- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах в обеспечении национальной безопасности Ирана

Мохаммад-Али Абтахи является известным иранским политиком религиозного лагеря. Пик его популярности приходится на начало этого века, когда он был вице-премьером правительства при президенте Сейед Мохаммаде Хатами, руководил его канцелярией, работал в Министерстве информации. Тогда же он приобрел популярность как первый политик религиозного лагеря, открывший свой собственный сайт в интернете и принимавший граждан со всей страны онлайн. Являясь достаточно открытым человеком, он часто дает интервью СМИ, в том числе – иностранным, затрагивая самые злободневные проблемы сегодняшней реальности. Несколько дней назад Абтахи был проинтервьюирован газетой The New York Times, где высказался, в частности, по таким проблемам, как израильские акции на иранском направлении. По его словам, огромный размах действий Израиля против Ирана ослабил крупнейшую структуру  безопасности Исламской Республики. Он указал на огрехи в этой сфере внутри страны и связал с израильскими акциями отставку Хосейна Таэба  с поста руководителя службы разведки Корпуса стражей исламской революции (КСИР).  По его словам, отставка Х.Таэба равносильна признанию Ирана в том, что необходимо новое руководство в этой области и есть необходимость в пересмотре стратегии и методов работы. «Можно смело утверждать о том, что в течение последнего года службы безопасности понесли серьезный урон». Как считает Абтахи, укрепление их силы всегда было краеугольным камнем мощи Исламской Республики, и вот именно это в течение года претерпело невосполнимые потери.     После ряда публикаций в социальных сетях и многолетней уничтожающей критики Х.Таэб был, наконец,  смещен со своего поста руководителя службы разведки КСИР, где он отработал 13 лет. За время своей деятельности в этой организации он расправился с многими оппозиционно настроенными политическими и гражданскими активистами, однако за слабые достижения  в области предотвращения действий Израиля внутри Ирана, особенно в последний год, подвергся жесткой критике. По мнению иранских СМИ, центр деятельности иранских силовых структур должен быть сосредоточен не на противодействии внутренним оппозиционным силам, а на искоренении влияния зарубежных подрывных сил.

В этом же номере  The New York Times говорится и о том, что один из старших командиров КСИР – бригадный генерал Али Насири – в июне с. г. арестован по подозрению в шпионаже в пользу Израиля. Ссылаясь на свои анонимные источники в близких к КСИР кругах, издание сообщает, что арест этого генерала, руководившего службой собственной безопасности КСИР, то есть занимавшего один из ключевых постов в ведомстве, показывает растущее недоверие руководства страны по отношению к силовым структурам, особенно после недавних многочисленных операций в Иране, приписываемых Израилю. Это СМИ написало далее, что известие об аресте бригадного генерала А.Насири поступило через два месяца после ареста нескольких десятков других официальных лиц, связанных с ракетной программой Ирана, которых подозревали в передаче секретной информации Израилю. Отмечается, что этот арест произошел незадолго до увольнения главы разведки КСИР Х.Таэба.

В течение последних месяцев часть бывших высших функционеров исламского режима  делала заявления о растущем проникновении влияния Израиля с высшие структуры власти Ирана. К примеру, бывший министр разведки Али Юнеси открыто заявил о том, что  никто из высших официальных лиц страны не может быть застрахован  от покушений на свою жизнь со стороны израильской внешней разведки «Моссад», для которой подобные акты являются рутинными. Об этом же заявил и в телеинтервью одному из иранских телеканалов уже упомянутый нами Абтахи. Из его слов следует, что любой местный политик должен серьезно беспокоиться по этому поводу. «А наши силы правопорядка, вместо того, чтобы заниматься работой на этом направлении, ограничиваются поиском и наказанием внутренних неблагонадежных. Мне, чья жизнь в течение лет была связана с Министерством информации,  просто больно видеть это и констатировать, что мосадовцы добрались до наших силовых структур. В наше время там такого просто не было». Абтахи считает, что столь масштабное проникновение «Моссада» в силовые структуры ИРИ стало возможным потому, что в Иране создали новые структуры безопасности, и они конкурируют друг с другом за влияние. На этом фоне создалось поле активной деятельности всевозможных зарубежных  разведок, и главным стал «Моссад», активно действующий на иранской территории.

Об этом же не раз заявлял и экс-президент Махмуд Ахмадинежад, годы нахождения которого у власти  — 2005-2013 — отличались разнузданным антиизраилизмом. По его словам, один из высших офицеров спецслужб Ирана, занимавшийся противодействием угрозам и акциям Израиля, оказался шпионом «Моссада». Однако, по М.Ахмадинежаду, «ни один из членов сети, с которой он был в контакте, не арестован и не привлечен к уголовной ответственности, и не известно даже, где они находятся». В выступлении на портале ChandSaniye отставной политик сказал, что главная беда иранских структур безопасности в том, что не видно зримых результатов их деятельности. «Возьмем, — говорит он, — многочисленные  факты ликвидации ученых атомной сферы. Кто пойман, и кто за это ответил?. Понесли ли наказание те, что убил важных деятелей нашей военно-космической сферы?».

Вспомним, что за прошедшие два года иранская ядерная программа понесла тяжелые потери: были ликвидированы ряд ключевых фигур, взорваны несколько производственных объектов, и ни по одному факту не обнаружено никаких следов тех, кто это совершил. Кроме того, на прошлой неделе «Моссад» сообщил, что исламский режим планировал проводить операции по похищению людей и нападения на израильских официальных лиц и граждан этой страны в Турции. Но все иранские агенты, участвовавшие в этой операции, были установлены и арестованы турецкими силами безопасности.

Как сообщил  Абтахи в цитированном нами выше интервью New York Times Абтахи, верховный  лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, опасаясь за свою жизнь и «пытаясь предотвратить дальнейшее усиление влияния «Моссада»,  предпринял серьезные изменения в силовых структурах ИРИ». Вопрос лишь в том, насколько это окажется эффективным, или, напротив, насколько это еще более дестабилизирует их  работу.