- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об обострении противоречий между бедуинскими племенами и королем Иордании Абдаллой II

Как сообщают местные источники, на вечерней встрече в Аммане 8 июля племенные лидеры и семьи политических заключенных публично осудили короля Иордании Абдаллу II за ряд неудач. Отметим, что это первый серьезный публичный случай открытой критики королевского двора после прошлогодней истории с попыткой «государственного переворота», в результате которого наследный принц Хамза был лишен своего титула и помещен под домашний арест, а двое важных чиновников в администрации короля Абдаллы II были осуждены. Особо отметим, что тогда главным поводом для паники в королевском дворце были как раз переговоры Хамзы с шейхами бедуинских племен. Нынешняя встреча в  доме адвоката Мусы Абдаллата в Аммане была организована  шейхом иорданского племени Бани Валид и главой Национального комитета защиты политических заключенных Халафом Хадидом.

Присутствовали семьи иорданских политических заключенных движения «Хирак», оппозиционной группы, основанной после «арабской весны» для пропаганды демократических реформ, — всего более 20 человек.  Как и присутствующие семьи, Хадид не просто призывал к освобождению заключенных, он нацелился на состояние иорданского общества и руководство короля Абдаллы II. Выступая, он обвинил короля в аресте заключенных и подверг его критике за то, что он привел  королевство в состояние экономического кризиса, а также лишил подданных Иордании их свобод. Шейх осудил то, что он назвал чрезмерными тратами королевской семьи на праздники и предметы роскоши, в то время как обычные иорданцы живут в бедности.  «Есть средства, выделенные для королевской семьи. Сколько они тратят ежедневно? Это один миллион в день на каждого члена семьи, потраченного на поездки? Мы имеем право знать. Нам нужно знать, на что тратятся деньги. Это наше конституционное право знать правду о том, что было опубликовано в документах Пандоры», – задался он риторическим вопросом. В прошлом году массовая утечка более 11,9 млн конфиденциальных файлов показала, что в период с 2003 по 2017 год иорданский король создал международную империю элитной недвижимости, которая включает в себя 14 домов по всей территории США и Великобритании, от Калифорнии до центра Лондона. На эти разоблачения власти ответили отключением средств массовой информации.   Шейх в общем-то в выражениях не стеснялся: «Мы живем в нищете и голоде, преступность растет, и мы не получаем нашего права на труд. Есть много сыновей чиновников, которые получают работу и получают тысячи иорданских динаров в месяц без какой-либо ответственности. Что они делают, так это следят за политическими оппонентами, усложняют им жизнь, оказывают давление на их работу и препятствуют праву на собрания, которое гарантировано конституцией. Где справедливость в эпоху возрождения короля Абдаллы II?».

Это плохой симптом. Исторически иорданские бедуинские племена были одной из главных опор королевского режима, но экономические условия в сочетании с заменой некоторых их лидеров «либеральными» деятелями побудили ряд племен объединиться в оппозицию королевству.

На встрече присутствовали лидеры ряда крупных племен, в том числе Хвейтат, Маджали, Абади и Бани Хассан. В феврале были арестованы 10 членов Бани Хасан, что вызвало ярость и редкое общественное возмущение, направленное против короля. Все племенные лидеры  призвали короля Абдаллу II начать «настоящие политические и экономические реформы и бороться с коррупцией». Они также потребовали возврата государственных средств, потерянных после серии приватизаций, в проведении которых Всемирный банк начал помогать Иордании в 1995 году. Политические, социальные и экономические изменения начали формироваться в Иордании после инаугурации короля Абдаллы II в 1999 году. Позиционируя себя как  либерала, он ясно дал понять, что намерен создать гражданское государство вместо племенного общества. В результате бедуины стали  лишаться работы в государственном секторе после серии приватизаций — в результате этого увеличилась  безработица и бедность, а такие услуги, как образование, здравоохранение и транспорт, сократились. Таким образом, король нарушил социальный договор королевского дворца с бедуинскими племенами.

На вечерней встрече в Аммане племенные лидеры заявили, что обещанная правительством борьба с коррупцией так и не осуществилась. Муса Абдаллат, адвокат и ведущий встречи, потребовал свободы для политических заключенных, отмены использования Суда национальной безопасности и прекращения применения пыток к задержанным. Хадид поддержал Абдаллата, призвав иорданских чиновников выплатить компенсацию жертвам пыток в иорданских тюрьмах: «Свободы сократились в период правления короля Абдаллы II. Есть случаи пыток, которые имели место в центрах допросов и тюрьмах. Те, кто совершает эти случаи пыток, не привлекаются к ответственности «.

Абдаллат призвал власти выпустить специальное помилование, которое охватило бы всех политических заключенных «Активистов не следует передавать суду государственной безопасности на основании туманных обвинений, таких как поддержка терроризма или создание проблем в отношениях с дружественными странами и других подобных обвинений. Вместо этого иорданские власти должны сделать все, что в их силах, чтобы освободить иорданских и палестинских заключенных в саудовских тюрьмах. Иордания превратилась в авторитарную страну, использующую насилие в нарушение международных стандартов управления», — заявил Абдаллат, добавив, что «тысячи людей осуждаются в неконтролируемых судах государственной безопасности, к которым СМИ не имеют доступа».

Семьи задержанных обвинили иорданскую службу безопасности в применении «избиений и пыток» против своих близких. Члены семей заключенных из племен Хвейтат и Бани Хассан подробно рассказали об аресте своих политически активных сыновей: «Это были не аресты, а похищения. На их дома напали люди в масках — мы не знали, кто они».

Власти отреагировали оперативно, правда, не совсем так, как хотели лидеры племен. Чиновник, говоривший на условиях анонимности, заявил, что он сомневается в рассказах присутствующих о пытках в тюрьме или даже об их статусе политических заключенных. «Все те, кто находится в тюрьме, содержатся под стражей по юридическим обвинениям, таким как борьба с терроризмом или киберпреступность. То, что обсуждалось на встрече, является ложной информацией», — заявил он. После февральского задержания активистов из племени Бани Хассан источник сообщил официальному иорданскому информационному агентству, что аресты были основаны на судебных запросах, касающихся трансляции «неправдивых» новостей, которые разжигают религиозную ненависть. Вообще надо иметь в виду, что иорданское законодательство отличается большим количеством  «эластичных» законов, таких как обвинение в «попытке подорвать правительство» или «нанесении ущерба отношениям с другими дружественными правительствами». Эти обвинения основаны на антитеррористических законах, законах о судах государственной безопасности и уголовном кодексе, и в принципе позволяют осудить кого угодно при желании. Но главное во всем этом только то, что противоречия между бедуинскими племенами и королем продолжают нарастать, и эпизод с принцем Хамзой эту ситуацию кардинальным образом не изменил.