- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об итогах работы нефтегазовой отрасли Алжира

Алжирское руководство продолжает извлекать прибыли из противостояния России и НАТО по Украине. Оно отмечает рекордный рост доходов от продажи своих углеводородов на мировом рынке и, понимая свою значимость как поставщика энергоресурсов странам Европы, они намереваются пересмотреть существующие газовые контракты, в том числе на трубопроводное голубое топливо, в сторону их удорожания.

Так, за первые пять месяцев мая 2022 года выручка алжирской государственной компании Sonatrach составила 21,5 млрд долларов по сравнению с 12,6 млрд долларов за аналогичный период 2021 года. Об этом говорится в отчете о работе компании Sonatrach Group, представленном  3 июля ее генеральным директором Туфиком Хаккаром.

Всего же ориентировочная выручка группы на конец 2022 года при сохранении текущих цен на углеводороды составит более 50 млрд долларов, тогда как в 2021 году ее выручка от экспорта составила 35,4 млрд долларов (на 75% больше, чем в 2020 году).

При этом общая их добыча достигла в нефтяном эквиваленте к концу мая 2022 года 79,2 млн тонн, что на 2% больше, чем в конце мая 2021 года. Всего же в 2021 году Sonatrach добыла в нефтяном эквиваленте 185,2 млн тонн углеводородов (67% природного газа, 23 % сырой нефти, по 5% газового и сжиженного нефтяного конденсата), что на 5% больше, чем в 2020 году.

Подобные достижения, позволившие компании Sonatrach резко увеличить экспортный оборот, в первую очередь вызваны благоприятными условиями на энергетическом рынке. По ее данным, выручка выросла за счет роста цен на 76% и объемов добычи на 24%.

Дело в том, что в 2021 году стоимость барреля нефти («сахарская смесь», основная алжирская марка «черного золота») увеличилась до 72,3 доллара по сравнению с 41,9 долларами в 2020 году. Как известно, большая часть экспортируемого алжирского газа приходится на привязанное к ней трубопроводное сырье.

Кроме того, благоприятная ситуация на газовом рынке позволила увеличить прокачку голубого топлива на 54% по газопроводу и на 13% – в виде сжиженного природного газа (СПГ).

Причем сумма налогов на углеводороды, уплаченные национальной энергетической компанией в казну страны, увеличилась на 40% по сравнению с 2020 годом и в 2021 году достигла 2601 млрд динаров (17.66 млрд долларов).

Начавшийся рост показателей связан и с увеличением вложений Алжира в свою энергетическую отрасль. Как говорится в годовом отчете группы Sonatrach, она выделила в 2021 году на разведку и добычу нефти и газа 4,4 млрд долларов из своего общего инвестиционного бюджета в размере 5,1 млрд долларов.

Однако алжирские источники указывают, что, несмотря на такое резкое увеличение доходов, их страна за 2021 – 2022 гг. смогла отложить лишь «считанные миллиарды», поскольку у нее имеется множество «жизненно-важных расходов». Среди них традиционно высокие траты на силовиков, особенно на оборону.

Другая очень крупная их статья – модернизация народного хозяйства и социального сектора страны, включая завершение газификации отдаленных районов и новых жилых домов, ввод в строй новых инфраструктурных объектов (включая станции опреснения морской воды, артезианские скважины, модернизацию водохранилищ и т. п.)

Иными словами, за время нового благоприятного нефтегазового периода страна пока не может повторить начало нулевых годов, когда ей к 2014 году удалось накопить валютный резерв в размере почти 200 млрд долларов. Его львиная доля была потрачена за 2014 – 2020 гг., когда отмечалась низкая стоимость углеводородов, и теперь алжирские накопления, даже с учетом взрывных доходов 2020 – 2021 гг. составляют лишь около 50 млрд долларов.

Поэтому алжирское руководство, прекрасно понимающее, что за периодом высоких цен неизбежно произойдет спад, пытается по максимуму извлечь прибыли из высокого спроса на газ сейчас. Иными словами, это стремление монетизировать украинский конфликт и одновременно повысить собственную значимость в мире.

Речь опять же идет о заявлениях 3 июля текущего года, сделанных представителями руководства Sonatrach. Так, на пресс-конференции своей компании ее генеральный директор Туфик Хаккар сообщил о «твердом намерении повысить цены на газ для своих европейских партнеров в рамках пересмотра положений действующих контрактов, чтобы адаптировать их к текущим рыночным условиям, характеризующимся резким ростом стоимости углеводородов на международных рынках».

Он добавил, что соответствующие соглашения между Sonatrach и ее клиентами в газовой сфере будут «объявлены в ближайшее время», причем «пересмотр цен не касается одной компании или одной страны» (Это адресовано негодующей по поводу «газовых» действий Алжира Испании).

По данным Туфика Хаккара, «изменения к трем контрактам уже подготовлены, в то время как другие находятся в процессе пересмотра.

Каким конкретно будет изменение, он не уточнил. Известно лишь, что главному алжирскому энергетическому партнеру – итальянской энергетической группе ENI удалось договориться с ней и добиться заключения взаимовыгодного соглашения.

Однако по имеющейся информации это другим алжирским партнерам не светит и им Sonatrach выставит куда более высокие, чем прежде, расценки, приближенные к стоимости спотовых газовых продаж.

По информации же западных партнеров Sonatrach, рассматривается несколько вариантов повышения стоимости голубого топлива, не исключая «частичную привязку трубопроводного сырья к ценам на спотовый газ».

И хотя конкретные названия алжирская сторона не озвучила, список ее партнеров невелик и определить их не сложно. Кроме итальянской Eni это испанские Cepsa и Endesa, Galp в Португалии и Engie во Франции.

Иными словами, Алжир откровенно ломает долговременную мировую практику, согласно которой стоимость трубопроводного газа привязывалась к стоимости нефти марки Brent. Подобные немыслимые ранее изменения, на которые де-факто согласился Запад, вызваны боевыми действиями на Украине и его стремления максимально освободиться от соответствующей «российской зависимости».

Так, 3 же июля Туфик Хаккар подчеркнул высокий спрос на алжирский газ со стороны новых партнеров, в частности, сославшись на запросы стран Восточной Европы, которые «в настоящее время изучаются». Речь в том числе идет о соответствующих попытках Польши.

Правда, кроме установления более высокой стоимости на свое голубое сырье Алжир дополнительно огорчил потенциальных клиентов тем, что особо подчеркнул (заявление Туфика Хаккара 29 июня) невозможность перепродаж продаваемого им газа третьим странам, что так любили делать в свое время былые партнеры России по газу вроде Украины и Германии. Это, по данным АНДР, четко прописывается в контрактах и в случае их нарушения по отношению к виновникам предусмотрены суровые санкции.

Свою роль в алжирском «газовом наступлении на Европейском фронте» играют и заявления (которые, впрочем, полноценно независимые источники не подтвердили) относительно обнаружения в июне 2022 г. на территории АНДР крупного месторождения газа и конденсата «в периметре Хасси-Р’Меля», суммарно достигающее, по данным руководства Sonatrach, 300 – 400 млрд кубометров. Причем близость его расположения к уже существующей инфраструктуре переработки и транспортировки позволяет запустить там добычу уже в ноябре текущего года. В результате ежегодно АНДР сможет согласно своим заявлениям дополнительно поставлять на европейский рынок более 3.6 млрд куб. м голубого топлива.

Впрочем, согласие на подобную схему работы с Алжиром, когда стоимость трубопроводного газа привязывается к спотовым, может стать соответствующим сигналом и для других поставщиков голубого топлива по газопроводам, включая Азербайджан, Туркмению, Ливию, Египет и… Россию.

Что же касается нынешних действий лидеров АНДР, то в отношении России они носят двоякий характер. С одной стороны, создается впечатление готовности его вытеснить ее из европейского газового рынка. Однако сейчас его стремление – максимально приблизить стоимость трубопроводного газа к спотовым продажам СПГ минимизирует данную угрозу.

Напротив, при сохранении Россией старых расценок на свой трубопроводный газ подобные алжирские действия лишь продемонстрируют ее значимость как выгодного партнера для Европы.

В условиях все больше погружающейся в кризис экономики стран Евросоюза сохранение поставок дешевого российского голубого топлива становится одним из немногих вариантов ее спасения. Что, в свою очередь, оставляет серьезный задел для последующего восстановления торгово-экономических связей между Москвой и Брюсселем.