- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Сомали: май 2021 г.

3 мая боевики движения «Аш-Шабаб» атаковали базу Переходной миссии Африканского Союза в Сомали (Atmis) в районе деревни Сеель Бараф в 160 км к северо-востоку от Могадишо. В тот момент на базе находились солдаты из Бурунди. Они понесли тяжелые потери. По неофициальным данным, до 30 солдат погибли, 22 получили ранения, до 12 пропали без вести. Под напором боевиков солдаты бежали с базы в деревню и на близлежащую высоту, откуда продолжали обороняться, затем их поддержали с воздуха вертолеты. Согласно оценкам, в атаке участвовали до 400 боевиков. Ей предшествовали подрывы двух заминированных машин, которыми управляли смертники.

Ответственность за атаку взяло на себя движение «Аш-Шабаб». В своем коммюнике оно утверждало, что установило контроль над базой, убив при этом 173 солдата.

Ранее действовавшая в Сомали Миротворческая миссия Африканского Союза Amisom с 1 апреля стала именоваться Atmis. В конце марта Совет Безопасности ООН продлил ее мандат до конца 2024 года. Африканские миротворцы в 2011 г. выбили боевиков движения «Аш-Шабаб» из Могадишо и основных городов страны. Это позволило учредить федеральное правительство, дважды провести выборы в 2012 и 2017 гг. и приступить к третьим выборам. В то же время боевики движения «Аш-Шабаб» заметно активизировались в предыдущие месяцы, действуя из находящихся под их контролем ряда сельских районов. Атака 3 мая была совершена несколько дней спустя после того, как вновь избранные депутаты назначили спикеров двух палат парламента, что открыло дорогу для выборов президента.

4 мая были объявлены первые официальные данные о потерях, понесенных миротворцами из Бурунди. Сначала речь шла о как минимум 10 погибших, 25 раненых и 5 пропавших без вести.

В составе 20-тысячного контингента Atmis насчитывается примерно 4,5 тысяч солдат из Бурунди.

5 мая парламентский комитет, призванный организовать и провести президентские выборы, объявил, что голосование состоится 15 мая. Предполагалось, что 8 мая состоится регистрация кандидатов, 11 и 12  мая они должны были выступить перед депутатами двух палат парламента. Чтобы быть избранным, кандидату необходимо было набрать две трети голосов депутатов, то есть 184 голоса. Если в первом туре никто не наберет этого числа голосов, будет назначен второй тур, в котором примут участие 4 кандидата, добившиеся наилучших результатов в первом туре. Если и второй тур будет нерезультативен, будет назначен третий тур с участием двух претендентов.

Кроме президента Махамеда Абдуллахи Махамеда (Фармаджо), который претендовал на новый мандат, основными претендентами на избрание считались два бывших президента Сомали Шариф Шейх Ахмед (2009 – 2012), Хасан Шейх Мохамуд (2012 – 2017), бывший премьер-министр Хасан Али Хейр (март 2017 – июнь 2020), а также президент полуавтономного Пунтленда Саид Абдуллахи Дани.

Депутатам приходилось торопиться, поскольку программа помощи МВФ должна была автоматически прекратиться 17 мая, если к этому сроку не появится новая администрация.

10 мая было объявлено, что регистрацию прошло рекордное число кандидатов на избрание – 39 человек. Голосование должно было пройти в самом защищенном месте Могадишо – международном аэропорте. В тот же день 30 «партнеров» Сомали предложили сомалийской элите быстро завершить последний этап выборного процесса с тем, чтобы внимание сомалийских властей «переключилось на национальные приоритеты и консолидацию государства». Совместное заявление подписали международные организации (ООН, Евросоюз, Африканский союз, ЛАГ), западные страны (США, Великобритания, Норвегия, Франция), арабские страны (Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия), Россия и Турция.

14 мая, за сутки до президентских выборов, полиция Сомали ввела комендантский час до утра 16 мая с тем, чтобы пресечь какую-либо политическую и прочую активность.

По итогам голосования на пост президента Сомали вернулся 66-летний Хасан Шейх Мохамуд. Таким образом, в Сомали завершился политический кризис, продолжавшийся более года, поскольку имя нового президента этой страны должно было стать известным еще в феврале 2021 г., когда истек мандат Фармаджо. Победу Хасана Шейха Мохамуда повсеместно в Могадишо приветствовали стрельбой в воздух. Сразу после приведения к присяге старый – новый глава государства призвал сомалийцев к единству. «Мы должны идти вперед, и никогда – назад. Мы должны думать о наших ранах, — заявил он. – Не будем терять времени, думая о прошлом. Вместо этого мы будем работать над лучшим будущим, и я реализую мой предвыборный лозунг — +Мирное Сомали в мире со всем миром+».

Сразу же было очевидным, что перед новым главой Сомали стоят сложные задачи, главные из которых – борьба против движения «Аш-Шабаб» и неминуемого голода, достижение политического примирения, и в частности, между федеральными властями и Джубалендом и Пунтлендом, восстановление экономики. По оценкам наблюдателей, достижение политического примирения станет самым ближайшим вызовом перед новым президентом.

Другим приоритетом станет продолжение борьбы против движения «Аш-Шабаб». Напомним, что именно во время первого мандата Хасана Шейха Мохамуда африканские миротворцы из Amisom выбили джихадистов из таких их оплотов, как города Кисмайо и Байдоа.

Напомним, что Хасан Шейх Мохамуд – выходец из университетских кругов, известный борец за внутренний мир в Сомали, яростный критик Фармаджо. Во время его первого мандата не обошлось без обвинений в коррупции в отношении ряда лиц из его окружения. Он стал первым сомалийцем, поднявшимся на пост главы государства во второй раз.

Хасан Шейх Мохамуд родился в 1955 г. в Джалалакси, в центральной части Сомали в регионе Хиран. Выходец из влиятельного клана хавийе. Уроженцы из этого клана составляют большинство населения Могадишо. Образование получал в Национальном университете Сомали и в университете в Бхопале (Индия). В политику пришел в 2011 г., когда основал Партию мира и развития с задачей «построить общество, свободное от демонов кланизма, страха и внутренних конфликтов». Его победа на выборах годом  позже дала надежду, что Сомали может вернуться к стабильности. Его правительство стало первым начиная с 1991 г., получившим мировое признание и миллиарды долларов международной помощи. Однако затем он разочаровал своих сторонников, которые осудили, как и при его предшественниках, коррупцию и внутреннюю борьбу. В последней его противниками были два из трех им назначенных премьер-министра. В ходе первого мандата он также уволил двух управляющих Центральным банком.

16 мая президент США Джо Байден одобрил восстановление американского военного присутствия в Сомали с целью участия военных в борьбе против движения «Аш-Шабаб». 18-ю месяцами ранее Вашингтон вывел из Сомали около 750 американских солдат, находившихся там. Теперь в эту страну вернется контингент численностью менее 500 человек из числа военнослужащих Сил специальных операций. Это возвращение будет сделано по просьбе Пентагона. Решение о выводе американских военных из Сомали принял Дональд Трамп в декабре 2020 г. незадолго до того, как он покинул Белый дом. В новый американский контингент в Сомали войдут военные, дислоцированные в соседних странах. По оценке не назвавшегося представителя администрации президента США, предыдущая администрация приняла решение об уходе из Сомали «вопреки мнению самых высокопоставленных руководителей Пентагона, и с того времени движение «Аш-Шабаб», к сожалению, усилилось». Он охарактеризовал как «очень тревожащую» угрозу со стороны «Аш-Шабаб» и не исключил, что американские солдаты в Сомали будут непосредственно участвовать в операциях против джихадистов.

17 мая президент Сомали Хасан Шейх Мохамуд «поблагодарил» Дж.Байдена за его решение восстановить американское военное присутствие в этой стране.

20 мая МВФ принял решение продолжить реализацию программы предоставления финансовой помощи Сомали. Эта программа стартовала еще в течение первого мандата Хасана Шейха Мохамуда.

В целом есть определенная уверенность в том, что возвращение Хасана Шейха Мохамуда на пост главы Сомали будет способствовать делу стабилизации в этой стране. Новый президент хорошо известен зарубежным партнерам, предсказуем, и пользуется определенным доверием как политиков, так и бизнеса.