- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: выборы в Кнессет 25-го созыва. Часть 2

О начале формирования партийных списков

В Израиле выборы в парламент проходят по партийным спискам. Согласно  проголосованному на днях закону о роспуске Кнессета новые выборы состояться 1 ноября, а 11 сентября будет закрыт список избирателей. После этой даты нельзя будет менять место голосования.  До 15 сентября партийные списки должны быть сформированы и представлены в Центральную избирательную комиссию.

В состав ЦИК вошли представители следующих партий: «Еврейство Торы» (Авраам Вебер), Ликуд (Давид Битан), «Новая надежда» (Зеэв Элькин), Авода (Ричард Перес), «Еш атид» (Атель Хубан), МЕРЕЦ (Ронит Хайкин).

В течение июля депутаты в количестве не меньше трети фракции, могут выйти из партии и пойти на выборы отдельным списком. Они получат на это финансирование. Это правило действует только в течение месяца после роспуска Кнессета.

18 октября начнется трансляция предвыборных роликов по телевидению и радио. 21 октября завершается срок подписания соглашений об остаточных голосах между партиями.

3 июля был последний день, когда депутаты от действующих партий могут отделяться и создавать новые структуры. Бецалель Смотрич и Итамар Бен-Гвир подали просьбу о разделении фракции на две. Речь идет о техническом шаге, цель которого сохранить возможность маневра на переговорах. Если Смотрич и Бен-Гвир примут решение баллотироваться вместе, они смогут подать просьбу об объединении списков. Еще одна причина, по которой лидеры партии «Религиозный сионизм» обратились с просьбой о разделении фракций, это желание получить дополнительное место в Центральной избирательной комиссии.

Традиционно партийные списки формируются либо на основании внутренних праймериз, либо по решению главы списка, который потом для приличия , утверждает их на каком-то партийном форуме. В ультрарелигиозных партиях списки формируются на основание решения советов старейший, куда обычно входят несколько ведущих раввинов данной конфессии.

Планируется, что в летние месяцы состоятся праймериз для формирования списка на выборы в трех партиях — Ликуд, Авода и МЕРЕЦ. Возможно что-то похожее на праймериз пройдут в партиях «Ямина» и «Религиозный сионизм».  В партиях НДИ, «Еш атид» , «Кахоль-лаван», «Новая надежда»  все будет решаться кулуарно на усмотрения лидера партии.

Ликуд

В  Ликуде проведение праймериз планируется ориентировочно на  26 июля или 9 августа, дата еще не определена. В связи с тем , что бывший спикер Кнессета Юлий Эдельштейн, который ранее заявлял, что имеет желание возглавить партию, сообщил, что вышел из гонки, то выборов председателя партии не ожидается. Нетаньяху как самый популярный политик в Ликуде и возглавит список.

В последние месяцы Эдельштейн дважды призывал Нетаньяху уступить пост. «Выборы не нужны, достаточно праймериз в Ликуде», — заявил он в мае в эфире 12-го телеканала. Эдельштейн утверждал, что легко вернет Ликуд к власти без выборов, если лидер партии посторонится и даст дорогу «новым людям». Однако тягаться с «царем Биби» на праймериз на фоне избирательной кампании старожил Ликуда не намерен — он понимает, что нелояльность к вождю будет стоить ему высокого места в избирательном списке и, соответственно, министерского поста в будущем правительстве Нетаньяху.

Объясняя отказ от участия в выборах лидера «самой демократической партии Израиля», Эдельштейн написал, что всегда ставил благо партии превыше всего, все его действия были продиктованы верностью целям Ликуда и потому «сейчас, когда нам предстоят критическая для государства избирательная кампания», он «не может втягивать движение Ликуд во внутреннее противоборство и потому решил снять свою кандидатуру на пост лидера партии на ближайших выборах».

В итоге борьба пойдет за первые 35 мест в списке — это реальные места, чтобы стать депутатом. И здесь ожидаются крайне бурные праймериз, на которых развернется борьба между формирующимися лагерями сторонников Нетаньяху и тех, кто старается держаться в стороне от перепалок в Кнессете и в СМИ. Открытым остается вопрос бронирования мест в предвыборном списке, в первую очередь для «перебежчиков» Нира Орбаха и Идит Сильман.

МЕРЕЦ

Члены МЕРЕЦа проголосовали за своих представителей, которые соберутся на конференцию для обсуждения, кто возглавит партию и кто войдет в список и на каких местах. Речь тут идет о пяти политиках, которые имеют реальный шанс заседать в новом парламенте.

6 июля депутат Кнессета Яир Голан объявил о намерении баллотироваться на праймериз на пост главы партии против действующего лидера Ницана Горовица. «Я намерен сформировать партию, которая восстановит левые, гордые, сионистские силы, и поведет борьбу за облик государства Израиль», – сказал Яир Голан.

Ранее сообщалось, что министр регионального сотрудничества Исауи Фрейдж объявил о решении не баллотироваться в Кнессет 25-го созыва. Он также подверг резкой критике Ницана Горовица, заявив, что речь идет о колоссальном провале лидера партии. Он призвал Захаву Гальон вернуться на пост главы МЕРЕЦа. В ответ Ницан Горовиц пожелал Исауи Фрейджу крепкого здоровья.

Авода

В «Аводе» выборы пройдут 18 июля, где будет избран руководитель списка, а уж потом им будет формироваться партийный список, естественно на праймериз, но под чутким контролем сверху. Но на днях стало известно, что глава партии Мейрав Михаэли закрыла возможность вступающим в эти дни в партию людям голосовать на праймериз. Очевидной целью этого шага является создание помех ее противникам в партии.

На левом фланге продолжаются дискуссии о перспективе совместного участия в выборах партий Авода и МЕРЕЦ. Министр внутренней безопасности Омер Бар-Лев в интервью «Кан Бет» заявил, что этого не будет ни при каких обстоятельствах. Бывший министр юстиции Хаим Рамон, в свою очередь, назвал эту позицию партии Авода безумной. «Я полагаю, что они скатятся к электоральному барьеру, и когда решат объединяться с МЕРЕЦ будет уже поздно», – сказал Рамон в интервью радиостанции 103FM.

«Ямина»

Наибольшее внимание приковано в настоящий момент к новой главе партии «Ямина» Айелет Шакед. Она объявила о намерении баллотироваться, однако до сих пор неясно, как будет выглядеть список этой партии. Депутаты от фракции не намерены баллотироваться в составе партии на выборах в Кнессет 25-го созыва.

В политических кругах убеждены, что Ликуд попытается вновь привести к провалу «Ямины». Шакед, в свою очередь, пытается сформировать правый список, однако не являющийся автоматически партией-спутником Биньямина Нетаньяху. В конце минувшей недели Шакед предложила министру связи Йоазу Хенделю («Новая надежда») присоединиться к ее партии. Она по-прежнему не рассталась с надеждой оставить в своем списке заместителя министра по делам религии Матана Каану.

Айелет Шакед встречалась с раввином Хаимом Друкманом, а затем  с духовным лидером религиозных сионистов встречается заметиель министра по делам религий Матан Каана. Ожидается, что в ближайшие дни Каана примет решение о своих дальнейших шагах.

«Кахоль-лаван»

В политических кругах полагают, что Каана хотел бы баллотироваться в рамках партии «Кахоль-лаван», однако переговоры пока не продвигаются. В ультраортодоксальных партиях предостерегают Ганца от введения Кааны в список. Заместитель министра по делам религии стал одной из наиболее враждебных ультраортодоксальному сектору фигур, а Бени Ганц, который не исключает возможности формирования правительства при участии ШАС и «Еврейства Торы», не хочет портить отношения с этими партиями.

Продолжается «охота» лидеров партии за общественными и политическими фигурами, которые могут укрепить ее предвыборный список. СМИ сообщили, что глава «Кахоль-лаван» Бени Ганц ведет переговоры с бывшей главой «А-Тнуа» Ципи Ливни о возможном присоединении к списку его партии, но, Ливни пока не дала окончательного ответа. В окружении Бени Ганца отказались комментировать эту информацию.

«Религиозный сионизм»

Будущее союза между Бецалелем Смотричем и Итамаром Бен-Гвиром остается неясным. Переговоры между ними не ведутся, и возможно будут отложены до окончания праймериз в партии «Религиозный сионизм», которые  пройдут 23 августа. Итамар Бен-Гвир должен быть благодарен Нетаньяху за свой головокружительный взлет — из маргинального экстремиста с уголовным прошлым, находящегося под пристальным надзором ШАБАКа, он превратился в респектабельного «мейнстримного» политика с депутатской неприкосновенностью, восходящей звездой на быстро расширяющемся ультраправом фланге израильской политики. Но личная благодарность патрону отнюдь не мешает ему держать Биби в заложниках, диктовать ему свою волю даже в решающие для Нетаньяху моменты (как прошлой весной, когда именно Смотрич и Бен-Гвир похоронили возможность создания правительства Нетаньяху). Будущее правительство во главе с Нетаньяху, если оно будет создано, станет де-факто правительством Бен-Гвира.

Согласно соиологическим опросам, ситуация опять патовая. В израильском обществе ничего не изменилось, оно по-прежнему расколото пополам. Половина хочет более-менее демократического пути развития, половина не против власти Нетаньяху и националистического государства с сильным религиозным влиянием.  Расклад демографических и политических сил в Израиле таков, что предотвратить возвращение к власти право-религиозного блока может только объединение в той или иной форме всех его противников, включая и «Объединенный арабский список».

Это значит, что 1 ноября израильтянам предстоит выбирать между двумя перспективами, которые светскому еврейскому большинству кажутся одинаково пагубными и неприемлемыми: трансформация светского правового государства в националистическую теократию, «государство Галахи» — или полная интеграция арабского меньшинства в общественно-политическую жизнь страны, то есть путь к полному равенству прав и «государству всех граждан». Будущее страны зависит от того, какое из этих двух «зол» избиратели, в конечном, итоге сочтут меньшим.

Биньямин Нетаньяху не разделяет политических идеалов своих ультраправых союзников, но его личные взгляды сейчас не имеют значения даже для него самого: политик, находящийся под судом по обвинениям в коррупции, думает не о будущем страны, а о своем собственном спасении, и его единственной надежной опорой в этом вопросе стали религиозные партии. Тактические нужды Нетаньяху совпали с их стратегическими целями.