- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О саммите НАТО в Мадриде и позиции Турции. Часть 4

28 июня с. г. в первый день Саммита НАТО в Мадриде состоялось важное событие – президент Турции Р.Т. Эрдоган, в присутствии генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, подписал с главами Финляндии и Швеции Меморандум, который предусматривает ряд взаимных обязательств. Обязательством Турции является отзыв своего вето на заявках Финляндии и Швеции в НАТО. Что касается обязательств Финляндии и Швеции, то они, одновременно, куда как более обширны и менее конкретны как по своему составу, так и по срокам практической реализации.

Продолжаем анализировать реакцию на Мадридский саммит в Турции. Часть 3 нашей статьи доступна на сайте ИБВ по ссылке http://www.iimes.ru/?p=87497#more-87497.

Напомним, что мы остановились на цитировании пресс-конференции президента Реджепа Тайипа Эрдогана, который выступил по окончании Саммита. Материл опубликован со стороны администрации президента Турции. Перевод и выделение отдельных слов и выражений жирным шрифтом – неофициальные, авторские. Напомним, что мы остановились на «зерновой теме», посредничество в решении которой активно продвигает турецкое руководство. Цитируем:

«Президент Эрдоган сообщил, что в ходе своих контактов он также говорил об усилиях Турции по организации четырехсторонней встречи с участием ООН и сторон в Стамбуле (речь идет о так называемом «зерновом коридоре» — И.С.) в кратчайшие сроки.

Заявив, что документом, который привлек наибольшее внимание международной общественности на саммите, была принятая вчера Новая стратегическая концепция, президент Эрдоган сказал: «Этот новый документ, который заменит Стратегическую концепцию, принятую на саммите в Лиссабоне в 2010 году, подчеркивает важность принципа единства и солидарности, которые составляют основу НАТО. «Он еще раз подтвердил это. Она (Стратегия – И.С.) изложила видение Североатлантического альянса по адаптации к будущей обстановке безопасности».

Напомнив, что Турция отметила 70-летие своего участия в Североатлантическом альянсе, президент Эрдоган сказал: «Турция, которая всегда действовала в соответствии с духом союзничества своей активной ролью и значительным вкладом в НАТО, несомненно, является одним из основных союзников, которые будет иметь право голоса в этом видении будущего. Конечно, важно признать терроризм наиболее серьезной асимметричной угрозой в Стратегической концепции и продемонстрировать решимость НАТО бороться с терроризмом во всех его формах и проявлениях. Однако эта решимость не должна остаться на бумаге».

Президент Эрдоган заявил: «Крайне важно, чтобы борьба продолжалась в духе солидарности, не делая на практике никаких различий между террористическими организациями. В своих выступлениях на заседаниях и в двусторонних контактах я особо подчеркивал, насколько болезненным для Турции является этот вопрос. Я также указал, что это не только наша проблема, но и проблема НАТО. Банды убийц, пытающиеся нажиться на жизнях и крови невинных, являются общими врагами всех нас. Нет никакой гарантии, что оружие, применяемое против нас сегодня, завтра не будет использовано против других союзников. История показала нам, что такая халатность впоследствии возвращалась к ее авторам, как смертельная угроза».

Заявив, что безрассудство террористической организации РПК и ее филиалов перед лицом малейшего вмешательства против них в последние дни является наглядным примером этого, президент Эрдоган заявил, что нужно избавиться от этого зла, которое растет день ото дня, просто как «злокачественная опухоль» и угрожает общественному миру, спокойствию и безопасности. «Я решительно заявил, что мы ожидаем от наших союзников подлинной солидарности не только на словах, но и в их действиях», — сказал он.

Отметив, что у него с лидерами (НАТО – И.С.) была возможность посмотреть видео о длительной и решительной борьбе Турции против террористических организаций, президент Эрдоган сказал: «Таким образом, мы еще раз показали всем нашим собеседникам кровавое лицо РПК, ПДС, ФЕТО и «Исламское государство»  (ИГ, запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.). В этой точке мы все видим эту реальность. Если мы хотим сохранить авторитет и доверие к НАТО, мы, как союзники, должны предпринимать более четкие, последовательные и искренние шаги в борьбе со всеми проявлениями терроризма. Предотвращение финансирования терроризма и вербовки боевиков является неотъемлемой частью этой борьбы. Как страна, которая принесла своих детей в жертву терроризму, мы не можем терпеть отвлекающие маневры».

Президент Эрдоган продолжил высказываться следующим образом: «То, что произошло в контексте заявок Швеции и Финляндии на членство в НАТО, выявило красные линии Турции в этом вопросе. С первого дня, мы выражали свои чувства и демонстрировали конструктивную, но решительную позицию. Во вторник (28 июня), мы провели наш четырехсторонний саммит с лидерами Швеции и Финляндии при содействии генерального секретаря (Йенса Столтенберга – И.С.). Мы рассматриваем подписанный Меморандум о взаимопонимании как знак понимания чувств Турции. Конечно, это — только начало, главное реализовать данные обещания. В следующий период, мы будем тщательно следить за реализацией вопросов, зафиксированных в меморандуме, и примем соответствующие меры».

Заявив, что неправильно рассматривать дипломатию как «игру с нулевой суммой», в которой одна сторона выигрывает, а другая проигрывает, президент Эрдоган сказал: «Наоборот, дипломатию следует рассматривать как самый короткий и надежный способ привести нас к общему благу. Меморандум, подписанный между Турцией, Швецией и Финляндией, следует рассматривать с этой точки зрения. Я считаю, что это будет более правильно. Нет сомнения, что этот Меморандум является дипломатической победой Турции и нашего народа после трудного переговорного процесса».

Президент Эрдоган продолжил следующим образом: «Тройственный меморандум означает полное сотрудничество Турции в борьбе с террористической организацией РПК и ее филиалами, солидарность в борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях, обязательство не поддерживать ПДС / СНС и FETO, не вводить эмбарго и ограничения в сфере оборонной промышленности, расширить сотрудничество со Швецией и Финляндией, внести изменения в национальное законодательство и практику Швеции и Финляндии по борьбе с терроризмом и в сфере оборонной промышленности, принять конкретные меры по выдаче преступников-террористов и принять юридические меры на двустороннем уровне, запретить РПК и ее филиалам деятельность по сбору средств и вербовке, а также расследовать это (подобного рода деятельность.). Были даны четкие, конкретные и твердые гарантии предотвращения террористической пропаганды против Турции. Было решено создать Постоянный совместный механизм с участием органов юстиции, разведки и безопасности для наблюдения за выполнением этих шагов».

Президент Эрдоган заявил, что Финляндия и Швеция заявили, что поддержат самое широкое участие Турции в механизмах безопасности Европейского Союза, включая процесс постоянного структурированного сотрудничества (PESKO).

Обратив внимание на то, что все чувства, которые Турция выразила с первого дня, вошли в тройственный меморандум, Президент Эрдоган сказал: «Победителями этого меморандума вместе с Турцией и НАТО являются народы Швеции и Финляндии. Каждый шаг, который будет предпринят в борьбе с терроризмом, будет способствовать миру, спокойствию и безопасности этих стран».

Эрдоган напомнил, что у них была возможность встретиться со многими главами государств и правительств на Саммите и на его полях.

Напоминая, что они провели четырехсторонний саммит с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, президентом Финляндии Саули Ниинистё, премьер-министром Швеции Магдаленой Андерссон, президент Эрдоган упомянул о своих встречах с президентом Франции Эммануэлем Макроном, премьер-министром Великобритании Борисом Джонсоном, президентом Совета ЕС Шарлем Мишелем, президентом США Джо Байденом, федеральным канцлером Австрии Карл Нехаммером, с премьер-министром Испании Педро Санчесом, федеральным канцлером Германии Олафом Шольцем, премьер-министром Нидерландов Марком Рютте, президентом Румынии Клаусом Вернером Йоханнисом и президентом Южной Кореи Юн Сук Ёлем.

Президент Эрдоган заявил, что в ходе встреч он также разговаривал со многими главами государств, в том числе с лидерами Венгрии и Черногории.

Подчеркнув, что на этих встречах они в основном обсуждали события на Украине, обменивались идеями в рамках повестки Альянса, а также оценивали вопросы двусторонней повестки дня с разных сторон, Президент Эрдоган дал следующие оценки: «Благодаря Саммиту, ещё раз стало очевидно, что Турция, являющаяся 70 лет членом НАТО, как вторая по численности армия (Альянса – прим.), как пятая страна с точки зрения вклада в операции и миссии, как вчера и сегодня, так и завтра будет влиятельной в НАТО. Мы, проводя свою собственную, независимую политику, исходя из духа союзничества, продолжим вносить необходимую лепту в НАТО. Мы хотим видеть такую ​​же искреннюю солидарность со стороны наших союзников. Мы надеемся что нынешний Мадридский саммит откроет двери новой эры. С этими мыслями я желаю, чтобы наш саммит был благоприятным».

Президент Эрдоган ответил на вопросы журналистов на пресс-конференции, которую он провел в Конгресс-центре IFEMA.

«Вы сказали, что у вас есть план по экспорту зерна из Украины. Как этот план будет работать, какова реакция господина Путина на этот план?» — Отвечая на вопрос об этом, президент Эрдоган заявил, что они попытаются продолжить телефонную дипломатию как с президентом России Владимиром Путиным, так и с президентом Украины Владимиром Зеленским в эти выходные или в начале недели.

Президент Эрдоган сказал: «У нас есть дорожная карта, которая уже началась. Мы постараемся запустить этот коридор как можно скорее, переговорив с ними. У нас в регионе около 20 кораблей, и мы постараемся обеспечить эвакуацию этих продуктов с их помощью и перевезти в третьи страны путем «реэкспорта»».

Со ссылкой на заявления президента США Джо Байдена о том, что они должны продать военные самолеты F-16 Турции и что они могут получить одобрение Конгресса США, президенту Эрдогану был задан вопрос: «Вы уверены, что эта продажа будет одобрена? Вам предоставили какой-нибудь график (можно перевести и как: вам обозначили какие-либо сроки?». В ответ на вопрос Эрдоган указал, что в Конгрессе наряду с демократами есть и республиканцы.

Отметив, что большая группа из Турции отправилась в США и встретилась на прошлой неделе с республиканцами и демократами, президент Эрдоган продолжил свои слова следующим образом: «После нашей вчерашней встречи с г-ном Байденом мы, при необходимости, снова направим наши делегации. Я верю, что искренние усилия господина Байдена в этом вопросе найдут серьезную поддержку в случае, если нам удастся встретиться с республиканцами и заручиться их поддержкой. Поэтому я немедленно без промедления направлю делегацию в Америку».

На вопрос, как будет реализовываться тройственный меморандум, подписанный в рамках заявок Швеции и Финляндии на членство в НАТО, и по какому пути пойдут (в Турции – прим.), если две страны не выполнят шаги, которых добивается Турция, президент Эрдоган сказал: «Это не будет работать, если мы не пропустим это через наш парламент. Во-первых, Швеция и Финляндия должны выполнить свои обязательства, которые уже есть в тексте. Если они выполнят свои обязанности, мы отправим его (Меморандум – И.С.) в наш Парламент. Но если они не будут выполнены, он не будет отправлен в наш Парламент. Вы знаете, Македония смогла вступить в НАТО (только) за 20 лет. Это не процесс из разряда «я захотел – и это случилось», не столь быстро реализуемый процесс. Швеция и Финляндия это знают и, конечно, осознавая это, террористические организации РПК / СНС / ПДС / ФЕТО должны быть ими уничтожены в первую очередь. Они должны как можно скорее доработать соответствующие правовые нормы».

Президент Эрдоган, напомнив заявления президента России Путина, которые «создают напряженность» в отношении членства Швеции и Финляндии в НАТО, заявления президента США Байдена и премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона в адрес России и его оценку позиции Турции по этому вопросу, сказал: «У нас есть двусторонние отношения с Россией, но у нас также есть двусторонние отношения с Украиной. Поэтому мы хотим проводить политику через политику баланса, а не через политику борьбы».

Отметив, что более 40 процентов природного газа в Турцию поставляется из России и что атомная электростанция в «Аккую» строится совместно с Россией, президент Эрдоган подчеркнул, что это имеет большое значение и не может быть отброшено.

Президент Эрдоган сказал: «Поэтому мы будем следить за процессом, и когда мы учтем, что политика формируется на основе «выигрыш-выигрыш» в этом процессе, проблем не будет».

Представитель британской прессы задал вопрос: «Вы — один из многих лидеров, которые все еще прилагают усилия, чтобы найти дипломатическое решение войны на Украине. Когда мы смотрим на мистера Джонсона и Байдена, они всегда говорят о предоставлении большего количества оружия Украине. Считаете ли вы, что путь, выбранный США и Великобританиейчрезмерно агрессивный способ затягивания войны?».

В ответ на этого вопрос, Эрдоган дал следующие оценки: «Каждый джигит ест йогурт по-своему. Борис (Джонсон) — мой близкий друг, мой друг. У него одно мнение, мое же мнение – вот такое. Однако, как я сказал, я верю, что здесь политика баланса, которая эффективно использует дипломатию, исходя из (складывающихся) условий, будет намного более полезной. Если мы будем исходить из политики win – win, из этого могут возникнуть гораздо лучшие решения. Для этого я продолжаю свои интенсивные разговоры с господином Путиным и господином Зеленским. Я созваниваюсь с ними раз в неделю, каждые 10 дней. Я верю, что благодаря этому мы получим результат».

Президента Эрдогана спросили, стоит ли вопрос вооружения Грецией островов, имеющих невоенный статус, в повестке дня Саммита глав государств и правительств НАТО, и обсуждался ли вопрос открытия США новых баз в Греции в его переговорах с президентом США Байденом,
Эрдоган подчеркнул, что подход Греции последнего времени никак не сочетается с пониманием политики.

Заявив, что он сделал предложение премьер-министру Греции Кирьякосу Мицотакису после ужина, который он дал в Стамбуле, о том, что двусторонним отношениям следует придавать большое значение и что третьи стороны не должны быть вовлечены, президент Эрдоган сказал: «Невзирая на это, к сожалению, спустя две, три недели, наши договоренностью обратились в свою противоположность, после той речи которую он произнес перед республиканцами в Сенате США. Мало того, что он сделал то же самое в Давосе. Он также специально посещал острова и старался их вооружить во время своих визитов. Я имею в виду, что вы не можете вооружать эти места. США размещают здесь базы… Когда об этом спрашивают, ответ: против России. Конечно, мои люди это не проглотят. Почему? Зачем? Они спросят этого человека, зачем? Для чего предпринимаются эти шаги, если мы строим мир, который будет основан на мире? Мы на это, конечно, не смотрим положительно. Мы сказали это лидерам на наших двусторонних встречах».