- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Значение сообщений о поставках в Россию иранских беспилотников в контексте визита Дж.Байдена в Израиль

В понедельник советник по национальной безопасности президента США Дж.Салливан сообщил, что, по имеющейся в распоряжении Белого дома информации, «иранское правительство готовится предоставить России до нескольких сотен БПЛА, включая БПЛА, способные нести вооружение, в ускоренном порядке». В дополнение к этому он отметил, что есть свидетельства возможности начала обучения российских военных использованию указанных дронов в текущем месяце. Уже в среду Дж.Байден прибыл в Израиль с первым официальным визитом в качестве президента США, одной из центральных тем которого была избрана иранская проблематика. Исходя из этого, появились предположения, что заявления по беспилотникам стали своего рода подготовительным этапом указанной поездки.

Может быть предложено несколько вариантов того, каким именно образом Вашингтон намеревается влиять на Иерусалим, а вместе с ним и Эр-Рияд посредством представления упомянутых сведений. Согласно одной из версий, планы ИРИ по поддержке России представляются ближневосточным партнерам США как декларирование четкой позиции в отношении ситуации на российско-украинском треке, а точнее, как сигнал однозначной поддержки Тегераном Москвы. Поскольку Кремль, следуя этой логике, оказывается на стороне израильских противников, то и Иерусалим должен отказаться от своего нейтралитета. В частности, как сообщили представители администрации США на брифинге для СМИ в четверг, в повестку дня встречи с Дж.Байдена с главой израильского правительства Я.Лапидом был включен вопрос «особых потребностей» Украины, которая незадолго до этого получила одобрение Министерства обороны ближневосточного государства на дополнительные поставки Киеву средств индивидуальной защиты и костюмов для разминирования.

По другой версии, наоборот, сообщения, поступающие из Вашингтона и Иерусалима в последние несколько дней, могут свидетельствовать как раз о принятии Соединенными Штатами израильского подхода к ИРИ, прежде всего, согласии с его глобальной опасностью, которая для США и их союзников обнаруживается теперь в косвенном вовлечении Ирана в происходящее на Украине. Подтверждением этого можно считать заявление Я.Лапида по итогам личной встречи с Дж.Байденом в четверг. В нем премьер-министр подчеркнул, что «ядерного Ирана не будет», ссылаясь на то, что «это угроза не только Израилю, но и всему миру», Также политик дополнительно отметил, что «обсуждались некоторые другие вопросы», судя по всему, прежде всего косвенно затрагивающие данную проблематику.

Следовательно, уже не Дж.Байден, а Я.Лапид приобретает дополнительные козыри в продвижении своей повестки. Однако необходимо учесть, что обнародование сведений о поставках иранских БПЛА в Россию все равно произошло из Белого дома, а значит, не исключено, что американская администрация в целом была готова отказаться от сдержанности в отношении ИРИ, способной привести к новой ядерной сделке, но просто ждала подходящего повода для того, чтобы пойти на столь неоднозначный шаг публично. Более того, подобная версия высказывалась еще до февраля текущего года, а значит, что в качестве причины отказа исправлять очередную «ошибку» Д.Трампа могли рассматриваться иные геополитические события.

Более того, здесь также присутствует определенный механизма побуждения Израиля к поставкам вооружений Украине. Кроется он в том, что если Москва станет пользоваться иранскими беспилотниками, то Киев должен получить израильские средства противодействия им, благодаря которым Иерусалим получит шанс отработать возможные сценарии атаки против себя, но не допуская угрозу к собственным границам. Кроме того, сближение Ирана и России в поставках вооружений в некоторой степени подается и как обострение риска для сохранения свободы действий  Израиля в САР, которое может быть ограничено уже в силу самого факта набирающего обороты взаимодействия Москвы и Тегерана. Вновь, следуя данной логике, Израилю становится более выгодным занять прозападные позиции. В свою очередь, взамен у ближневосточной страны есть шанс претендовать на модернизацию при помощи США собственной системы обороны, но с вероятным условием, что частью разработок  Иерусалим поделится с Киевом.

В целом сказанное свидетельствует о попытках США увязать экзистенциальную угрозу Израилю с ситуацией на российско-украинском треке, в отношении которой Иерусалиму удается соблюдать нейтралитет во многом в силу того, что она не имеет прямого отношения к его безопасности. Успешная реализация американской тактики способна сделать главного ближневосточного партнера США более прозападным при возможном сопутствующем учете ряда его ключевых опасений как в отношении ИРИ в частности, так и стратегического военного преимущества в регионе в целом. Не исключено, что схожие по смыслу аргументы будут представлены и КСА, что способно поддержать усилия по складыванию региональной антииранской коалиции.

Впрочем, как кажется, Израилю следовало бы учесть еще два весьма важных для него аспекта. Первый состоит в том, что цели и характер влияния Москвы и Тегерана в САР не идентичны, а потому российско-иранское сближение, даже если оно и происходит на одном треке, не обязательно повлечет за собой кардинальные трансформации на другом, в том числе в Сирии. Второй весомый фактор – турецкий. Президент Турции Р.Т.Эрдоган является третьей стороной в запланированном на ближайшее время трехстороннем саммите, где также примут участие главы Ирана и России. При этом Анкара по-прежнему остается весомым для США игроком, в том числе в контексте НАТО и Украины, который, однако, может позволить себе балансировать между Россией и Западом, и также продвигает в Сирии собственную повестку. Более того, если по схожей логике заподозрить Турцию в оказании косвенной поддержки регионального укрепления ИРИ, то придется отказаться и от достижений двусторонней нормализации, начатых Анкарой и Иерусалимом.