- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об основных целях визита президента США Дж.Байдена в Саудовскую Аравию

Как полагают американские аналитики, нынешний визит президента США Джо Байдена в Саудовскую Аравию усилит важность двусторонних отношений для целей Вашингтона в области энергетики и региональной безопасности. Но этот визит также продемонстрирует пределы влияния США на Ближнем Востоке, поскольку региональные правительства защищают свои экономические интересы и диверсифицируют свои альянсы. Президент Байден отправится в Саудовскую Аравию 15-16 июля, где он примет участие в саммите Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в Джидде после перелета прямо из Израиля — символический маршрут, ставший возможным благодаря потеплению саудовско-израильских отношений. Байден также посетит палестинские территории (при этом практически все эксперты солидарны во мнении, что палестинское досье не будет в приоритетах этого визита)  и проведет встречи с другими лидерами арабских государств Персидского залива на полях саммита ССАГПЗ. Но остановка президента США в Саудовской Аравии, где он встретится с королем Саудовской Аравии Сальманом и наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом, вероятно, является ключевым пунктом его ближневосточного турне, поскольку Белый дом пытается заручиться поддержкой Эр-Рияда для противодействия угрозам со стороны Ирана и стабилизации мировых цен на нефть. Визит Байдена в Саудовскую Аравию получил широкую оценку внешнеполитического ведомства США. Согласно этой точке зрения, правильная политика основывается на реальной политике и прагматизме, а не на альтруизме и правах человека. Сближение с «Талантливым мистером костяной пилой» (Мухаммед бен Сальман), хотя и оскорбительное для американских ценностей, может быть оправдано вынужденным сосредоточением внимания на интересах национальной безопасности США, коренящихся в глобальном энергетическом кризисе, растущей инфляции и сохраняющейся угрозе со стороны Ирана. Главная проблема такого подхода заключается в том, что он представляет собой все ту же провальную политику, основанную на краткосрочных расчетах и ошибочных предположениях. Что необходимо, так это долгосрочное видение политики США на Ближнем Востоке и общая стратегия для ее руководства, которой пока нет.  Предстоящая поездка Байдена в Саудовскую Аравию вызвала некоторое противодействие со стороны законодателей в Конгрессе, где антисаудовские настроения остаются сильными из-за плохой ситуации с правами человека в королевстве и роли в разрушительной гражданской войне в Йемене. В статье от 9 июля, опубликованной The Washington Post, Байден защищал цели своей поездки, написав, что его целью было «переориентировать, но не разорвать отношения со страной, которая была стратегическим партнером [Соединенных Штатов] в течение 80 лет». В качестве доказательства этого партнерства Байден привел роль Эр-Рияда в оказании помощи Вашингтону в «восстановлении единства между шестью странами Совета сотрудничества стран Персидского залива», содействии нынешнему прекращению огня в Йемене и «стабилизации нефтяных рынков с другими производителями ОПЕК». В официальном заявлении Белого дома говорится, что Байден «обсудит ряд двусторонних, региональных и глобальных вопросов» во время своего визита в Саудовскую Аравию, включая перемирие в Йемене при посредничестве ООН и «расширение регионального экономического сотрудничества и сотрудничества в области безопасности», а также «сдерживание угроз со стороны Ирана, продвижение прав человека и обеспечение глобальной энергетической и продовольственной безопасности».

В то время как Байден будет подталкивать Саудовскую Аравию к увеличению добычи сырой нефти, чтобы снизить цены, существуют ограничения на то, насколько Эр-Рияд может увеличить свою добычу. Растущие цены на энергоносители поставили администрацию Байдена в затруднительное положение в преддверии промежуточных выборов в США в ноябре, которые Белый дом надеется смягчить, лоббируя Саудовскую Аравию увеличить добычу нефти. Являясь третьим по величине экспортером нефти в мире после Соединенных Штатов и России, Саудовская Аравия находится в настоящее время в сильном положении, чтобы компенсировать потери российской добычи нефти из-за украинского кризиса и связанных с ним санкций. Однако Эр-Рияд вряд ли согласится на значительное увеличение добычи сверх того, что он уже планирует в соответствии со своими партнерами по ОПЕК+ (Россия является главной среди них), а также собственными экономическими целями королевства. В дополнение к этим стратегическим ограничениям существуют также логистические ограничения на то, сколько еще нефти Саудовская Аравия может добывать и экспортировать. Текущая добыча нефти в Саудовской Аравии, составляющая 11 млн баррелей в сутки, возможно, уже приближается к своему максимуму, поскольку королевство часто не поддерживает такие высокие уровни добычи более нескольких недель подряд. Это означает, что визит Байдена в Саудовскую Аравию вряд ли приведет к каким-либо крупным прорывам в стремлении его администрации быстро стабилизировать мировые нефтяные рынки за счет увеличения объемов саудовского экспорта. Таким образом, Саудовская Аравия с большей долей вероятности будут придерживаться своих производственных целей по ОПЕК+, которые предполагают добровольные ограничения на добычу для поддержания высоких цен. В ответ на растущее давление с целью увеличения добычи и компенсации растущих цен мировые производители нефти в ОПЕК+ недавно одобрили план по увеличению добычи в августе на 648 000 баррелей в сутки. Это эффективно восстанавливает все производство, которое было сокращено в 2020 году из-за пандемии COVID-19. Заявления саудовских официальных лиц также подтвердили нежелание Эр-Рияда ставить под угрозу свой альянс по добыче нефти с Россией. В течение нескольких лет Саудовская Аравия заявляла, что ее производственные мощности имеют повышенный предел в 12,5 млрд баррелей в сутки. В середине мая Саудовская Аравия объявила, что намерена увеличить свои мощности по добыче нефти до более чем 13 млг баррелей в сутки к началу 2027 года — сроки, которые она вряд ли ускорит исключительно из-за Вашингтона.

Саудовская Аравия, со своей стороны, скорее всего, воспользуется этим визитом Байдена, чтобы оказать на него давление в отношении стратегии противодействия иранской агрессии и, в частности, ускоряющемуся ядерному прогрессу Тегерана. Недавние переговоры между мировыми державами о возобновлении иранской ядерной сделки 2015 года, официально известной как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), зашли в тупик и не показывают никаких признаков возобновления. Продолжающееся отсутствие прогресса увеличивает вероятность полного провала переговоров без заключения соглашения, ограничивающего ядерные разработки Ирана в обмен на смягчение санкций Соединенными Штатами. Неспособность Соединенных Штатов и их западных союзников противостоять растущему списку требований Ирана на переговорах по СВПД, а также невозможность удержать Тегеран от продолжения наращивания своей ядерной деятельности тем временем, несомненно, ослабила доверие Саудовской Аравии к тому, что Вашингтон может обеспечить то, чего хочет и в чем нуждается Эр-Рияд с точки зрения защиты от ядерного оружия. Чтобы справиться с растущим риском распространения иранского ядерного оружия, Саудовская Аравия уже начала брать дело в свои руки, проводя переговоры о деэскалации непосредственно с Тегераном. Череда связанных с Ираном нападений на саудовскую территорию в последние годы еще больше ослабил доверие Саудовской Аравии к способности и готовности Соединенных Штатов защищать интересы безопасности королевства. В 2019 году нападения на нефтяные объекты Saudi Aramco в Абкаике и Хураисе не вызвали какого-то решительного военного ответа США. С тех пор Вашингтон также мало что сделал для защиты Эр-Рияда (а также и ОАЭ — авт.) от обстрелов ракет и ударов беспилотников, нанесенных поддерживаемыми Ираном повстанцами-хоуситами из Йемена, которые лишь недавно замедлились в рамках  их соглашения с йеменским правительством о прекращении огня. В этой связи рискнем от себя отметим, что уход президента Йемена А,М.Хади и создание некого нового коллективного органа управления при поддержке КСА четко указывает на нынешний тренд Эр-Рияда в сторону достижения компромисса именно с Тегераном напрямую. То есть, Эр-Рияд планирует выстраивать отношения с Тегераном на примере эмиратской модели, которая подразумевает договоренность напрямую с иранцами, не полагаясь слишком на гарантии защиты со стороны США.

Вашингтон и Саудовская Аравия (а также ряд других ближневосточных стран) разделяют схожие опасения по поводу региональной гегемонии Ирана, а также баллистических ракет и ядерных программ Тегерана. Но неуверенные переговоры по иранской ядерной программе, переговоры  по интегрированной противовоздушной обороне и постоянный риск поддерживаемых Ираном нападений на Саудовскую Аравию (а также на других союзников США, таких как Объединенные Арабские Эмираты — авт.) выявили пределы возможностей Вашингтона защитить своих региональных партнеров от иранской агрессии. Одна из причин, по которой администрация Байдена настаивает на нормализации израильско-арабских отношений, заключается в том, что это может помочь наладить межрегиональные связи в области безопасности, которые в долгосрочной перспективе не зависят от Соединенных Штатов. Но такие перспективы все еще призрачны, и для их развития потребуются годы, а также потребуются политические сдвиги в странах с сильной оппозицией Израилю, таких как Ирак, Кувейт и Ливан.  Поездка Байдена, вероятно, будет включать в себя продвижение интегрированной системы противовоздушной обороны между Саудовской Аравией, Оманом, Кувейтом, Бахрейном, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами, Израилем, Ираком, Иорданией и Египтом, при этом Иран будет в центре внимания. План интегрированной противовоздушной обороны в регионе неоднократно появлялся в последние годы, но не имел большого успеха из-за многочисленных политических барьеров, включая враждебное отношение многих арабских стран к нормализации отношений с Израилем, а также опасений самого Израиля с точки зрения «утечки» своих технологических секретов. Сложность такого комплексного плана противовоздушной обороны является одной из причин, по которой Соединенные Штаты вряд ли сократят свое значительное военное присутствие в регионе, и почему правительству США по-прежнему приходится успокаивать своих ближневосточных партнеров относительно гарантий безопасности со стороны  США в случае нападения Ирана или иранских прокси. С подписанием «соглашений Авраама» 2020 года Израиль начал — под надзором США — процесс открытой нормализации отношений с двумя государствами Персидского залива: Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном. Соглашения якобы были направлены на углубление экономических, технологических и дипломатических связей. Но конечная цель Вашингтона — полностью интегрировать Израиль в региональный арабский «оборонительный» альянс против Ирана и его союзников на Ближнем Востоке. Конечный успех этой стратегии в принципиальной степени зависит от установления официальных связей между Израилем и Саудовской Аравией. Согласно отчету, опубликованному в прошлом месяце компанией Axios, Вашингтон намерен использовать визит Байдена в регион на этой неделе прежде всего для разработки «дорожной карты по нормализации» отношений между Израилем и Саудовской Аравией. Байден лично символизирует этот толчок, став первым президентом США, который вылетит прямо из Израиля в Саудовскую Аравию. Но, как отметили представители Белого дома 11 июля, нормализация отношений между двумя странами будет «долгим процессом». Основа такого военного альянса была заложена в начале прошлого года, когда Пентагон тихо реорганизовал свои структуры военного командования, чтобы перевести Израиль в Centcom, его Центральное командование на Ближнем Востоке. Затем, несколько месяцев назад, Centcom, как сообщается, впервые тайно принял глав израильских и саудовских вооруженных сил, а также представителей Катара, Египта, ОАЭ, Бахрейна и Иордании на саммите на Синайском полуострове в Египте. Там они, по-видимому, обсуждали более тесную координацию в области безопасности. Чтобы подчеркнуть растущий климат доверия, Байден, как ожидается, объявит о новом соглашении о безопасности с участием Саудовской Аравии в Тиранском проливе — входе в единственный порт Израиля на Красном море, Эйлат. Одним из главных стимулов для укрепления связей является новаторская военная технология Израиля. Сообщается, что Байдену покажут новую лазерную систему перехвата Iron Beam, новейшую из израильских систем противоракетной обороны, что крайне актуально для КСА.  Министр обороны Израиля Бени Ганц охарактеризовал то, что он называет молодым «Ближневосточным альянсом противовоздушной обороны», как «уже действующий», с разрабатываемыми совместными механизмами обмена разведданными и перехвата беспилотных летательных аппаратов и ракет. Арабские государства стали одними из крупнейших заказчиков израильских военных технологий, закупив за последние два года системы вооружений на сумму более 3 млрд  долларов. Американские утечки говорят, что Израиль лоббирует в Вашингтоне разрешение на продажу Iron Beam в ОАЭ и «вероятно, также в Саудовскую Аравию». Сообщается, что израильские официальные лица стремятся создать сеть радаров, систем обнаружения и перехвата, основанных на израильских технологиях и координируемых с американскими базами в регионе. Такая сеть не только поставила бы безопасность стран Персидского залива в зависимость от Израиля, но и дала бы Израилю более раннее предупреждение о нападениях. Этот альянс позволил бы Вашингтону — по крайней мере, в принципе — принимать менее непосредственное участие, освободив свои руки, чтобы сосредоточиться на том, что он характеризует как более серьезные «угрозы» со стороны России и Китая. Но полная интеграция будет очень непростой задачей. Пока король Сальман жив, саудовцы будут неохотно оформлять союз с Израилем в нарушение своего официального обязательства поставить нормализацию отношений в зависимость от признания Израилем палестинской государственности. Таким образом, наиболее вероятным треком для КСА и ОАЭ будет  баланс интересов. С одной стороны —  более тесное сотрудничество с Израилем в области ВТС прежде всего, а с другой —  наведение предварительных мостов с Тегераном с конечной целью выхода на долгий компромисс. Продолжающаяся жесткая линия Израиля, которая побудила администрацию Трампа разорвать ядерную сделку 2015 года с Ираном, может затруднить динамику на этом направлении.

Недавнее смягчение позиции США в отношении ситуации с правами человека в Саудовской Аравии также будет продемонстрировано во время визита Байдена. Интересно, что Байден снова все напутал и пожал во время визита в Израиль пожал руку Нетаньяху, а также Нафтали Беннету, который недавно ушел с поста премьер-министра Израиля. Он также пожал руку министру обороны Бени Ганцу. Позже в тот же день Байден был замечен делающим то же самое с другими израильскими официальными лицами во время посещения израильского мемориала «Яд ва-Шем». Рукопожатия, похоже, нарушили протокол, установленный Белым домом, в соответствии с которым президент США избегал рукопожатий с лидерами из-за мер предосторожности против коронавируса. Но самое главное — это усложняет планы, направленные на то, чтобы избежать политически и репутационно-дорогостоящей фотосессии Байдена, пожимающего руку наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду бен Сальману (МБС), которого он оскорбил при вступлении в должность. В официальном заявлении Белого дома права человека были определены в качестве основного направления ближневосточного турне Байдена. Но президент США вряд ли будет оказывать какое-либо реальное давление на Саудовскую Аравию (например, угрожая ввести санкции или прекратить продажу оружия) в отношении ее положения с правами человека как во время, так и после его предстоящей поездки. Байден пообещал сделать Саудовскую Аравию «изгоем» во время предвыборной кампании в 2020 году. Вскоре после вступления в должность его администрация также опубликовала ранее засекреченный отчет в феврале 2021 года, в котором публично обвинила наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана в убийстве журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году и ввела визовые запреты для 76 саудовцев, связанных с этим преступлением, в соответствии с новой так называемой «Политикой Хашогги». Но с тех пор Белый дом в значительной степени смягчил свою риторику в отношении Эр-Рияда и ослабил санкционное давление. Администрация Байдена также в настоящее время активно рассматривает возможность продажи оружия Саудовской Аравии после первоначального замораживания таких сделок в первые недели своего срока полномочий. Поездка Байдена в королевство является еще одним свидетельством этой смягченной позиции, поскольку визит президента США, который более открыто критиковал ситуацию с правами человека в Саудовской Аравии, поможет подтвердить международную легитимность наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана как лидера и фактического правителя КСА после убийство Хашогги. Таким образом, предстоящие встречи Байдена с наследным принцем и его отцом вряд ли приведут к санкциям или другим ответным мерам, которые помешали бы американо-саудовским коммерческим отношениям, включая продажу оружия.

Кроме того, визит высветит дилемму США между уменьшением своего присутствия на Ближнем Востоке и одновременным недопущением углубления отношений Саудовской Аравии с Китаем и Россией. На фоне напряженности в отношениях  с Соединенными Штатами в последние годы отношения Саудовской Аравии с Китаем и Россией укрепились. Это помешает Вашингтону в полной степени использовать свои связи с Эр-Риядом (и другими соседними странами) в качестве рычага давления на Москву и Пекин — особенно в то время, когда Соединенные Штаты пытаются сместить фокус своей безопасности с Ближнего Востока на сдерживание китайской экспансии в Азии и, совсем недавно, российской экспансии в Европе. Саудовская Аравия неуклонно углубляет свои экономические связи с Китаем, которые сосредоточены вокруг нефти и, все чаще, торгового и военного сотрудничества. Китай покупает около четверти экспорта нефти Саудовской Аравии, что примерно в три раза больше, чем закупают Соединенные Штаты. В недавней статье Байдена в Washington Post упоминалось, что Соединенным Штатам необходимо поддерживать прочные отношения на Ближнем Востоке, чтобы «поставить [Америку] в наилучшую возможную позицию, чтобы превзойти Китай» и «противостоять агрессии России». Но это не срабатывает пока по очень простой причине: арабы всегда, как истинные купцы, будут соблюдать свою выгоду и балансировать между центрами силы. Именно  по этой причине Саудовская Аравия не осудила решительно российское вторжение на Украину в начале этого года и продолжала прагматично работать с Россией по соглашению ОПЕК+ о добыче, что подрывает стратегию Белого дома по политической изоляции Москвы. Это расширяющееся сотрудничество с Россией и Китаем  укрепило способность Эр-Рияда противостоять санкциям США и другим тактикам давления, тем самым уменьшая влияние Вашингтона на королевство. Отсюда, кстати, и утечки  о  том, что КСА проявляет интерес к участию в БРИКС: в Эр-Рияде  усиливают свои позиции козыри накануне переговоров с Байденом.

Однако Саудовская Аравия в настоящее время сильно зависит от Соединенных Штатов, которые по-прежнему обеспечивают львиную долю импорта вооружений, на которые Эр-Рияд полагается для обеспечения своей безопасности. Привлечение большего количества западных (особенно американских) инвестиций также остается основным направлением стратегии диверсификации экономики королевства. Эта неизменная уверенность будет продемонстрирована во время предстоящего визита Байдена в Саудовскую Аравию, где его встретят с распростертыми объятиями, поскольку королевство стремится поддерживать дружеские отношения с его администрацией.