- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О факторах, влияющих на сроки проведения Турцией новой военной операции на севере Сирии

Турция не будет спешить с проведением новой военной операции против вооруженных курдских группировок на севере Сирии, заявил 1 июля президент Реджеп Тайип Эрдоган журналистам, сопровождавшим его в Мадрид, где он встретился с президентом США Джо Байденом в кулуарах саммита НАТО, затормозив тем самым обещанное наступление на города Телль-Рифаат и Манбидж. «Не нужно спешить. Нам не нужно этого делать. Мы уже работаем в этом районе. Как вы знаете, у нас продолжаются [операции] в Северном Ираке, а также на севере Сирии», — сказал он, добавив, что Турция начнет свою новую военную операцию в Сирии, «когда придет время». Именно встреча с Байденом, похоже, снизили желание турецкого президента к проведению поспешной операции в Сирии. Многие инсайдеры в Анкаре считают, что Эрдоган использует темы Сирии и расширения НАТО для достижения прогресса в переговорах с Вашингтоном по ряду вопросов, таких как развертывание Турцией системы ПВО российского производства С-400, ее участие в программе американских истребителей F-35 и другие региональные проблемы. Эрдоган объявил в конце мая о плане Турции начать еще одну военную операцию в Сирии, чтобы «избавить районы Телль-Рифаат и Манбидж на севере Сирии от террористов». Ранее он заявил, что турецкие военные планируют создать «30-километровую зону безопасности вдоль нашей южной границы». Объявление об операции в прошлом месяце было результатом продолжающегося наступления Анкары на боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК) на севере Ирака, где она стремится положить конец проникновению РПК путем перекрытия последнего оставшегося сухопутного коридора между Турцией и Ираком, сообщили турецкие источники. Операция должна была стать четвертой в своем роде, проводимой Анкарой на севере Сирии с 2016 года с заявленной целью борьбы с угрозами Турции со стороны группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) и союзных РПК сирийских курдских группировок, а также создания условий для расселения сирийских беженцев. В ходе предыдущих операций, а именно «Щит Евфрата» в 2016 году, «Оливковая ветвь» в 2018 году и «Источник мира» в 2019 году, Турция и ее сирийские союзники захватили пограничную территорию, ранее контролируемую Силаи народной самообороны (YPG), группировкой, которая, по словам Анкары, имеет прямые связи с РПК. Поддерживаемые США Силы демократической Сирии (SDF), во главе которых стоит YPG, по-прежнему контролируют значительные территории на северо-востоке Сирии после кампании против ИГ с участием курдских боевиков.

Россия, которая контролирует воздушное пространство на севере Сирии, в последние недели предупредила Анкару, что новая операция вызовет нестабильность в стране, и Турции следует избегать насилия. Однако, как утверждают турецкие дипломатические источники,  высокопоставленные российские чиновники, включая министра иностранных дел Сергея Лаврова, не были настойчивы на своих встречах с турецкими официальными лицами в прошлом месяце. «Он избегал прямого предупреждения нас о какой-либо новой операции, он только передал обычные предостережения», — сообщил источник, знакомый с ходом переговоров. Таким образом, оправданно сделать вывод, что изменение позиции Анкары по вопросу операции связано прежде всего с позицией Вашингтона по вопросу готовности продать Турции модернизированные истребители F-16 на следующий день после того, как Анкара отказалась от возражений на  вступление Швеции и Финляндии в НАТО. Селеста Уолландер, помощник министра обороны по вопросам международной безопасности заявила, что США «полностью поддерживают» усилия Турции по модернизации своих ВВС. Подобные комментарии высокопоставленных чиновников США тщательно изучаются, когда речь заходит о закупках оружия, и заявление Уолландер является самым ярким примером того, что администрация Байдена поддерживает запрос Турции о F-16. «Соединенные Штаты поддерживают модернизацию Турцией своего истребительного парка, потому что это вклад в безопасность НАТО и, следовательно, в безопасность Америки. Эти планы находятся в разработке. И они должны быть проработаны в рамках наших процессов заключения контрактов», — сказала она.

Таким образом, контуры компромисса между США-НАТО и Турцией становятся однозначными. Проблема С-400 остается пока за скобками, турки получают свое право участия в программе F-35, а заказ Анкары на покупку более чем 100 самолетов-невидимок будет реанимирован. Также будет проданы и F-16. Скорее всего, будут сильно ослаблены  американские санкции против турецкой оборонной промышленности. Несмотря на политические разногласия по поводу Восточного Средиземноморья, а также курдских ополченцев на севере Сирии и озабоченность по поводу проблем с правами человека в Турции, Вашингтон сделал выбор в пользу привлечения  Анкары в свою орбиту влияния на фоне военной операции России на Украине. На саммите НАТО в Мадриде президент США Джо Байден похвалил своего турецкого коллегу Реджепа Тайипа Эрдогана, сказав, что он «отлично справляется». США настаивали на том, чтобы Турция отказалась от своих возражений против вступления Финляндии и Швеции в НАТО. Как полагают некоторые британские аналитики, хотя эти комментарии могут указывать на потепление в отношениях между Вашингтоном и Анкарой, они, вероятно, вызовут тревогу в регионе, особенно в Греции и среди сирийских курдов, которые опасаются, что Запад заключит сделку с Анкарой в ущерб их интересам безопасности. Рискнем предположить, что до подлинной «дружбы» еще далеко.  Отметим, что официальные лица США быстро пресекли любые разговоры о том, что Вашингтон поддерживает запрос Анкары на F-16 в обмен на действия Турции в отношении НАТО. «США ничего не предлагали Турции, и Турция ни о чем их не просила» в рамках соглашения с Финляндией и Швецией, дал понять высокопоставленный представитель администрации США.  Это истинная правда: американцы сами такие переговоры с турками не вели, а предоставили это делать британцам. Досье о расширении НАТО в данном случае играло первоочередную роль: американцам сейчас принципиально необходимо за счет финнов и шведов продемонстрировать Москве свой потенциал. Но вот с продажей вооружения и военной техники туркам могут быть проблемы.   Любая такая продажа также должна быть одобрена Конгрессом, который становится все более «ястребиным» в отношении Турции с обеих партий. Хорошо осведомленный источник в Конгрессе заявил в мае, что противники продажи F-16 работают, «чтобы убедиться, что Турция не использует войну в Украине для продвижения сделки с оружием». Вот эта переменчивая конъюнктура, кстати, и вынуждает Эрдогана допускать ряд оговорок в отношении вступления Швеции и Финляндии, ссылаясь на то, что последнее слово остается за турецким парламентом.