- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Военно-политическая обстановка в Ираке (июнь 2022 года)

В июне 2022 года военно-политическая обстановка в Ираке серьезно осложнилась. 9 июня депутаты крупнейшей парламентской фракции – «Движения садристов» – объявили о своей отставке, а 13 июня было объявлено об уходе лидера движения М.ас-Садра из политики. Вакантные места, освободившиеся в Совете представителей, заняли «альтернативные депутаты», в основном из числа противников садристов из проиранской «Координационной структуры». Уход сторонников ас-Садра из парламента обострил и без того глубокий внутриполитический кризис в Ираке, поставив под сомнение возможность формирования нового правительства страны в ближайшее время. Серьезные противоречия экономического и политического характера сохраняются между центральным правительством в Багдаде и властями курдского автономного региона в Эрбиле. В минувшем месяце в различных районах Ирака не прекращались вылазки боевиков террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). Серьезные трудности сохраняются в иракской экономике и социальной сфере. В июне в стране вновь резко возросло число заболевших COVID-19.

Положение дел в сфере безопасности в ряде районов Ирака остается напряженным, что связано главным образом с активностью террористов ИГ.

Вооруженные силы Турции в июне продолжали на севере Ирака, начатую 18 апреля военную операцию «Коготь-Замок» против партизан Рабочей партии Курдистана (РПК, в Турции признана террористической организацией и запрещена). В операции задействованы преимущественно авиация и спецназ. В минувшем месяце турецкое военное командование регулярно сообщало о потерях, понесенных боевиками РПК в результате ударов ВС Турции.

БПЛА был сбит 2 июня в небе над турецкой военной базой Зликан в северной иракской провинции Найнава в районе Башика к северо-востоку от Мосула.

9 июня был совершен обстрел турецкой военной базы Зликан. В сторону объекта было выпущено, по меньшей мере, четыре снаряда.

ВВС Турции нанесли 15 июня авиаудар по району Синджар в провинции Найнава. Удару подвергся командный пункт формирования иракских езидов, которые контролируются местными «Силами сопротивления Синджара» (ССС), связанными с РПК. При ударе БПЛА в городе Синджар погибли три человека. Одной из целей дрона было подразделение ССС, которое, по мнению Анкары, сотрудничает с РПК.

17 июня МИД Ирака осудил агрессию Турции против правительственных учреждений и домов в районе Синджар. Во внешнеполитическом ведомстве подтвердили, что такие атаки «вопиюще нарушают суверенитет Ирака и представляют собой явную угрозу безопасности гражданских лиц».

Напряженность и враждебность сохраняются в отношениях между властями иракской курдской автономии и партизанами турецкой РПК, а также между РПК и властями Ирака.

9 июня боевики турецкой РПК совершили нападение на силы пешмерга иракской курдской автономии в провинции Дохук.

Присутствие боевиков турецкой РПК нанесло ущерб сельскохозяйственному и туристическому секторам провинции Дохук, заявил 27 июня мэр района Амеди В. Салман. По его словам, 62% земель района Амеди в настоящее время заброшены из-за присутствия боевиков РПК и ее многолетнего военного конфликта с турецкой армией.

Продолжается нанесение ударов по различным объектам на территории курдской автономии, которые совершают «неизвестные», по всей вероятности, проиранские шиитские группировки. Так, не менее трех человек получили ранения в результате взрыва БПЛА 7 июня в столице курдской автономии Эрбиле вблизи строящегося комплекса генконсульства США. Также были повреждены несколько транспортных средств. Совет безопасности автономии возложил ответственность за нападение на шиитскую проиранскую партию «Хизбалла».

Трижды, 22, 24 и 25 июня, ракетным обстрелам подвергся один из объектов эмиратской компании «Дана газ» в районе Чамчамаль в провинции Сулеймания. После первой атаки местное руководство компании приняло решение остановить все операции, а также эвакуировать рабочих до дальнейшего уведомления.

В июне иракская армия и формирования проправительственных ополченцев продолжали действия по выявлению укрытий и опорных баз террористов ИГ и наносили по ним удары. Правительственные силы регулярно проводят войсковые и специальные антитеррористические операции в различных районах Ирака с целью выявления и ликвидации террористического подполья джихадистов. Учитывая малочисленность большинства бандформирований противника, войсковые и антитеррористические мероприятия против боевиков «Исламского государства», как правило, представляют собой небольшие по масштабу операции. Активно ведется поиск и задержания террористов и их руководителей, складов вооружения, боеприпасов, снаряжения и продовольствия.

В целом, несмотря на некоторое снижение активности, «Исламское государство» по-прежнему представляет реальную угрозу для сил безопасности и населения Ирака. Джихадисты осуществляют террористическую деятельность во многих регионах республики. При этом сохраняющаяся напряжённость и политическая нестабильность в стране обеспечивают ИГ питательной средой для пополнения рядов, проведения новых атак и экспансии.

1 июня спецназ Службы внутренней безопасности Ирака провёл спецоперацию в провинции Найнава. Были задержаны члены местной ячейки «Исламского государства». Задержанные боевики специализировались на транспортировке оружия и членов группировки в Мосуле и других районах провинции Найнава.

Четверо боевиков ИГ были уничтожены 3 июня в результате ударов истребителей F-16 ВВС Ирака в западной провинции Анбар.

5 июня силовые структуры Ирака выследили и задержали в Багдаде 14 боевиков ИГ. Рейды против экстремистов были проведены в нескольких районах столицы. Среди арестованных радикалов трое влиятельных главарей группировки, которые давно находились в розыске.

Шесть главарей ИГ были задержаны 6 июня силовыми структурами Ирака. Рейды проводилась совместно силами антитеррористического управления страны и службами безопасности курдской автономии. Один из наиболее разыскиваемых радикалов, занимавший важную позицию в иерархии банд ИГ, был схвачен в Эрбиле. В этот же день службы безопасности засекли беспилотник, который кружил в небе над зданием МВД Ирака в Багдаде. Дрон был уничтожен зенитным огнём.

Подразделения армии Ирака совместно с проправительственным ополчением провели 7 июня антитеррористическую операцию, оцепив район Эт-Тармия севернее Багдада. В ходе прочёсывания населённых пунктов Аль-Хаура и Тель-Баруда было уничтожено пять боевиков.

Иракские силы безопасности арестовали 8 июня трех боевиков ИГ в Багдаде.

Восемь боевиков ИГ были уничтожены 14 июня иракскими военными в районе Вади-эт-Тартар в центральной провинции Салах-эд-Дин. В рейдах по нейтрализации радикалов принимали участие как наземные силы, так и боевая авиация.

16 июня были нанесены авиаудары по объектам «Исламского государства» в районе Вади-аш-Шай в провинции Салах-эд-Дин.

ВВС Ирака 18 июня наносили авиаудары по опорным пунктам ИГ в провинциях Киркук и Салах-эд-Дин.

19 июня иракские спецслужбы объявили о ликвидации трех боевиков ИГ, включая главаря террористов, в западной провинции Анбар.

В ходе перестрелки 20 июня были ликвидированы четверо боевиков, один из которых был опознан как «губернатор» ИГ в провинции Анбар. В транспортном средстве боевиков было обнаружено стрелковое оружие и взрывчатка, предназначенные для передачи одной из местных ячеек террористов.

21 июня боевики ИГ атаковали завод по производству строительных материалов в восточной провинции Дияла в районе Эль-Мансурия в 45 км к северо-востоку от административного центра региона города Баакуба. В этот же день ВВС Ирака нанесли несколько авиаударов по террористам ИГ в районе Вади-аш-Шай в провинции Салах-эд-Дин.

Нападение боевиков «Исламского государства» на блокпост иракской полиции произошло 28 июня в провинции Дияла.

Правительство Ирака прилагает значительные усилия по укреплению армии и других национальных силовых структур, повышению их боеспособности в интересах достижения больших успехов в противостоянии с вооруженными формированиями противников режима. При этом особое внимание уделяется улучшению технической оснащенности войск, насыщению их современными и эффективными образцами вооружения и военной техники, улучшению качества подготовки различных категорий военнослужащих. В данном вопросе основной упор делается на получение необходимой и возможно большей зарубежной военной и военно-технической помощи. Здесь же следует подчеркнуть, что тяжелый экономический кризис, поразивший Ирак, финансовые трудности привели к заметному сокращению военных расходов, что негативно отражается на состоянии армии. Негативно на положении дел в вооруженных силах и других силовых структурах сказывается и не прекращающееся жесткое противостояние между различными группировками и кланами в иракском руководстве.

В целом на сегодняшний день, как показывает ход войсковых и специальных операций против боевиков «Исламского государства», боеспособность иракских вооруженных сил, шиитских ополченческих формирований и курдских сил пешмерга, несмотря на имеющийся заметный прогресс, пока еще остается недостаточно высокой.

Совет представителей Ирака 4 июня провел первое чтение закона об обязательной военной службе. После того как парламент примет закон, Минобороны Ирака обязуется реализовать его в течение двух лет. За это время министерство должно будет создать тренировочные базы во всех провинциях Ирака для приема и обучения новобранцев. Как только парламент примет закон, все иракские юноши, достигшие 18 лет, должны будут пройти обязательную военную службу. В соответствии с проектом закона, молодые люди, имеющие степень бакалавра, будут освобождены от службы на один год, а те, кто имеет степень магистра, будут служить в армии только шесть месяцев. Лица, имеющие степень доктора, не будут проходить военную службу. В настоящее время иракская армия комплектуется путем набора контрактников.

Лидер «Движения садристов» М.ас-Садр 12 июня призвал проиранское шиитское ополчение «Аль-Хашд аш-Шааби» дистанцироваться политики и бизнеса. Призыв был сделан в заявлении, которое ас-Садр опубликовал по случаю 8-й годовщины выпуска фетвы (религиозного указа) духовного лидера иракских шиитов А.ас-Систани о создании «Аль-Хашд аш-Шааби» для борьбы с «Исламским государством». Ас-Садр также призвал к реорганизации руководства и воинских званий «Аль-Хашд аш-Шааби», чтобы «спасти будущее» военизированной группировки, заявив, что те, кто совершает правонарушения, должны быть изгнаны из ополчения, чтобы их действия не были связаны с «Аль-Хашд аш-Шааби».

19 июня Эрбиль посетила высокопоставленная иракская военная делегация для обсуждения вопросов укрепления сотрудничества в области безопасности между федеральным правительством Ирака и властями иракской курдской автономии. Иракскую делегацию возглавлял начальник генштаба ВС Ирака генерал-лейтенант А.Яралла. Его сопровождали командующие объединенными операциями и сухопутными войсками, руководители федеральной полиции, военной разведки и пограничной полиции. Делегация провела встречу с фактическим лидером Иракского Курдистана Масудом Барзани. На переговорах с курдскими представителями обсуждались вопросы борьбы с терроризмом, обеспечение безопасности и стабильности на спорных территориях между Багдадом и Эрбилем, взаимодействие с коалиционными силами во главе с США. Стороны подчеркнули важность более тесного сотрудничества между курдскими силами пешмерга и иракской армией для обеспечения безопасности спорных территорий и борьбы с терроризмом

27 июня руководители миссии НАТО в Ираке подписали с командованием иракских вооруженных сил меморандум о взаимопонимании по вопросу расширения методической помощи со стороны альянса в деле обучения солдат и офицеров армии Ирака.

В минувшем месяце американские военные продолжали перебрасывать через иракскую территорию личный состав и технику на северо-восток Сирии. В свою очередь, из Сирии военные США переправляли на территорию Ирака нефть, зерно и другие сырьевые материалы.

1 июня власти Сирии передали Ираку 50 сторонников ИГ, которые были арестованы на сирийской территории. Переданные сторонники «Исламского государства» «имеют иракское гражданство, они бежали в соседнюю Сирию и были пойманы на сирийской территории».

Ирак принял на своей территории 206 несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, которые обвиняются в причастности к террористической деятельности и были захвачены на сирийской территории курдскими «Силами демократической Сирии». Все они разыскивались в Ираке по обвинениям в терроризме. Иракские власти проведут следствие по их делам, после чего будут приняты судебные решения.

Правительство курдской автономии распорядилось закрыть все точки по продаже огнестрельного оружия на территории региона. Об этом 30 июня заявил глава курдского регионального правительства Масрур Барзани. По его словам, правительство Иракского Курдистана закрывает оружейные магазины, а также обращается к гражданам с просьбой о добровольной сдаче незарегистрированного огнестрельного оружия без какого-либо уголовного преследования в дальнейшем. При этом Барзани подчеркнул, что власти готовы изымать оружие и карать подпольных торговцев.

В прошедшем месяце внутриполитическая ситуация в Ираке серьезно осложнилась. Депутаты крупнейшей парламентской фракции – «Движения садристов» – 9 июня объявили о своей отставке, а 12 июня спикер парламента Ирака М.аль-Халбуси принял отставку депутатов садристского блока (соответствующий указ был официально опубликован 19 июня). 13 июня было объявлено об уходе лидера движения М. ас-Садра из политики. Об этом сообщил глава политического комитета блока садристов А.аль-Мутаири. Он добавил, что решение ас-Садра является «смелой позицией и уроком от лидера, верного своей родине и народу». По словам аль-Мутаири, «Садр дошел до того, что принял горькую реальность того, что практически невозможно сформировать правительство без участия групп, поддерживаемых Ираном».

По словам самого ас-Садра, его движение не будет участвовать в формировании нового правительства, и будет отстаивать интересы иракцев «на улицах». «Я решил выйти из политического процесса, чтобы никоим образом не сотрудничать с коррупционерами. Я хочу сказать вам, что я не буду участвовать в работе парламента в присутствии коррупционеров, пока из его состава не будут удалены коррупционеры и все те, кто грабил Ирак и допустил кровопролитие», — объявил шиитский лидер.

Отставки парламентариев сопровождались рядом других распоряжений ас-Садра, в том числе о закрытии большинства подчиненных ему в той или иной степени политических и религиозных учреждений. В целом последние по времени шаги М.ас-Садра расцениваются многими местными экспертами как потеря им доверия к политическому процессу и признания им своей неспособности изменить его.

Ранее, 11 июня президент правящей в курдской автономии Демократической партии Курдистана (ДПК) Масуд Барзани принял в Эрбиле делегацию иракских суннитских лидеров, чтобы обсудить политическую ситуацию в стране, в том числе усилия по формированию нового правительства в Багдаде. Делегацию возглавляли Х.Ханджар, лидер альянса «Сияда», и М.аль-Халбуси, спикер иракского парламента. 12 июня Масуд Барзани провел телефонный разговор с М.ас-Садром о политической ситуации в Ираке.

22 июня М.ас-Садр заявил, что его решение уйти из иракской политики было вызвано давлением, оказываемым иранскими доверенными лицами на нешиитских членов его парламентской коалиции и на иракскую судебную систему. При этом он оговорил специально, что сам Иран не оказывал на него прямого давления, опровергая соответствующие слухи. Зарубежные политические наблюдатели обоснованно полагают, что «его внезапное решение отозвать своих депутатов из парламента было вызвано крахом его партнерства с ДПК. Согласно ряду местных источников, ас-Садр был разочарован после того, как Масуд Барзани, сказал ему, что их политическое партнерство, заключенное в январе после успеха садристов на выборах в октябре прошлого года, «зашло в тупик». Политические соперники ас-Садра, поддерживаемые Ираном, нацелились на ДПК как на слабое звено в альянсе, вбивая расширяющийся клин между двумя этими тяжеловесами». Так, немаловажным фактором стало то, что в ДПК пришли к выводу о том, что ас-Садр не согласится с властями курдской автономии в споре с Багдадом о доходах от продажи нефти в регионе.

Уход сторонников ас-Садра из парламента обострил и без того глубокий внутриполитический кризис в Ираке, поставив под сомнение возможность формирования нового правительства страны в ближайшее время. Присутствие ас-Садра и его движения в парламенте придавало политическому процессу в Ираке «элемент легитимности и надежности. У него миллионы преданных последователей, одна из крупнейших вооруженных группировок и финансовая империя, ежегодные доходы которой сопоставимы с бюджетом некоторых соседних стран».

В то же время спикер Совета представителей М.аль-Халбуси сообщил, что вопрос с роспуском парламента в связи с уходом из него фракции М.ас-Садра не поднимался. Уже 23 июня иракский парламент привел к присяге 73 депутатов, которые заменили ушедших в отставку. В должность вступили «альтернативные депутаты» из соперничающей с движением ас-Садра шиитской «Координационной структуры», которая тем самым стала крупнейшим блоком со 123 депутатами. Это дает ей право участвовать в переговорах об избрании нового президента и выдвинуть кандидата на пост главы правительства. «Такой исход равносилен политическому поражению М.ас-Садра».

Для того чтобы сессия парламента собрала кворум (не менее 166 депутатов), на ней должны были присутствовать бывшие союзники ас-Садра по коалиции из ДПК и суннитского «Альянса за суверенитет» («Сияда») спикера аль-Халбуси. Перед сессией парламента состоялось несколько встреч, чтобы «дать некоторые гарантии» бывшим союзникам ас-Садра. «По итогам этих консультаций стороны согласились двигаться вперед и начать новые раунды переговоров по формированию правительства, основанного на «консенсусе, балансе и партнерстве». Все стороны согласились уважать конституционные принципы и работать над разрешением споров между федеральным правительством в Багдаде и курдским региональным правительством, в том числе путем принятия нового закона, регулирующего нефтегазовую отрасль». Также достигнута договоренность больше внимания уделять экономическому восстановлению суннитских и курдских районов на территориях, ранее оккупированных ИГ, предоставить рабочие места молодежи и восстановить престиж государства.

27 июня в руководстве ДПК заявили, что партия не будет бойкотировать политический процесс в Ираке, и «открыта для проведения переговоров со всеми шиитскими, суннитскими и курдскими политическими сторонами для достижения соглашения о формировании следующего правительства».

Как полагают американские эксперты, успех «Координационной структуры» не гарантирован из-за глубоких подозрений в суннитском арабском и курдском блоках во вмешательстве Ирана в иракские дела. При этом если «Координационной структуре» не удастся сформировать новое правительство, «политический путь Ирака остается крайне неопределенным».

Нерешенные проблемы в различных сферах продолжают осложнять отношения между центральным правительством Ирака и властями курдской автономии.

Тем временем курдское руководство все более отчетливо и настойчиво реализует курс на укрепление самостоятельности подвластных ему территорий, которые в настоящее время в значительной степени представляют собой независимое государственное образование. В то же время на официальном уровне власти автономии продолжают заявлять о приверженности Конституции Ирака и своим обязательствам по соглашениям с федеральным правительством в Багдаде.

Что касается продолжающихся споров между Эрбилем и Багдадом, то лидер Иракского Курдистана и глава ДПК Масуд Барзани отметил 18 июня, что Конституция Ирака должна стать дорожной картой для переговоров, поскольку в ней определены обязанности и права всех сторон. Ранее, 16 июня, премьер-министр курдской автономии (сын Масуда Барзани) Масрур заявил, что Курдистан является признанным образованием, и с ним следует обращаться в соответствии с Конституцией Ирака.

Со своей стороны, премьер-министр Ирака М.аль-Казыми 7 июня заявил, что, по его оценке (явно завышенной, — В. Ю.), 90% проблем между Эрбилем и Багдадом уже решены. Что касается оставшихся 10% споров между Курдистаном и федеральным правительством Ирака, то аль-Казыми утверждал, что они «будут разрешены в ближайшее время».

Наиболее острые противоречия между Багдадом и Эрбилем сохраняются по вопросам контроля над нефтегазовыми ресурсами курдской автономии. Эрбиль настойчиво призывает Багдад прекратить «несправедливое», по его мнению, давление, которое центральное правительство оказывает на нефтегазовую промышленность Иракского Курдистана.

5 июня министр природных ресурсов курдского регионального правительства подал гражданский иск против министра нефти Ирака, обвинив последнего в отправке электронных писем, запугивающих зарубежных партнеров кабинета министров автономии, а также курдские компании. Ранее, 4 июня Судебный совет, высший судебный орган курдской автономии, выступил с заявлением, подтверждающим законность регионального Закона о нефти и газе 2007 года. Совет отметил, что согласно статье 92(2) Конституции Ирака необходимо, чтобы иракский парламент принял закон об учреждении Федерального верховного суда Ирака, тогда как такой закон никогда Советом представителей не принимался. Таким образом, в Ираке нет конституционно установленного Федерального Верховного суда. В то же время издание Закона о нефти и газе 2007 года полностью соответствует законам Ирака. «Таким образом, юридически Закон о нефти и газе остается в полной силе».

21 июня премьер курдского регионального правительства Масрур Барзани потребовал от федерального правительства реформировать государственную нефтяную компанию Somo с учетом экономических интересов автономии. Он заявил, что деятельность компании Somo, осуществляющей экспорт добываемой в Ираке нефти, не учитывает сложившуюся ситуацию в отношениях между Багдадом и Эрбилем, поскольку в феврале этого года Федеральный Верховный суд признал неконституционным региональный закон Курдистана о нефти и газе от 2007 года. Этот закон предусматривал, что правительство автономии вправе осуществлять независимую от федеральных властей энергетическую политику и самостоятельно заключать договоры по разведке и добыче углеводородов с иностранными компаниями. Для соблюдения экономических интересов Курдистана Барзани потребовал реформировать Somo таким образом, чтобы в руководстве компании находился представитель автономии, который имел бы право вето. Курдский политик также отметил, что Эрбиль, в отличие от Багдада, готов к диалогу и поиску решений для преодоления разногласий между правительством автономии и федеральными властями. Кроме того, Барзани в очередной раз раскритиковал решение Федерального Верховного суда Ирака об отмене регионального закона Курдистана о нефти и газе, назвав его «неконституционным». Он подчеркнул, что конституция Ирака дает регионам право на законодательное регулирование любых вопросов, не входящих в исключительную юрисдикцию центрального правительства, а также предусматривает, что в случае противоречия между федеральным и региональным законом последний имеет преимущественную силу.

Власти курдской автономии планируют создать две нефтяные компании, что вызвало очередной всплеск противоречий между Багдадом и Эрбилем. Так, первая из них — нефтяная компания KROC будет специализироваться на добыче и разработке нефти, а вторая компания — KOMO сфокусируется на экспорте нефти. Что касается доходов от нефти, то курдское региональное правительство заявило, что они должны быть депонированы в банке, управление которым будет выбрано властями автономии.

Парламент Иракского Курдистана 29 июня одобрил поправки к региональному закону о нефти и газе. Согласно новым поправкам, ДПК будет иметь в Высшем совете по нефти и газу трех своих представителей, ПСК — двух, а «Движение за перемены» («Горран») – одного.

Одна из крупнейших в мире нефтесервисных корпораций «Шлюмберже» прекращает участие в разработке месторождений в Иракском Курдистане после того, как Федеральный Верховный суд Ирака признал региональный закон курдской автономии о нефти и газе неконституционным. Ранее аналогичное решение приняла американская нефтесервисная компания «Бейкер Хьюз».

ДПК и ПСК 7 июня договорились заложить основу для разработки Конституции Курдистана.

18 июня курдское региональное правительство официально выдвинуло возражение против исключения центральным иракским правительством Иракского Курдистана из китайского проекта, предусматривающего строительство 1000 школ по всей стране.

В минувшем месяце эпидемиологическая ситуация в Ираке вновь обострилась. Так, в июне отмечен значительный рост заболеваемости COVID-19. По состоянию на 1 июля 2022 года число заболевших достигло 2 351 614 человек. Прирост числа заболевших за июнь – 23 460 человек (в мае – 2 979 человек). Число умерших от COVID-19 в июне достигло 25 242 человека. Прирост числа умерших составил 23 человека (в мае – 8 человек).

Полиция Ирака 7 июня разогнала массовые беспорядки в районе Аль-Алави в центре Багдада. Демонстранты требовали от правительства принятия закона о поддержке беднейших слоёв населения страны. Демонстранты возводили баррикады и закидывали силовиков камнями. Служба безопасности Ирака эвакуировала парламент после того, как десятки демонстрантов собрались перед «Зеленой зоной» в центре Багдада. Демонстранты, в основном контрактники министерства электроэнергии, требовали постоянной работы на государственных предприятиях и в учреждениях.

9 июня парламент Ирака одобрил законопроект о чрезвычайных мерах по обеспечению продовольственной безопасности, который наряду с оказанием помощи аграрному сектору предусматривает выделение 4 трлн динаров (2,74 млрд долларов) на погашение долгов за поставки природного газа и электроэнергии перед иностранными государствами. Часть этих средств предназначена для погашения долга перед Ираном. Вынесенный М.ас-Садром проект был принят безо всяких обычных для таких случаев в иракском парламенте дрязг, поскольку угроза продовольственной безопасности в равной степени беспокоит все политические силы Ирака. Проблемы с зерном ожидались еще в 2021 году из-за усиливающейся засухи. Из 329 депутатов 273 проголосовали «за». Таким образом, даже в такой экстремальной ситуации депутаты не были едины. При голосовании за законопроект, из зала вышла часть депутатов шиитских проиранских партий, а также курдские фракции. Первые считают, что законопроект дает дополнительные полномочия нынешнему правительству. А вторые считают, что закон недостаточно справедлив относительно потребностей Иракского Курдистана. К тому же 17 млрд долларов, которые иракские власти направят на импорт продовольствия, заберут из других секторов, что опять же, приведёт к ухудшению ситуации в других сферах экономики.

На фоне обмеления и пересыхания оросительных каналов и других водоемов власти страны приняли решение сократить вдвое посевы некоторых видов сельхозкультур.

Рост цен на продовольственные товары в Ираке из-за ситуации на Украине стал очень болезненным для иракской экономики и социальной политики. Страна импортирует 50% продовольствия, а Украина и Россия – основные поставщики кукурузы, подсолнечного масла, ячменя и зерна. Это основа продовольственной безопасности Ирака. Новые условия вынудили иракские власти искать альтернативных поставщиков. В ход пошли такие меры, как снятие всех ограничений на импорт продовольствия на 3 месяца, выдача кредитов местным фермерам, выкуп их продукции по наценке 30%. Кроме того, ухудшает ситуацию слабость самого государства: тотальное отсутствие самодостаточности в продовольственной политике, коррупция и неэффективная национальная политика, из-за которой власти не закупили муку у национальных производителей, и те начали покрывать свои убытки, поднимая цены на продукты. В свою очередь, это приводит к социальному напряжению и народным волнениям. С марта текущего года в разных городах проходят спонтанные акции протеста, которые называют «революцией голодных». Они начались с южных, преимущественно шиитских провинций Ди Кар и Мусанна, а затем распространились на остальные регионы. Ситуацию усугубляют продолжающиеся политический, и энергетический кризисы, перспектива веерных отключений электроэнергии летом, в самый разгар жаркого сезона, когда она используется по полной, что может стать предпосылками к социальному взрыву.

Правительство Ирака выделит 100 млн долларов на срочную закупку пшеницы и создание стратегического резерва, импортируя 3 млн тонн зерновых. Таким образом, страна планирует достичь продовольственной безопасности для граждан и преодолеть глобальный рост цен на продукты питания из-за конфликта между Россией и Украиной. Власти повысили цены на закупку пшеницы будущего урожая у местных фермеров до 725 тыс. динаров ($497,08) за тонну по сравнению с 560 тыс. динаров в 2021 году.

По данным Министерства труда Ирака, уровень бедности в стране достиг 23%. Согласно последним данным иракских властей, общее число безработных в стране достигло 15 млн при численности населения более 40 млн человек. Особенно сложная ситуация в южных провинциях. Уровень безработицы среди молодежи достиг максимального значения за последние три десятилетия: по меньшей мере, 36% представителей иракской молодежи не имеют работы. Ежегодно от 160 до 170 тысяч студентов оканчивают иракские вузы без возможности дальнейшего трудоустройства, что обусловлено перманентным экономическим кризисом в стране.

28 лагерей для беженцев и временно перемещенных лиц (ВПЛ), которые были вынуждены покинуть свои дома во время оккупации части Ирака группировкой ИГ, до сих пор действуют на территории Ирака. Об этом 8 июня сообщило Министерство по делам миграции и перемещенных лиц. Больше всего подобных лагерей остается в провинции Дохук — 16, 6 действуют в Эрбиле, 4 — в Сулеймании (все три провинции входят в состав курдской автономии), 2 лагеря находятся в провинции Найнава. Среди причин, которые не позволяют иракским властям переместить беженцев и ВПЛ в места их постоянного проживания и окончательно закрыть лагеря, министерство называет нестабильные условия в сфере безопасности, отсутствие достаточных средств для возвращения людей, а также восстановления их домов и инфраструктуры.

В июне 2022 года в сфере внешней политики руководство Ирака продолжало проводить курс на упрочение положения страны в регионе и на международной арене. Особое внимание, как и прежде, уделялось отношениям с соседними государствами.

Говоря о роли Ирака в регионе, премьер-министр страны М. аль-Казыми отметил 7 июня, что его правительству удалось стать одним из ключевых игроков после проведения нескольких переговоров в Багдаде, чтобы помочь соседним странам  разрешить их споры. Так, за два последних года «в Ираке состоялось пять различных диалогов, из которых переговоры между Саудовской Аравией и Ираном — лишь один», — сказал аль-Казыми, подчеркнув, что «переговоры между Ираном и Саудовской Аравией достигли значительного прогресса».

Глава МИД Ирака Ф.Хусейн подтвердил 16 июня, что его страна поддерживает прямые переговоры между Ираном и Саудовской Аравией в Багдаде. Он выразил удовлетворение продолжающимся диалогом между ИРИ и КСА, подчеркнув решимость иракского правительства продолжать «содействовать прямым переговорам между министрами иностранных дел двух стран в Багдаде».

26 июня в Тегеране состоялась встреча президента ИРИ Х.Амир- Абдоллахиана с премьер-министром Ирака М.аль-Казыми и главой МИД Ирака Ф.Хусейном. Абдоллахиан высоко оценил усилия Ирака в деле развития регионального диалога, в том числе в вопросе налаживания контактов между Ираном и КСА. Аль-Казыми обратил внимание на важную роль Ирана в регионе, а также на близость позиции этой страны к Багдаду. Он также подчеркнул, что в рамках взаимных интересов иранского и иракского народов страны должны расширять свое экономическое взаимодействие. М.аль-Казыми упомянул исторические, культурные и религиозные отношения между иранским и иракским народами, отметив, что в ходе его встреч в Иране обсуждались пути дальнейшего укрепления «всеобъемлющих отношений». Глава иракского правительства подчеркнул, что отношения Ирака с ИРИ очень важны, сообщив: «Сегодня мы договорились о дальнейшем расширении наших экономических связей в рамках защиты взаимных интересов двух стран». Аль-Казыми также отметил, что «другая часть его консультаций с иранскими официальными лицами была посвящена региональным вызовам, в ходе которых обе стороны согласились с необходимостью восстановления регионального мира и стабильности».

Сложный характер носят отношения Ирака с Ираном по вопросам импорта иранского природного газа, электроэнергии и распределения водных ресурсов. Иракские власти смогут отказаться от импорта природного газа из Ирана только через 6-10 лет после того, как будут завершены проекты Миннефти страны, нацеленные, в частности, на извлечение попутного газа на нефтяных месторождениях. В настоящее время между Ираком и Ираном заключены два контракта на поставку в общей сложности 70 млн куб. м газа в сутки. В конце апреля делегация иракского Минэнерго посетила Тегеран и договорилась начать выплату долга за поставки газа в течение месяца. Однако срок истек, но оплата не была произведена. По данным иракского министерства электроэнергетики, долг Ирака перед Ираном за экспорт электроэнергии и газа составляет около 3 млрд долларов.

7 июня М.аль-Казыми отрицал ответственность действующего кабинета министров за долг перед Ираном за поставки газа. Ранее министерство электроэнергетики Ирака сообщило, что Тегеран принял решение сократить объем поставок газа в Ирак на 5 млн куб. м в день. Причиной этого стала неспособность Багдада выполнить имеющиеся финансовые обязательства из-за незавершенности процесса утверждения общего бюджета страны.

Ирак выплатил Ирану 1,6 млрд долларов в счет погашения задолженности за поставки газа, заявил 16 июня министр нефти ИРИ Д.Оуджи.

Багдад направил ноту протеста Тегерану из-за его водной политики, которая, как утверждает иракская сторона, приводит к уменьшению стока реки Тигр. Об этом заявил 23 июня министр водных ресурсов Ирака М.Рашид. По его словам, возведение Ираном плотин на реке Малый Заб, которая впадает в Тигр и имеет критическое значение для Ирака с точки зрения производства электроэнергии и ирригации, представляет угрозу водной безопасности страны. Это обусловлено тем, что неограниченное использование Ираном ресурсов Малого Заба и его притоков, берущих начало на иранской территории, уменьшает сток реки Тигр в Ирак. Таким образом, водная политика Тегерана, которая осуществляется без учета интересов соседей, провоцирует рост напряженности между ними. Министр также заявил, что уменьшение стока влияет на выработку электроэнергии, поскольку на реке Малый Заб расположена одна из крупнейших иракских гидроэлектростанций. Это еще больше усугубляет ситуацию, поскольку в настоящее время Ирак сильно зависит от поставок электроэнергии, а также топлива для своих электростанций из Ирана.

Если Иран и Турция продолжат «ограничивать сток рек со своих земель» в Ирак, Багдад рассмотрит вопрос о запрете торговых обменов и бойкоте их продукции, заявил 10 июня первый вице-спикер иракского парламента Х.Замили. Он призвал Турцию и Иран возобновить переговоры с Ираком, чтобы разрешить споры и предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации. Отметим, что годовой объем товарооборота Ирака с Турцией составляет 20 млрд долларов, а с Ираном – 16 млрд долларов.

Иран предложил Ираку развивать совместные проекты в энергетическом секторе для увеличения добычи нефти и газа, заявил 23 июня исполнительный директор Иранской национальной нефтяной компании М.Ходжастемехр. По его словам, в Иране открыто около 400 месторождений нефти и природного газа, часть из которых располагается на границе с Ираком, поэтому странам «пора предпринять практические шаги по сотрудничеству в нефтегазовой сфере».

11 июня МИД Ирака потребовал от Ирана доказать присутствие израильской внешней разведки «Моссад» на атакованном объекте в Эрбиле. Багдад так и не получил никаких доказательств того, что атакованный Ираном в Эрбиле объект использовался «Моссадом». «Если у иранской стороны есть доказательства, она должна представить их нам», — заявили в Багдаде.

Министерство энергетики Ирака 17 июня сообщило о начале работы межсистемных линий электропередач, соединяющих системы энергоснабжения Ирака и Саудовской Аравии. Эта мера позволяет Ираку существенно ослабить свою зависимость от Ирана. Параллельно продолжаются работы по подключению иракских электросетей к электросетям Иордании и Турции.

6 июня министры иностранных дел Ирака, Иордании и Египта Ф.Хусейн, А.ас-Сафади и С.Шукри обсудили в Багдаде вопросы развития отношений между тремя государствами, а также влияние конфликта на Украине на страны региона. Министры договорились проводить регулярные встречи между тремя странами. Глава МИД Египта заявил при этом, что визит министров в Ирак является «возможностью для укрепления трехстороннего сотрудничества», добавив, что цель такого формата взаимодействия — поддержка Ирака. Его иорданский коллега со своей стороны отметил, что Амман «стоит на стороне братского Ирака в противодействии угрозам. Безопасность Ирака — наша безопасность».

Министр иностранных дел Ирака Ф.Хусейн призвал 5 июня к налаживанию диалога с тем, что смягчить последствия украинского кризиса. Об этом он заявил, обращаясь к участникам встречи контактной группы ЛАГ по Украине. Совещание прошло по инициативе Ирака в режиме видеоконференции. Участие в нем приняли генсек ЛАГ А.А.аль-Гейт и главы МИД Алжира, Египта, Иордании, Ирака. ОАЭ и КСА. По словам Хусейна, формирование контактной группы было продиктовано пониманием угроз и последствий конфликта между Россией и Украиной для общей ситуации в мире, особенно в области энергетической и продовольственной безопасности. «В этой связи обращаюсь с призывом искать пути к налаживанию диалога, чтобы смягчить растущие последствия конфликта на всех уровнях». Продолжение военных действий, по мнению Ф.Хусейна, «все больше и больше оказывает влияние на наш регион и осложнят обстановку в нем, учитывая возрастающие во многих странах риски роста цен на энергоносители и нехватки многих видов продовольствия. И это уже затронуло различные общества в регионе Ближнего Востока и Северной Африки». Решение о создании контактной группы по украинскому кризису было принято на заседании Совета ЛАГ 9 марта. В ее задачу входит «отслеживание и проведение необходимых консультаций и контактов со всеми заинтересованными сторонами с целью содействия нахождению дипломатического решения кризиса».

19 июня официальный представитель министерства нефти Ирака А.Джихад заявил, что республика выступает против вмешательства политики в решения ОПЕК. Он отметил, что Россия для Ирака является важным членом глобального нефтяного рынка.

Таким образом, в июне 2022 года военно-политическая обстановка в Ираке серьезно осложнилась после того как депутаты крупнейшей парламентской фракции – «Движения садристов» – покинули стены Совета представителей. Вакантные места, освободившиеся в парламенте, заняли «альтернативные депутаты», в основном из числа противников садристов из проиранской «Координационной структуры». Уход сторонников М.ас-Садра из Совета представителей обострил и без того глубокий внутриполитический кризис в Ираке, поставив под сомнение возможность формирования нового правительства страны в ближайшее время. Серьезные противоречия экономического и политического характера сохраняются между центральным правительством Ирака и властями курдского автономного региона. В минувшем месяце в различных районах Ирака не прекращались вылазки боевиков террористической группировки «Исламское государство». Серьезные трудности сохраняются в иракской экономике и социальной сфере. В июне в стране вновь резко возросло число заболевших COVID-19.