- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иранская ядерная программа в зеркале президентской гонки

Считанные часы остаются до начала президентских выборов в Иране и чем ближе дата выборов, тем сильнее звучат со страниц неофициальной прессы голоса критики в адрес нынешнего президента Махмуда Ахмадинежда.

Широкая политическая оппозиция обвиняет нынешнего президента в неумелом руководстве страной. Причем особый акцент делается на его популистской экономической политике, идущей вразрез с логикой. По самым последним данным Центрального банка Ирана, уровень инфляции в стране достиг рекордной отметки – 23,6% («Этемад», 10 июня 2009 г.). В одном из своих интервью бывший управляющий ЦБ страны Мазахери назвал экономическую политику девятого правительства глубоко ошибочной. Согласно его утверждениям, в случае продолжения прежнего экономического курса страну ждет полный экономический крах.

Взяв на себя роль борца за права угнетенных, подвергнув критике во время теледебатов всех трех кандидатов на пост президента (Мир Хосейн Мусави, Мехди Кярруби и Мохсен Резаи), нынешний президент с резкими нападками обрушился на «ненасытных угнетателей», среди которых бывший президент ИРИ, и весьма влиятельный клерикал Али Акбар Хашеми Рафсанджани занимает ведущее место. Поэтому не удивительно, что все три кандидата, да и А.Рафсанджани, объединились против М.Ахмадинежада. Более того А.Рафсанджани обратился к духовному лидеру аятолле Али Хаменеи с просьбой положить конец оскорбительным выступлениям М.Ахмадинежада в его адрес. Такое агрессивное поведение нынешнего президента вызывает резко отрицательную реакцию в лагере трех кандидатов. Хотя М.Кярруби, Генеральный секретарь партии «Национальное единство» и отрицает факт коалиции трех кандидатов в президенты против М.Ахмадинежада, однако, судя по откликам иранской прессы, такая коалиция фактически существует. Вопрос в том, приведет ли такая солидарность к созданию объединенного фронта, сказать трудно. Тем не менее, противники подняли брошенную М.Ахмадинежадом перчатку.

Объектами критики стали его непомерный социально-политический популизм, полнейший волюнтаризм в экономике и неуравновешенная внешняя политика, приведшая Иран к полной международной изоляции. Среди обвинений в его адрес выдвигают также то, что для достижения своей предвыборной цели нынешний президент неправомерно использует иранскую ядерную программу. В частности, в связи с заявлениями Махмуда Ахмадинежада относительно капитулянтской ядерной программы правительства реформаторов, Центр по стратегическим исследованиям при Совете по целесообразности принимаемых решений опубликовал специальную резолюцию.

Согласно этой резолюции, вопреки прежним предупреждениям ЦСИ относительно заявлений президента, находящихся в противоречии с действительностью, последние дни усилились односторонние и несправедливые нападки на ядерную дипломатию режима, причем для своих предвыборных целей широко используется заведомая ложь.

В резолюции ЦСИ особо подчеркивается, что достижения в ядерной сфере являются всенародным достоянием, причем задача исполнительной власти сводится лишь к созданию благоприятного внутринационального и международного климата для развития этих технологий с возможными минимальными материальными издержками для государственной казны. Авторы резолюции указывают на тот факт, что как начало разработки ядерной программы (1982 г.), так и обогащение урана в 2002 году никак не связана с периодом правления нынешнего президента. Таким образом, делает заключение ЦСИ, развитие иранской ядерной промышленности выходит за рамки деятельности одного правительства, и, следовательно, никто не может претендовать на эксклюзивные права. В условиях, когда правительства Мир Хосейна Мусави, Али Акбара Рафсанджани и Мохаммада Хатами сыграли основную роль в вопросе разработки и усовершенствования ядерной технологии, все старания девятого правительства сводятся к тому, чтобы приписать себе успехи в ее развитии. По мнению ЦСИ, использование ядерной тематики в период предвыборной кампании не может иметь другую цель, кроме как самовосхваление и выпячивание личных заслуг с надеждой на продолжение своего правления.

Между тем нынешнего президента обвиняют и в том, что в своей демагогии он зашел так далеко, что договорился до абсурда – он считает подписание Ираном документа ДНЯО (NPT), под которым стоят подписи 146 стран, ударом по научной мысли страны.

В ходе своей предвыборной кампании президент также подверг резкой критике добровольное присоединение Ирана к Дополнительному протоколу, открывшему, по его мнению, дорогу «врагам народа» к секретной военной информации. «Президенту должно быть доподлинно известно, — говорится в резолюции ЦСИ, — что именно в период его правления, вопреки его неоднократным предвыборным и пропагандистским заявлениям, доступ инспекторов МАГАТЭ к военным и гражданским объектам страны в некоторых случаях был даже шире, чем того требовал Дополнительный протокол». Как считают в ЦСИ, по причине неведения или по ошибке МАГАТЭ была дана возможность затронуть чувствительные вопросы, касающиеся военной области.

При этом утверждается, что доступ, который на протяжении последних 40 лет имел МАГАТЭ к иранской ядерной программе, не относился к прерогативе атомного агентства, и что оно не имело никакого права заниматься этими вопросами!

Во время своей предвыборной кампании М.Ахмадинежад утверждал, что в период деятельности предыдущей команды по ядерным переговорам были приняты 7 резолюций против Ирана. Причем он заявил, что значение резолюций Совета управляющих МАГАТЭ по своей значимости намного превышает резолюции Совета Безопасности ООН. Свое утверждение он аргументировал так: резолюции МАГАТЭ являются «правовыми», тогда как резолюции СБ – «политическими» и «малозначимыми». По убеждению авторов резолюции ЦСИ, если бы господин президент посоветовался со специалистом по международному праву и международным отношений, то узнал бы, что:

во-первых, МАГАТЭ является легитимным органом ООН. И что, согласно декларации ООН, во главе этой организации стоит СБ и его решения не только эффективны и более влиятельны, чем наблюдатели МАГАТЭ, но имеют при этом исполнительную силу.

Во-вторых, резолюция Совета управляющих МАГАТЭ не накладывает санкции на страны, не блокирует их банки и имущество, не расстраивает внешнюю торговлю, не накладывает запрет на въезд в страну официальных лиц, не запрещает учебу иранских студентов в чувствительных областях науки в зарубежных университетах, не ставит под вопрос программу ракетостроения, не объявляет эмбарго на поставку оружия в страну, не устраивает проверки кораблей при их отплытии или прибытии в порт назначения. Но зато, все это подразумевается пятью резолюциями Совет Безопасности в полном соответствии с седьмой главой декларации ООН, которые были навязаны Ирану именно в период правления господина М.Ахмадинежада. Ему напомнили и о том, что в то время как прежней команде ядерных переговорщиков удалось сохранить ядерное досье Ирана в стенах МАГАТЭ, то со дня прихода М.Ахмадинежада к власти, МАГАТЭ вновь поставило вопрос о передаче иранского ядерного досье в Совет Безопасности. Случилось так, что в 2004 году Совет Управляющих сохранил ядерное досье на низком профиле, тогда как в следующем, 2005 году иранское ядерное досье, из-за возобновления процесса обогащения урана, было передано в СБ.

В ЦСИ считают, что та резолюция Совета управляющих МАГАТЭ была самой несправедливой резолюцией, принятой этой организацией, «поскольку иранская ядерная деятельность была названа «угрозой для мира и международной безопасности» и передана в Совет Безопасности. Видно, что авторы резолюции видят во всем этом вину М.Ахмадинежада. И все это произошло несмотря на заверения последнего о том, что ядерное досье не покинет стен МАГАТЭ и что не будет никаких резолюций СБ. Напротив, ядерное досье не только было передано в СБ, но и были приняты 5 резолюций по иранскому ядерному вопросу.

 

В связи с давно возникшим искушением со стороны девятого правительства использовать ядерную тематику для своих политических целей ЦСИ неоднократно неодобрительно отзывался о подобных попытках.

В ЦСИ высказывают опасения, что в случае использования политическими силами искаженных фактов и оскорблений может навредить только имиджу страны. Исходя из всего вышеизложенного, ЦСИ рекомендует М.Ахмадинежаду сильно призадуматься над этим вопросом и прекратить нападки на ядерную политику предыдущего правительства. Для этого ему следует незамедлительно исправить свои заявления, противоречащие истине и предостеречь своих последователей, особенно лояльные правительству средства массовой информации, от распространения неправдивой информации.

Судя по одному пассажу данной резолюции, для очернения деятельности прежней переговорной группы по ядерному вопросу, а также политики прежней власти, М.Ахмадинежад не признает никакой меры и границ. Политическая борьба зашла так далеко, что для разрядки создавшейся политической напряженности ЦСИ требует от девятого правительства опубликовать в полном объеме тексты переговоров с иностранными державами по ядерному вопросу (Рухани, Лариджани и Джалили). В ЦСИ полагают, что поскольку нет никаких серьезных доводов против публикации этих документов, то следует ознакомить народ с содержанием этих документов. В ЦСИ надеются, что тогда и может сформироваться четкое представление о характере деятельности, а также об итогах этих переговорных групп. Тем самым могут положить конец политическим манипуляциям, достигающих точки кипения во время президентских выборов в Иране.

Иранская ядерная программа это лишь вершина айсберга, а что кроется в глубине политического противостояния мы узнаем 12 июня 2009 года.