- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль и перспективы вступления Ирана в ШОС

На днях иранские источники сообщили о планируемом присоединении ИРИ к Шанхайской организации сотрудничества в качестве полноправного участника, тогда как с 2012 г. страна является там наблюдателем. Завершить все процедуры, по мнению посольства Исламской республики в КНР, будет возможно к саммиту ШОС в 2023 г. Внешнеполитическое ведомство Узбекистана со своей стороны подтвердило данную информацию, добавив, что на сентябрьской встрече организации в Самарканде представители Тегерана, как ожидается, подпишут меморандум об обязательствах, что уже будет свидетельствовать о повышении статуса. Данный шаг означает для Ирана возможность дополнительного расширенного взаимодействия с Россией, Китаем и республиками Центральной Азии, что способно заметно отразиться на интересах Израиля в регионе и во взаимоотношениях с ключевыми международными партнерами.

Одним из главных негативных эффектов для Иерусалима рискует оказаться повышение глобального влияния ИРИ и лично президента Э.Раиси, провозгласившего сближение с соседями одной из целей своей внешней политики. С одной стороны, это ведет к тому, что Тегеран постепенно избавляется от имиджа «изгоя». Подтверждается это, к примеру, тем, что параллельно Иран работает над вступлением в БРИКС. С другой стороны, полноценная интеграция в ШОС повысит устойчивость иранской экономики, а значит, и ее способность сдерживать негативное воздействие антииранских санкций. Как следствие, если США пойдут по пути усиления давления на иранский режим, он сможет с этим справится более эффективно. На долю ШОС, по оценкам израильских обозревателей, приходится до 28% мирового ВВП, при этом только за прошлый год не без влияния продвижения заявки ИРИ на полноправное участие иранский импорт из государств ШОС вырос на 41%, а экспорт – на 20%.

Следующий потенциально негативный эффект для Израиля в глобальных масштабах заключается в том, что одним из приоритетов Шанхайской организации сотрудничестве остается борьба с терроризмом. Примечательно, что о продвижении иранской заявки на полноправное членство в ШОС сообщил Узбекистан, который не только выступит в качестве принимающей стороны для сентябрьского саммита, но и является местом расположения постоянно действующей контртеррористической структуры организации. Израиль уже продемонстрировал, что всерьез опасается возможности исключения КСИР из перечня иностранных организаций, признанных США террористическими, поскольку такие трансформации существенно осложнят возможности Иерусалима использовать аргумент о глобальной иранской террористической угрозе. Совместная работа в рамках ШОС способна усилить указанные тенденции.

Наконец, серьезные риски для Израиля создаются в его сотрудничестве с государствами Центральной Азии. Так, 12 июля состоялось 9-е заседание казахстано-израильской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. На встрече министра туризма Израиля Й.Развозова с министром торговли и интеграции Казахстана Б.Султановым обсуждались перспективы экономического сотрудничества двух стран. Насущной проблемой для Иерусалима стали переговоры об импорте пшеницы и муки с целью повышения продовольственной безопасности ближневосточного государства с учетом текущей ситуации в мире. Однако практически в тот же период Казахстан сообщил о смягчении визового режима для граждан Ирана, посещающих республику с туристическими и деловыми целями, а в июне в рамках визита президента Казахстана К.-Ж.Токаева в Иран была открыта транзитная железная дорога из Казахстана через Туркменистан и Иран в Турцию, что является важным шагом для развития экспортной составляющей экономики центральноазиатской республики. Расширение взаимодействия на площадке ШОС способно придать новые импульсы сотрудничеству региона с ИРИ, что прямо противоречит израильским интересам в силу растущей конкуренции.

Таким образом, перспектива превращения Ирана в полноценного участника ШОС таит в себе значительные риски для Израиля, как экономического, так и политического характера. Сдержать негативные тенденции потенциально мог бы прогресс в заключении соглашения о свободной торговли между Израилем и ЕАЭС. Однако согласно данным Евразийской экономической комиссии, представленным в марте текущего года, было проведено 6 раундов консультаций, последний из которых – в 2020 г. Переговоров на 2022 г., если верить тому же источнику, запланировано не было, а под влиянием ситуации на российско-украинском треке тема была полностью оттеснена на второй план. Еще один израильский вектор сдерживания иранской экономической экспансии в Азии – соглашение о свободной торговле с Китаем. Работу на этом направлении Иерусалим и Пекин пообещали ускорить в апреле с тем, чтобы довести процесс до конца уже в текущем году. Подобные планы вызывали недовольство США ранее, а в новых реалиях расширение присутствия ИРИ в ШОС может стать для Вашингтона дополнительным аргументом, чтобы убедить своего главного ближневосточного партнера переориентироваться на другие рынки.