- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане: май 2009г.

Резкое обострение отношений между Хартумом и Нджаменой определило ход событий вокруг Судана в начале мая. Причем начало месяца никак не предвещало дальнейшего бурного развития событий — 4 мая Судан и Чад подписали в Дохе очередное мирное соглашение, спонсорами которого выступали Катар и Ливия. Оно предусматривало выполнение предыдущих аналогичных документов по контролю за границей с тем, чтобы воспрепятствовать проникновению в Чад с территории Судана чадских повстанцев, и проникновению в Судан с территории Чада дарфурских повстанцев. Подписание соглашения не помешало чадским повстанцам 5 мая вторгнуться с территории Судана в Чад.

Уже 9 мая по итогам боев исполняющий обязанности министра обороны Чада Адум Юнусми заявил, что его страна одержала «решающую победу» над чадскими повстанцами.

5 мая Судан опроверг какую-либо связь между ним и рейдом чадских повстанцев. «Мы подписали мирное соглашение, но мы знаем, что другие страны не хотят, чтобы Чад и Судан нормализовали отношения. Эти страны используют напряженность на границе для того, чтобы создать проблемы», — заявил представитель минобороны Судана Осман аль-Ахбаш. При этом он не назвал эти страны.

10 мая Судан вновь обвинил Чад в том, что тот оказывает поддержку повстанцам в Дарфуре, и в частности, Движению за справедливость и равенство /ДСР/. Цель подобного заявления очевидна — оправдать очередную вылазку чадских повстанцев, которая осуществлялась с суданской территории. Одновременно Хартум в лице Мустафы Османа Исмаила — советника президента Омара аль-Башира — заявил о готовности отразить любую атаку извне. Похоже, эта часть заявления была сделана из опасений, что окрепшая армия Чада, преследуя повстанцев, перейдет чадско-суданскую границу с тем, чтобы уничтожить лагеря повстанцев на территории Судана. Сам факт возвращения чадских повстанцев на территорию Судана поставил Хартум в весьма затруднительное положение, поскольку тем самым были подтверждены раздававшиеся из Нджамены обвинения, согласно которым суданский режим поддерживает чадских повстанцев. И это при том, что, согласно данным французской разведки, перед вторжением в Чад президент Судана якобы потребов

ал от чадских повстанцев не возвращаться. Выдвигая такое требование, Аль-Башир, возможно, хотел выполнить условия соглашения, заключенного в Дохе. Однако у чадских повстанцев не оказалось иного выбора, как вернуться.

15 и 16 мая авиация Чада нанесла ракетно-бомбовые удары по чадским повстанцам на территории Судана в 60 км от границы с Чадом. На эти рейды немедленно отреагировал Хартум, заявивший, что «суданская армия готова ответить на них, но ожидает соответствующего приказа». Возможно, подобная сдержанность была связана с тем, что одновременно Париж призвал Хартум и Нджамену «избегать эскалации конфликта». Со своей стороны представители Хартума обвинили некую «третью сторону» в том, что та якобы желает столкнуть Чад и Судан.

17 мая Чад заявил о завершении операции по «зачистке» оплотов чадских повстанцев и выводе своих войск с территории Судана. До этого обе страны замалчивали факт присутствия чадских войск на территории Судана и вели речь лишь о рейдах авиации Чада. «После завершения преследования наемников, которые бежали вглубь территории Судана, наши войска, которые реализовали там наше право на преследование противника, сегодня во второй половине дня вернулись на национальную территорию, — заявил в Нджамене исполняющий обязанности министра обороны Чада Адум Юнусми. — Мы зачистили все убежища наемников внутри Судана на глубине от 4 до 40 км. Мы уничтожили семь лагерей. Мы больше не позволим ни одной стране давать убежище наемникам, действующим против Чада. Вне зависимости от глубины их нахождения на территории этих стран мы их настигнем там, где они находятся».

Уже 18 мая Юнусми предупредил, что армия Чада готова вновь пересечь границу с Суданом в случае, если повстанцы начнут перегруппировку своих сил. Он имел все основания для подобного предупреждения, поскольку ранее в тот же день представитель коалиционного повстанческого Союза сил сопротивления /ССС/ Хиссен Ахамат аль-Хадж заявил о намерении повстанцев прибегнуть к новой атаке.

20 мая глава МИД Франции Бернар Кушнер заявил об «очевидности» ответственности Судана за атаку чадских повстанцев. В событиях в Чаде «очевидна ответственность Хартума, поскольку всем очевидно, что несколько тысяч повстанцев пересекли границу Чада со стороны Судана», заявил министр на слушаниях в комиссии по иностранным делам французского парламента. По его оценке, «на этот раз армия Чада без помощи и вмешательства Франции быстро показала ее превосходство над повстанцами». Он также признал, что чадские военные, преследуя повстанцев, в нескольких местах проникли на территорию Судана.

Также 20 мая в Нджамене была организована демонстрация трофеев, захваченных у повстанцев. Это были, в частности, около 50 автомашин различных типов, ПТУР «Милан», 105-мм безоткатные орудия, а также стрелковое оружие российского и китайского производства.

7 мая было объявлено, что Судан готов принять новые неправительственные гуманитарные организации в Дарфуре, а также расширить полномочия уже действующих структур с тем, чтобы компенсировать выдворение 13-ти международных организаций. Соответствующее решение было принято Хартумом сразу после того, как МУС выписал ордер на арест президента О.аль-Башира. Заявление об этом сделал суданский госминистр по гуманитарным делам Ахмед Харун по завершении переговоров с Холмсом и спецпредставителем президента США по Судану Скоттом Грейшеном.

8 мая президент О.аль-Башир назначил Ахмеда Харуна на пост губернатора богатой нефтью провинции Южный Кордофан. Ранее этот чиновник занимал пост госминистра. В отношении Харуна действует ордер на арест, выписанный в 2007г. Международным уголовным судом /МУС/ за военные преступления в Дарфуре. Аналогичный ордер выписан и в отношении самого Аль-Башира. На территории Южного Кордофана находится спорный регион Абьей с неурегулированным статусом. Северный и Южный Кордофан находятся между двумя «проблемными» регионами Судана — Дарфуром на западе и автономным Южным Суданом на юге.

В мае появилась масса комментариев в связи с конфликтом между племенами мурл и лу нуэр в Южном Судане, в результате которого с начала года погибли до 1,3 тыс.человек. По мнению западных дипломатов, точку зрения которых приводит АФП, власти Южного Судана в течение четырех лет использовали «нефтедоллары с тем, чтобы купить социальный мир». С потерей доходов от нефти, обусловленных падением цен на «черное золото», они утратили такую возможность. Поэтому, считают западные дипломаты, «Дарфур является бомбой, которая уже взорвалась, а Южный Судан является бомбой замедленного действия».

В этой связи глава гуманитарных операций ООН Джон Холмс заявил, что необходимо любой ценой избежать новой войны на юге Судана при том, что «опасность такой межплеменной войны реальна». По его словам, число жертв межплеменных столкновений «уже могло составить тысячи человек». По оценке главы администрации Южного Судана Сальвы Киира, межплеменные столкновения создали «серьезную угрозу» миру в этом регионе. Примечательно, что это заявление, сделанное 26 мая по случаю 26-й годовщины начал вооруженной борьбы южан, совпало с демонстрацией в Джубе танков, находящихся на вооружении армии южан.

28 мая было объявлено, что с начала третьей декады месяца жертвами межплеменных столкновений в Южном Кордофане стали 244 человека, включая 75 полицейских. На сей раз в противостоянии участвовали арабские племена мисерия и ризейкат. Эпицентр столкновений находился на границе Южного Кордофана и Дарфура. Когда полицейские попытались разъединить противоборствовавшие стороны, их атаковала кавалерия племени ризейкат численностью свыше 3 тысяч человек.

17 мая главарь одной из дарфурских повстанческих группировок заявил, что готов добровольно явиться перед МУС в связи с выдвинутыми против него обвинениями в том, что 29 сентября 2007 года боевики Объединенного фронта сопротивления /ОФС/ атаковали в Дарфуре миротворцев Африканского Союза, в результате чего погибли 12 человек. 46-летний Бахар Идрис Абу Гарда предстал перед МУС 18 мая. Первым делом он заявил о своей невиновности в инкриминируемых ему преступлениях. Он также призвал президента Аль-Башира последовать его примеру. Следующее заседание МУС по этому делу назначено на 12 октября. До этого времени главарь ОФС будет пользоваться свободой перемещений.

22 мая спецпредставитель президента США по Судану Скотт Грешен начал зарубежное турне, в ходе которого посетил Китай, Катар, Великобританию и Францию — то есть ключевых игроков, занимающихся урегулированием конфликтов в Судане. В Дохе он встретился со своими коллегами от Китая, России, Великобритании, Франции и Евросоюза.

24 мая боевики дарфурской повстанческой группировки Движение за справедливость и равенство /ДСР/ атаковали гарнизон суданских правительственных войск в городке Умм Бару в 100 км от границы с Чадом. Судя по всему, эта атака не увенчалась успехом, хотя суданским войскам пришлось туго. Подтверждение тому — около сотни безоружных суданских солдат, в том числе 10 раненых, укрылись на базе миротворцев ООН и Африканского Союза При этом суданские военные утверждали, что боевики ДСР действовали при поддержке армии Чада. По суданским данным, в ходе боев за Умм Бару погибли 20 суданских военнослужащих и 43 повстанца.

25 мая министр обороны Судана Абдельрахим Мохаммед Хусейн впервые публично признал, что воздушный удар, выполненный в январе самолетами неизвестной национальной принадлежности по автоколонне, перемещавшейся к северной границе Судана, привел к гибели 199 человек, из них 56 — контрабандисты, 63 — иммигранты. По данным британской «Тайм», налет выполнили израильские самолеты. Они атаковали груз иранского оружия, предназначавшегося боевикам ХАМАС.

29 мая в Хартум с 5-дневным визитом прибыл спецпредставитель Китая по Судану Ли Гиджин. Китай — стратегический союзник Судана, главный инвестор и первый потребитель суданской нефти — достаточно регулярно обвиняется в том, что недостаточно использует свое влияние на Хартум в вопросах урегулирования конфликта в Дарфуре.

30 мая в Хартуме было объявлено о кончине на 79-м году жизни бывшего президента Судана /1969-1985гг./ Джаафара Нимейри. За 40 лет до этого этот военный, получивший образование в США, пришел к власти в результате военного переворота.

Интересная встреча произошла 30 мая в ливийском городе Сабрата, где проходил саммит стран Сахары и Сахеля. Там под одной крышей оказались президенты Чада и Судана. Аль-Башир, правда, покинул Ливию сразу после церемонии открытия саммита, не сделав каких-либо заявлений. Зато не стал молчать хозяин саммита Муамар Каддафи. Он заявил, что «конфликт между Суданом и Чадом должен быть урегулирован, пусть и при помощи силы». При этом Каддафи не уточнил, каким он видит применение силы для принуждения к миру. Эта поездка Аль-Башира стала второй по счету в Ливию, и седьмой — за пределы Судана после того, как 4 марта МУС выписал ордер на его арест.

В целом, несмотря на предпринимаемые рядом государств усилия по урегулированию конфликтов в Судане, обстановка вокруг этой страны имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Подобное развитие событий чревато возможными новыми силовыми акциями как на западе, так и на юге страны, что только осложнит и без того критическую гуманитарную ситуацию.