- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О саммите НАТО в Мадриде и позиции Турции. Часть 8

28 июня с. г. в первый день Саммита НАТО в Мадриде состоялось важное событие – президент Турции Р.Т.Эрдоган, в присутствии генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга, подписал с главами Финляндии и Швеции Меморандум, который предусматривает ряд взаимных обязательств. Обязательством Турции является отзыв своего вето на заявках Финляндии и Швеции в НАТО. Что касается обязательств Финляндии и Швеции, то они, одновременно, куда как более обширны и менее конкретны как по своему составу, так и по срокам практической реализации.

Продолжаем анализировать реакцию на Мадридский саммит в Турции. Часть 7 нашей статьи доступна на сайте ИБВ по ссылке http://www.iimes.ru/?p=87814#more-87814.

Напомним, что мы остановились на разборе материалов турецкой прессы, касающихся итогов Саммита НАТО. Следующий материал, на котором хотелось бы остановиться на материале Нагехан Алчи в газете Daily Sabah под заголовком «Саммит НАТО: получила ли Турция то, что она хотела?».

Цитируем:

«Саммит НАТО в Мадриде был посвящен исключительно возражениям Турции против членства Швеции и Финляндии, и после многочасовой встречи между тремя странами, организованной генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, Анкара подписала трехсторонний Меморандум и сняла свое вето в отношении двух скандинавских стран. подать заявку на вступление в альянс.

Является ли это дипломатическим успехом Турции? Получила ли она то, что хотела, или отступила от своих требований?

Прежде всего, давайте начнем с того, что соглашение между тремя странами и снятие вето положили конец продолжавшемуся неделями спору. В результате, безусловно, победа НАТО. Альянс безопасности стал намного сильнее и сплоченнее. Всего пару лет назад его существование было предметом споров. Теперь, когда Россия вторглась в Украину, НАТО стало гораздо более сплоченным.

Соглашение, подписанное между Турцией, Швецией и Финляндией, было подписано после четырехчасовых переговоров в Мадриде. Сделка предполагает активизацию работы Швеции по запросам Турции об экстрадиции подозреваемых боевиков и внесение поправок в шведские и финские законы, касающиеся их отношений с террористами.

Я думаю, что самым важным итогом сделки является отмена эмбарго на поставки оружия, введенного Швецией и Финляндией в отношении Турции.

В Соглашении, Швеция и Финляндия также пообещали сотрудничать против РПК, ее сирийского ответвления СНС и имен, связанных с террористической группой гюленистов («FETÖ»). Таким образом, хотя СНС прямо не обозначена как террористическая группа, она упоминается в том же тексте, что и РПК, и связана с террористической деятельностью, а «FETÖ» впервые связана с террором в международном соглашении такого рода.

По этим причинам, Турция называет это Соглашение триумфом, и я согласна, потому что, во-первых, были сняты эмбарго на поставки оружия и ограничения в отношении турецкой оборонной промышленности, а во-вторых, связанные с РПК террористы, участвовавшие в террористической деятельности, будут переданы Турции. Кроме того, хотя в тексте есть неясности, СНС и FETÖ фигурируют в Соглашении, поэтому есть рамки для утверждения претензий Анкары.

Столтенберг сказал, что лидеры НАТО направят официальное приглашение Финляндии и Швеции присоединиться к Альянсу. Однако этот процесс, вероятно, займет месяцы, поскольку обеим странам необходимо одобрение всех стран-членов НАТО.

Итак, процесс продолжается. Тем временем, Турция будет следить за тем, выполняются ли обещания. Президент Реджеп Тайип Эрдоган особо подчеркнул их обещание (Швеции – прим.) экстрадировать 73 террориста. Он также добавил, что соглашение является «дипломатической победой» Турции.

Президент Финляндии Саули Ниинистё заявил, что Эрдоган имеет в виду дела, которые уже были рассмотрены официальными лицами и судами. Премьер-министр Швеции Магдалена Андерссон также заявила, что они хотели бы более тесно сотрудничать с Турцией в борьбе с РПК.

Так что, в итоге, Турция, похоже, получила почти все, что хотела: четкую позицию в отношении РПК, обещания сотрудничать против СНС и FETÖ, а также отмену эмбарго на поставки оружия и оборонную промышленность. Я думаю, что это была беспроигрышная ситуация. Турция выиграла, поделившись своими опасениями со Швецией и Финляндией, НАТО выиграл, став более сплоченным и расширяясь. Я считаю, что Россию можно назвать проигравшей, поскольку она своим вторжением в Украину подтолкнула фронт НАТО к превращению в моноблок».

Итак, приведенный выше материал является классическим для Турции подходом к итогам Мадридского Саммита НАТО в части, касающейся снятия турецкой стороной своего вето на заявках Швеции и Финляндии в НАТО. Если кратко, то, невзирая ни на какие оговорки и шероховатости документа Турция своих целей достигла. По крайней мере, у неё на руках есть документ, исполнения которого она в состоянии требовать. Есть с чем работать на перспективу и с Финляндией и Швецией.

Более того, похоже, Турции удалось «сбить» НАТО на интересующую себя повестку дня борьбы с терроризмом. Причем, в тех аспектах, которые интересуют саму страну.

Так, 5 июля с.г., генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг провел совместную пресс-конференцию с министрами иностранных дел Швеции и Финляндии. Столтенберг объявил о начале процесса согласования участия двух стран в Альянсе. Йенс Столтенберг также заявил, что «необходимо вместе бороться с террористической угрозой».

Как сообщила турецкая пресса, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг провел совместную пресс-конференцию с министрами иностранных дел Швеции Анне Линде и министрами иностранных дел Финляндии Пеккой Хаависто после церемонии подписания Протоколов о присоединении двух стран к Североатлантическому союзу.

Йенс Столтенберг, объявив об официальном начале процесса утверждения членства двух рассматриваемых стран в НАТО, сказал: «Это хороший день для Финляндии и Швеции, а также хороший день для НАТО». Генсек НАТО заявил, что с сегодняшнего дня (то есть, с момента подписания документов – прим.) обе страны будут участвовать в работе НАТО в статусе «приглашенных».

Министр иностранных дел Швеции Анн Линде, отвечая на вопросы в ходе пресс-конференции, сказала: «Я надеюсь, что процесс ратификации будет быстрым. Мы будем полностью соблюдать трехсторонний меморандум», и добавила: «Мы очень серьезно отнеслись к опасениям Турции».

Министр Финляндии Пекка Хаависто также подчеркнул, что надеется, что процесс ратификации будет быстрым, и сказал: «Мы коснулись в Меморандуме каждого вопроса, связанного с обеспокоенностью Турции».

Как пишет известное турецкое издание «Milliyet», после того, как Турция дала «зеленый свет» членству Швеции и Финляндии в НАТО на встрече глав государств и правительств НАТО, состоявшейся в Мадриде, столице Испании, 29-30 июня, указанные страны были приглашены в НАТО, и переговоры двух стран о вступлении в НАТО были завершены.

5 июля с.г. в штаб-квартире НАТО были подписаны протоколы о присоединении Швеции и Финляндии с участием представителей 30 стран-членов НАТО. После подписания протокола генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сообщил, что начался процесс согласования вступления Финляндии и Швеции в НАТО.

Заявив, что борьба с терроризмом стоит на первом месте в повестке дня НАТО, Столтенберг сказал: «Трехсторонний меморандум обеспечивает хорошую платформу для ускорения сотрудничества в борьбе с терроризмом».

Касаясь депортации и экстрадиции, генсек НАТО Йенс Столтенберг отметил, что приветствует включение этого вопроса в Меморандум и что «для всего НАТО было бы выгодно, если три страны будут сотрудничать по этому вопросу».

«Лучший способ завоевать умы и сердца — это вместе противостоять всем угрозам безопасности, с которыми мы сталкиваемся, как более агрессивной России, так и террористической угрозе», — сказал Йенс Столтенберг.

В заявлении, сделанном 4 июля с.г. НАТО, говорится, что Финляндия и Швеция завершили свои переговоры о членстве, и говорится: «Как договорились лидеры НАТО на саммите в Мадриде на прошлой неделе, Финляндия и Швеция завершили переговоры о членстве в штаб-квартире НАТО в Брюсселе в понедельник, 4 июля 2022 г. Обе страны официально подтвердили свою готовность и способность выполнять политические, юридические и военные обязательства и обязательства членства в НАТО».

Итак, как мы можем видеть из приведенных выше заявлений, Турция не только сделала важный шаг в юридической плоскости, добившись подписания обязывающего документа. Турция ещё одержала важную психологическую победу над НАТО, буквально вложив в уста генерального секретаря НАТО свою риторику: отметим, как упомянуто выше, Йенс Столтенберг говорит о двух главных угрозах миру: об угрозе России и об угрозе терроризма. Таким образом, получилось, что на место Китая, как угрозы №2 встал терроризм. И произошло это именно с подачи турецкой дипломатии.

Дошло дело даже до курьезов. Турецкие СМИ, с претензией на сенсацию, сослались на то, что Йенс Столтенберг на упомянутой пресс-конференции использовал выражение «терроризм FETO». В дальнейшем эта новость была дезавуирована и вычищена из интернета. Однако, фотографии этих новостей остались. Вот к примеру, информационное агентство «Анадолу»:

[1]

Переводим заголовок с публикации (впоследствии стертой) агентства «Анадолу»:

«Генеральный секретарь НАТО Столтенберг: необходимо вместе бороться с терроризмом ФЕТО».

И текст под ним: «Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, подчеркнув, что необходимо бороться со всеми встречающимися угрозами безопасности, сказал: «Как с более агрессивной Россией, так и, непременно, с терроризмом ФЕТО».

Если бы генеральный секретарь НАТО заявил нечто подобное, то, действительно, это была бы, в полном смысле этого слова, сенсационная турецкая победа. Турция годами бьется над признанием на Западе секты ФЕТО как террористической организации, однако, вплоть до настоящего времени, ей этого сделать не удалось. В этом смысле, даже Меморандум со Швецией и Финляндией подобного не говорит, называя ФЕТО лишь «угрозой национальной безопасности Турции», наличие которой признается. Однако, документ не говорит ни о том, что «ФЕТО» — это террористическая организация, ни о том, что эта организация несет глобальную угрозу. Как можно понять, не случилось сенсации и в этот раз.

Однако, был ещё второй вопрос, который для Саммита НАТО был ничуть не менее важным – речь идет о принятии в Мадриде очередной редакции Стратегии Альянса.

На эту тему высказался главный мозговой центр Турции – Фонд политических, экономических и социальных исследований страны SETAV. 4 июля Фондом был опубликован материл под заголовком: «Новая стратегическая концепция НАТО: самая главная угроза — Россия». Автором материала стал исследователь Фонда Бильгехан Озтюрк. Он был подготовлен на базе интервью указанного исследователя новостному турецкому каналу TRT Haber.

Заметим перед тем как цитировать одну принципиальную вещь: Турция, со времен окончания Холодной войны, ищет для себя новую роль в западном блоке. И вплоть, пожалуй, до «Крымской весны» 2014 года страна испытывала с этим очевидные затруднения. Российская спецоперация на Украине, стартовавшая 24 февраля 2022 года, делает эти турецкие поиски более реальными с точки зрения возможности вернуться в НАТО в качестве стратегического союзника, но, подчеркнем, имеющего принципиально другой вес.

Цитируем:

«НАТО обновила свою стратегическую концепцию. Согласно новой концепции, Россия является «самой главной и прямой угрозой». В Стратегической концепции 2022 года впервые принял участие Китай. Что это значит? Исследователь SETA Бильгехан Озтюрк оценил новую концепцию.

Стратегические концепции НАТО неоднократно обновлялись за семидесятилетнюю историю альянса. Это обновление, которое определяется угрозами и новыми условиями безопасности, дает Альянсу гибкость и возможность самообновления.

Принятая на саммите НАТО в Мадриде, Стратегическая концепция 2022 года охватывает приоритеты и цели Альянса.

В то время как Китай был впервые рассмотрен в Стратегической концепции 2022 года, Россия была включена как «наиболее важная и прямая угроза миру и стабильности».

Подчеркнув, что Концепция была принята в худший период, который Европа видела со времен Второй Мировой войны, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал: «Россия разрушила мир в Европе. Как НАТО, мы усилим наше присутствие на восточном фланге и преобразуем наши войска в заранее определенные подразделения и новые возможности. Это первый раз, когда НАТО приняла такой план со времен Холодной войны. Это важная веха в области безопасности. Она сильно отличается от стратегической концепции, принятой в Лиссабоне в 2010 году».

Зачем это было нужно в новой стратегической Концепции и почему сейчас?

Исследователь внешней политики SETA Бильгехан Озтюрк ответил «TRT Haber».

«Примерно каждые десять лет эти концепции обновляются и актуализируются. Это отрезок, который требует от Альянса или любого другого участника переоценки угроз безопасности и стратегической среды. Он также совпал с крупнейшей обычной войной со времен Второй мировой войны (нападение России на Украину и оккупация Россией Украины). Поэтому, даже если бы эти 10 лет не были заполнены (прочими событиями – прим.), стратегическая Концепция была бы опубликована. Так что российское вторжение в Украину, безусловно, является самым большим стимулом для принятия новой стратегической Концепции.

Участие такой страны, как Швейцария, которая уже много лет славится своим нейтралитетом, в санкциях против России… Тот факт, что такие страны, как Финляндия и Швеция, сохранявшие нейтралитет даже во время холодной войны, захотели вступить в альянс НАТО, свидетельствует о радикальном изменении восприятия европейской безопасности или угроз со стороны НАТО. Таким образом, сложилась ситуация, в которой нарушилось заучивание России «конвенциональной войны больше нет, границы не меняются в результате войны». Откуда мы знаем, что Россия не войдет в Финляндию, как в Украину? Кто это гарантирует? Это вызвало большое геополитическое беспокойство. Можно сказать, что самой большой или единственной причиной появления стратегической концепции сегодня является вторжение России в Украину».

Самый важный момент, отличающий 2022 год от предыдущей концепции: Российская Федерация.

Стратегии безопасности на сегодняшний день претерпели различные преобразования, и понимание НАТО безопасности и стратегии безопасности, которые она разработала соответствующим образом, также ведут к преобразованиям. Итак, чем Стратегическая концепция НАТО 2022 года отличается от предыдущих?

«Как бы ни были важны различия, именно в стратегических концепциях важна преемственность. Аналогичные акценты были сделаны на терроризме, климате и энергетике в рамках стратегической концепции 2010 года. Самое главное, что отличает 2022 год от предыдущей концепции, это то, что она ставит Российскую Федерацию на позицию актора, которого Альянс воспринимает как наибольшую и самую высокую угрозу. Это была идентификация угрозы безопасности, сделанная только путем упоминания Советского Союза в эпоху Холодной войны. Ничего подобного не наблюдалось на этом уровне в стратегических концепциях эпохи после «Холодной войны». Здесь Российская Федерация ставится на первое место над такими привычными темами, как гибридные угрозы, терроризм, изменение климата. Это важное отличие»».