казался удобным – изначально на данном мероприятии запланировали впервые с 2010 года решительно изменить «стратегическую концепцию» НАТО.

Заметим, что ранее испанское правительство осуждало «растущее присутствие персонала российской ЧВК  «Вагнер» на африканском континенте «в Мали и Центральноафриканской Республике».

В свою очередь, заявление Альбареса усилила министр обороны Маргарита Роблес: «У нас война в Европе, но ситуация в Африке действительно тревожная и на нее также необходимо реагировать». При этом она сослалась, в частности, на джихадистские группы, действующие в Сахеле.

Смысл этой подачи Испанией состоит в попытке убеждать своих партнеров в важности южного фланга путем распространения вбросов о «российской угрозе в Африке», откровенно намекая, что за спором Испании с Алжиром… стоит Москва. Подобные вбросы также звучали на саммите НАТО.

Мадрид особенно обеспокоен тем, что нестабильность в Африке, особенно на ее севере, может привести к увеличению нелегальной иммиграции в Европу, и в первую очередь в Испанию. Эта граничащая с Африкой страна стала одними из главных ворот для нелегальной иммиграции в Европу. Это еще раз доказала массовая попытка проникновения в испанский анклав Мелилья, расположенный на северном побережье Марокко 24 июня, которая была жестко пресечена марокканскими силовиками. Теперь Марокко активно пресекает подобные попытки после того, как в марте текущего года Мадрид официально поддержал его притязания на Западную Сахару.

Однако выбор такого способа затыкания миграционной «дыры» привел к резкому ухудшению отношений Испании с уже бывшим своим стратегическим партнером Алжиром, откуда она получала около половины потребляемого ей природного газа.

В ответ на это руководство АНДР фактически разорвало с Испанией все прежние экономические соглашения, в том числе и по энергетике. В результате Мадрид оказался в подвешенном состоянии по поставкам газа. Теперь у него нет уверенности не только в том, какую цену ему теперь выставит алжирская сторона, но и вообще, стоит ли вообще в будущем ожидать их.

Это особенно волнует испанское руководство в преддверии зимы 2022 – 2023 годов. Однако как известно сытый голодного не разумеет и большинство других стран НАТО отнеслись к истерике официального Мадрида равнодушно, а кое-кто, например, Италии, фактически перехватившая у него причитавшиеся ему прежние объемы алжирского газа, со злорадством.

Они, имея определенные «газовые» гарантии, напротив, считают основным вызовом для себя в данный момент «восточный фронт», то есть украинское направление. И попытка Испании доказать важность «русско-алжирского» фронта, похоже, не увенчалась успехом, хотя внешне видные представители альянса пытались успокоить Мадрид.

«Сегодня основным центром внимания является восточный фланг, хотя мы также обращаем внимание и на южный фланг», — заявил Джон Кирби, координатор связей Белого дома по вопросам национальной безопасности и стратегии.

Его утверждения фактически повторил и генеральный секретарь Североатлантического альянса сказал Йенс Столтенберг на презентации программы его саммита. 25 июня в интервью испанской ежедневной газете El Pais. Он заявил, что НАТО будет «укреплять (свое) сотрудничество со странами Юга», упомянув, в частности, Мавританию.

Однако в связи с конфликтом на Украине Мадриду будет трудно убедить своих партнеров в принципиальной важности «южного фланга», хотя и союзники дали понять Мадриду со слов Столтенберга, что они рассматривают Россию как самую большую и самую прямую угрозу нашей безопасности».

И предположим, что «испанский» фронт в лучшем случае останется глубоко периферийным, поскольку стратегическим приоритетом президента США Джо Байдена является Китай, впервые упомянутый угрозой в «стратегической концепции», принятой на саммите в Мадриде. И это вызвало удивление среди европейских союзников Вашингтона, для которых «китайский вызов» воспринимается не так серьезно и со скепсисом.

Впрочем, большинство их схожим образом пока воспринимает и «российский фронт в Африке» и серьезной проблемой для Мадрида является то, что другие члены Североатлантического альянса, вовлеченные в дела на африканском континенте, такие как Франция, Италия или Турция, преследуют разные, а то и противоположные испанским цели. Ведь во многом это происходит ввиду их конкуренции в первую очередь за местные источники сырья. И это сильно затрудняет выработку общей детальной стратегии НАТО с предоставлением гарантий отдельным его странам.

С другой стороны, многие официальные лица США считают, что НАТО следует сосредоточиться на концепции территориальной обороны, а не на «гибридных, то есть нетрадиционных угрозах». Это утверждает Анхель Саз, директор Центра глобальной экономики и геополитики испанской бизнес-школы Esade. По его словам, там существует четкое понимание, что «единственная территориальная угроза — это Россия. Сахель может дестабилизировать Европу, но он не собирается завоевывать Испанию или Италию».

Иными словами, попытки Мадрида навязать НАТО свою повестку дня против Алжира под антироссийским «соусом» оказались неудачными. С ним пока руководство Североатлантического альянса не желает конфликтовать, рассчитывая использовать его энергоресурсы для снижения российского влияния в Европе и без всякого давления.

Кроме того, НАТО вряд ли способно на какие-то серьезные действия против Алжира с учетом того, что «сепаратные» отношения между ним и отдельными государствами Североатлантического альянса не только не позволит им воевать против него (Италия и Турция), но и напротив, с высокой долей вероятности, приведут к блокировке ими любого антиалжирского решения.

Однако это не отменяет явную русофобию испанского правительства даже на фоне всего Запада. Неужели Испания реально опасается России на своих южных границах? Предположим, что ее упоминание служит лишь попыткой привлечения внимания к своей прогрессирующей слабости. А именно, с одной стороны – своей же неспособностью силой защитить себя от массы «невооруженных вторженцев» из Марокко, а с другой стороны – критичной зависимостью от поставок алжирского газа, и неспособностью самостоятельно надавить на АНДР.

В этих условиях Мадрид совершил ошибку, в одностороннем порядке переориентировавшись в своей магрибской политике с Алжира на Марокко, не найдя замену поставляемому алжирскому газу. И теперь за этот авантюрный курс, очевидно, принятый без изучения каких-либо аналитических выкладок относительно последствий данного решения, ему приходится страдать.

Показательно, что Испанию отнюдь не успокоили и проходившие с 20 по 30 июня текущего года военные учения «Африканский лев 2022» в Марокко, Тунисе, Сенегале и Гане, устроенные командованием США по Африке (Africom) с участием  7500 солдат из десяти стран. Основная их часть прошла у границ АНДР и явно была нацелена против Алжира, и его лидеры это считают прямой угрозой себе, несмотря на внешне любезное к нему отношение Запада. Впрочем, в условиях все большей вовлеченности в конфликт на Украине НАТО и обострения ситуации с Китаем на другом «фланге» США в Испании растет уверенность, что данные учения в первую очередь лишь нацелены на успокоение Марокко, опасающегося алжирского удара из-за обострения западно-сахарского вопроса.

Что же касается России, то своими действиями в Африке она создает головную боль не столько для Испании, сколько для былой владелицы доброй половины африканского континента – Франции, которая действительно вынуждена в том числе отвлекать на действия сотен бойцов ЧВК «Вагнер» тысячи своих военных и огромное количество боевой техники, которая могла быть передана Украине для участия в боевых действиях против России.

Однако Париж рассчитывает решить эту проблему без умаляющих его международное влияние «испанских жалоб».

Что же касается Мадрида, то саммит НАТО не вернул ему спокойствие относительно его безопасности. Ответ на главный волнующий его вопрос – по какой цене и в каком объеме он сможет получить газ, НАТО дать не в состоянии. И как бы не пришлось к зиме 2022 – 2023 гг. покупать его у России, которую нынешнее левацкое испанское правительство столь сильно критикует и делает причиной созданных самим же Мадридом проблем.