- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иранская тема и политический кризис в Израиле

Ровно неделю назад, в первый же день своей деятельности на посту премьер-министра Израиля Яир Лапид озвучил свое понимание роли иранского исламского режима, заявив, что он представляет главную опасность для существования Израиля. Как известно, Я.Лапид занимал в правительстве под руководством Н.Беннета пост главы внешнеполитического ведомства. На ротационной основе он занял на срок примерно 4 месяцев пост главы кабинета министров. Как считают наблюдатели, важнейшим событием внешнеполитической повестки Я.Лапида на столь важном посту явится визит в еврейское государство президента США Джо Байдена, совпадающий с чувствительным и опасным моментом, в котором находится ядерная проблема Ирана. Визит Байдена должен помочь найти решение по исходу венских переговоров, которые, как считают многие политики в Вашингтоне и Иерусалиме, уже потерпели  полный провал. Однако ряд политиков видят и возможность дипломатического решения. Как заявил сам глава Белого дома в конце истекшей недели в интервью The Washington Post, его страна усилит дипломатическое и экономическое давление дабы заставить Иран вернуться в СВПД, подписанный в 2015 г. Подобное, добавил президент, сделает и его страна.  Аналитики утверждают, что во время этой поездки будут высказаны мнения о темпах продвижении ИРИ по пути в клуб ядерных государств, региональных угрозах со стороны Исламской Республики,  наметившемся сближении Израиля с арабскими странами. В экспертных кругах предполагают, что две стороны обсудят и масштабное военное соглашение, которое потенциально может быть подписано между Израилем и Саудовской Аравией, а также нормализацию отношений между этими странами.

Одновременно с решением внешнеполитических задач, в связи с предстоящими осенью досрочными парламентскими выборами в стране, Я.Лапид должен сделать все возможное, чтобы показать свою политическую силу и эффективность, ибо он вступил в конкуренцию и должен выиграть поединок с таким тяжеловесом израильской политики как Биньямин Нетаньяху, чтобы продолжить далее занимать пост премьер-министра Израиля. Сегодня трудно гарантировать подобный исход выборов, ибо соперник Я.Лапида рассматривается до сих пор многими в Израиле как фигура, намного превосходящая любого, кто хочет с ней состязаться. Предстоящие досрочные выборы будут пятыми за последние три года, и для Б.Нетаньияху это будет очередное накопление опыта жесткой и бескомпромиссной борьбы.

Как писали в эти дни израильские и международные СМИ, в связи с чрезвычайной опасностью реализации иранской ядерной и ракетной программ для судьбы ближневосточного региона, встает вопрос о том, заслонит ли внутренняя политика страны, связанная с парламентским кризисом – объявление досрочных выборов и роспуск правительства Н.Беннета – судьбоносную важность всего, что происходит на иранском направлении. Ответ, который транслируют большинство изданий, телепрограмм,  радио, социальных сетей состоит в том, что макрополитика Израиля, особенно в области безопасности и внешней политики, остается стабильной и в условиях институциональной турбулентности. В Израиле сложилась стабильная политическая система, и несмотря на ее крайнюю многополюсность и разнообразие выражаемых точек зрения, она стоит на страже национальных приоритетов, а иранская проблема как раз и является одним из них. Иранское досье находится перманентно в зоне повышенного внимания всех лидеров страны, в том числе и военных – министра обороны Бени Ганца и начальника Генштаба ЦАХАЛа Яира Кохави. Заявления решительно противостоять опасности нуклеизации тегеранского режима исходят как от всех министров, как и от парламентариев. Поэтому не имеет практического значения, что за фигура стоит во главе правительства, ибо устойчивость системы власти не позволяет резко менять приоритеты, а иранская ядерная программа, или, говоря другим языком, конфронтация с иранским режимом, открыто проповедующим необходимость ликвидации еврейского государства,  — это фактор, в отношение которого имеется всенародный консенсус, и никаких резких изменений в этом вопросе быть не может. Это – вопрос выживаемости государства, и двух мнений здесь просто нет. Сложившаяся в Израиле, как и в любой другой стране, где действует истинная демократия, система принятия решений гарантирует невозможность концентрации власти в руках одного человека, что в определенной степени гарантирует реализацию коллективного мнения, опирающегося на волю избирателей, то есть народа. В стране реализуется определенная внешнеполитическая доктрина, и принимаемые решения должны ей соответствовать, что не позволит той или иной политической силе изменить установленные приоритеты. Так, отношение правительства Б.Беннета к иранской проблеме чуть  отличалось от политики реализуемой Б.Нетаньяху, будучи более решительным. Именно Беннет ввел новацию относительно реакции на деятельность иранского союзника ливанской «Хизбаллы», решив взвалить именно на Тегеран ответственность за провокации этой террористической организации на израильском направлении. Заметно было и то, что правительство Н.Беннета за год нахождения у власти более решительно занималось ослаблением иранской ядерной программы на внутренней арене, реализовав ряд актов по нанесению ущерба ее инфраструктуре, проводя ликвидацию ключевых фигур ракетной и атомной программ и др. Именно на последний год приходится рост слухов о всесильности «Моссада» в Иране, его беспрецедентном влиянии  на систему безопасности в этой  стране, что повлекло за собой ряд кадровых перестановок в силовых структурах ИРИ.

За год пребывания у власти правительства во главе с Н.Беннетом оно неоднократно выражало крайнюю обеспокоенность тем, что иранский режим находится совсем близко от того, чтобы получить атомную бомбу. Ввиду частоты подобных заявлений возникает ощущение, что подобные заявления являются ни чем иным как ложной и озвучиваемой только в сугубо политических целях, далекой от истинной ситуации тревогой. Не нагнетает ли Израиль истерию, тем более, что сроки накопления ИРИ необходимого ядерного заряда всегда корректируются? Вместе с тем, израильские СМИ единодушны в том, что иранский режим с каждым днем действительно ​​приближается к созданию ядерного оружия, и сроки непреодолимо сокращаются. Но, убеждены израильские аналитики, на иранском Олимпе еще не принято политическое решение, а после принятия его, как полагают, должно пройти еще не менее года, пока неконвенциональное оружие может быть введено в действие.

В течение последних недель в Израиле возобладали две точки зрения на проблему иранской  ядерной программы. Первая говорит о том, что подписание СВПД минимизирует риски неподписания. Ее высказывают в основном деятели армии и структур безопасности. Подписание СВПД со стороны США и остальных посредников приведет к тому, что в Иран хлынут деньги и будут сняты санкции. Это даст жизненную энергию исламскому режиму, позволит ему решить насущные экономические проблемы и снизить социальное давление на власть. Одновременно Иран получит возможность увеличить свою помощь «Хизбалле», ХАМАСу, Исламскому джихаду» и другим сателлитам, усиливая их руками противостояние с Израилем.

Оппоненты, это в основном гражданские политики, убеждены в том, что подписание СВПД в любом его виде несет смертельные угрозы, при том, что на короткий срок уменьшает остроту конфронтации. В долгосрочной перспективе СВПД несет громадные риски. Вот почему с ним нужно серьезно бороться. Возможно, США, сами не решаясь на военную операцию в регионе, помогут Израилю ее реализовать, оказав ему необходимую помощь в военном плане. Однако ответственность на свои плечи они брать не будут, как бы говоря: вы делаете, вы и отвечаете. Это, вероятно, и есть одна из опций, которая будет обсуждаться во время приезда Дж.Байдена на Ближний Восток. Сами США покидают регион, и не хотят быть замешанными еще в одной военной операции.