- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О возможности проведения военной операции НАТО в Сахеле

Испания анонсировала возможное проведение силовой операции против властей Мали, разметившей на своей территории «российских наемников». По данным малийского министра иностранных дел Абдулая Диопа, эту угрозу озвучил министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Альбарес 30 июня в кулуарах саммита НАТО, проходившего в Мадриде.

По его данным, глава испанского внешнеполитического ведомства заявил, что «не исключает военного вмешательства НАТО в Мали, если это будет угрожать нашей безопасности».

В связи с этим руководство малийского МИДа вызвало 1 июля «на ковер» посла Испании в этой сахельской стране, чтобы выразить ему решительный протест. «Эти серьезные высказывания неприемлемы и недружелюбны, поскольку они поощряют агрессию против независимой и суверенной страны», — считает министр иностранных дел Мали. «Мы попросили разъяснений произошедшего у правительства Испании. Надеемся, что это произойдет довольно быстро», — добавил Абдулай Диоп.

Напомним, что на саммите Североатлантического альянса в Мадриде испанские представители анонсировали «угрозу с юга», которую якобы представляют «действия Алжира, руководимого Россией», радикальные исламисты и незаконная миграция населения в Евросоюз через территорию Испании.

И глава внешнеполитического ведомства этой страны развил свою мысль, распространив эту угрозу и на «способствующие этому сахельские диктаторские режимы», включая малийский.

Между тем, министр иностранных дел Мали Абдулай Диоп напомнил своему испанскому коллеге, что «нынешняя ситуация отсутствия безопасности и распространения терроризма в Сахеле в основном связана с вмешательством НАТО в Ливию, за последствия которого мы все еще расплачиваемся».

При этом такая африканская активность Мадрида довольно красноречива и она отражает внимание НАТО к территории Большого Ближнего Востока в целом и Северной Африке и Сахелю в частности.

Так, в принятой в Мадриде новой «дорожной карте НАТО» впервые указано наличие «стратегического интереса» к этому огромному пространству. И отдельно там были упомянуты «угрозы терроризма и незаконной миграции».

Что касается Испании, то она обеспокоена нестабильностью в Сахеле, где действуют несколько активных террористических групп, деятельность которых, как опасаются ее власти, способна привести к увеличению нелегальной миграции по ее территории.

Заметим, что испанские угрозы прозвучали перед очередным саммитом 3 июля профранцузской организации CEDEAO (Экономическое сообщество стран Западной Африки) в Аккре (Гана). На нем руководители государств региона решали судьбу санкций в отношении трех «недемократических» режимов, пришедших к власти за последние два года (Мали, Гвинея, Буркина-Фасо).

Напомним, что ранее на предыдущих своих встречах лидеры CEDEAO наложили на них жесткие ограничения, касающиеся в том числе запрещения торговли с ними. Заявлялось, что данные меры будут действовать, пока захватившие там власть военные не представят гарантий согласно четко разработанным планам передачи властных полномочий гражданским.

Представители этих хунт принципиально не отказывались от этого, но просили дать им по три года для выполнения требуемых запросов. Противная сторона была с этим не согласна и настаивала на осуществлении трансформации власти за меньший объем времени (полтора – два года).

При этом представители профранцузских африканских режимов особо указывали на невозможность участия в выборах членов управляющих данными странами хунт, чтобы исключить возможность их мирного и демократического прихода к руководству.

Напомним, что принятие в таких «недемократичных» странах нового выборного закона, давшего возможность выдвигать кандидатуры военных на президентских выборах, является одним из главных препятствий на переговорах с ними членов CEDEAO.

Заметим, однако, что никаких санкций по отношению к чадским путчистам ими не принималось, поскольку они сохраняют лояльность к бывшей колониальной хозяйке региона – Франции.

Однако на последнем саммите организации после попытки дать «диктаторам испанского кнута» Мали и Ко дали «французский пряник». Члены CEDEAO согласились увеличить до двух лет переходный период для Буркина-Фасо, «начиная с 1 июля 2022 года», и отменить экономические и финансовые эмбарго против Мали, сохранив индивидуальные санкции с отстранением «диктаторских» стран от работы в своих органах «до возвращения к конституционному порядку».

Важную роль в сближении этих позиций этих позиций сыграл в ходе своего визита в Уагадугу 2 июля омбудсмен CEDEAO, бывший президент Нигерии Махаммад Иссуф.

Также лидеры Западной Африки отклонили предложение гвинейской хунтой дать ей 36 месяцев на переходный период и не накладывать новые санкции. Судя по всему, они твердо решили дать ей для этого двухлетний период.

Но, несмотря на такую «твердость», неожиданное санкционное послабление со стороны профранцузских ставленников вызывает вопросы. Отчасти это было вызвано опасениями того, что Мали может «взорваться уже по-настоящему», поскольку торговые запреты сильно ударили по этой стране и ее населению, сильно зависящим от поставок различных товаров и продовольствия извне, особенно из других стран CEDEAO.

Напомним, что на протяжении последних 10 лет Мали находится в состоянии серьезного политического кризиса, в том числе вызванного разгулом терроризма и сепаратизма. И каким образом африканские профранцузские режимы будут разруливать эту проблему в случае, если они добьются своего по отстранению военных от власти, неизвестно.

Это лишний раз вынуждает вспомнить испанские угрозы в отношении «недемократических африканских» режимов. На основании таких заявлений напрашивается следующий вывод: при помощи военно-политического давления не справившаяся с сохранением контроля над регионом Франция прибегает к поддержке других стран НАТО, чтобы минимизировать вызовы, исходящие прежде всего от России, и стоящей, по мнению Мадрида и Парижа, за местными путчистами.

С другой стороны, следование санкциям в отношении «диктаторских режимов» Всемирного и Африканского банков еще сильнее толкнуло их в объятия Китая и России. Недаром в том же Буркина-Фасо вслед за Мали и ЦАР прокатились массовые демонстрации с призывом России и группе Вагнера «прийти и навести порядок».

При этом, несмотря на мощное, оказываемое на них давление, «диктаторы» не сдались. Во-первых, они выторговали для себя большие сроки для осуществления переходного периода, чем планировали их противники. И за это время они могут попытаться подготовиться к давлению. И смягчение прежде непреклонной позиции CEDEAO может быть вызвано как раз тем, что, столкнувшись с санкциями, Мали стало налаживать торгово-экономические связи в обход его, в том числе завозя все необходимое через порты Нуакшот (Мавритания) и Конакри (Гвинея).

Также не исключается, что помощь им в том числе могут оказать Россия и Китай.

Во-вторых, из этого вовсе не значит, что военные в итоге сдадутся. Напротив, они могут попытаться выставить на выборы своих гражданских «марионеток», а в случае их проигрыша вновь захватить власть, мотивируя это произошедшими «выборными подлогами» со стороны конкурентов.

В-третьих, нельзя гарантировать, что за отведенное им для «конституционной трансформации» время они вовсе не отменят выборы, сославшись на резкое ухудшение ситуации с безопасностью, вызванной разгулом террористов.

И это опять-таки серьезная проблема для профранцузских ставленников, желающих сменить военных и добиться ухода вагнеровцев, поскольку для ее купирования они должны представить что-то действенное, но без участия силовиков представляется невыполнимым.

И в этом случае получается, что дальнейшая борьба против джихадистов станет головной болью опять для французов, ранее не справившихся со стабилизацией Мали. Причем теперь эта ситуация может с большой вероятностью повториться в Буркина-Фасо, а далее и в стратегически важных для Парижа Кот д` Ивуаре и Нигере. И возникает вопрос, насколько готовы помочь ему в этой борьбе Мадрид и другие союзники по Североатлантическому альянсу.

Что же касается возможности нанесения удара НАТО по «диктаторским режимам» (а заодно и российской ЧВК «Вагнер»), анонсированным Испанией, то, разумеется, сила в данном случае на стороне альянса. Особенно если нанесен он будет французскими и испанскими силами совместно. Парировать этот удар может в краткосрочной перспективе лишь Алжир, но представляется сомнительным, что он станет действовать против них активно за пределами своих границ.

Впрочем, как представляется, Мадрид не стал бы разглашать детально реально готовящейся военной операции, во всяком случае, в ближайшее время. И высказывания представителей его МИДа имеют провокационный характер, рассчитанный сугубо на дипломатическое воздействие. Однако впоследствии, по мере эскалации ситуации на Украине и дальнейшей дестабилизации в Сахеле и Западной Африке, такого варианта в будущем исключать нельзя.