- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: выборы в Кнессет 25-го созыва. Часть 8

Конфликт интересов и другие нарушения

Конфликт интересов всегда преследовал израильских политиков, превращаясь порой в статьи уголовного кодекса о мошенничестве, о злоупотреблении доверием и о взяточничестве, что в итоге кончалось тюремным заключением.  Находился в заключении по этим статьям и бывший премьер-министр Эхуд Ольмерт, и бессменный лидер партии ШАС, бывший министр МВД Арье Дери и еще не один десяток министров и депутатов Кнессета.

Теоретически тюрьма светит и бывшему пример-министру Израиля, лидеру оппозиции Биньямину Нетаньяху. Несмотря на довольно большие успехи адвокатов в «Деле 4000», вероятность того, что его дела закончатся обвинительными приговорами и даже фактическим тюремным заключением, все еще высока.     

Конфликт интересов основа суда над Б.Нетаньяху

Противоречивые показания государственного свидетеля Шломо Фильбера по существенным вопросам, лежащим в основе обвинения, подорвали (но не до конца) шансы прокуратуры доказать взяточничество в «Деле 4000», но статьи о мошенничестве и злоупотреблении доверием все еще представляют реальную опасность для Нетаньяху.

Стандарт доказательной базы по этим статьям в суде значительно ниже, чем по взяточничеству. Будет достаточно самого факта, что, будучи министром связи, Нетаньяху занимался делами Шауля Аловича, с которым, по собственному признанию Нетаньяху, у него были дружеские отношения.

Что касается «Дела 1000» и «Дела 2000», рассмотрение которых находится еще в зачаточном состоянии, то там обвинения выглядят очень прочными, они подкреплены записями, свидетельскими показаниями и квитанциями. Этого может быть вполне достаточно, чтобы отправить Нетаньяху в 10-й отсек (VIP) тюрьмы «Маасиягу».[[i] [1]]

Приближаются пятые досрочные выборы и опросы выглядят очень оптимистично для Нетаньяху, поэтому уголовный процесс против него снова стал серьезной угрозой для будущего Израиля как современной демократии, основанной на взаимном контроле и разделении властей. В большинстве сценариев, в которых Нетаньяху формирует следующее правительство, ожидается, что его новая каденция начнется с принятия законов, которые изменят Израиль до неузнаваемости. При этом первой и главной мишенью будет Верховный суд (БАГАЦ).

Возможно, Нетаньяху попытается уволить юридическую советницу правительства, чтобы заменить ее покорной марионеткой, которая заморозит или аннулирует все обвинения против него. Возможно, он попробует заблокировать судебный процесс с помощью законодательства в Кнессете. Но препятствием для любого такого шага является конституционный надзор со стороны БАГАЦа. Остановить судебный процесс невозможно, пока в Израиле действует суд, который осуществляет надзор за деятельностью Кнессета и правительства. 

Куда привет страну конфликт интересов Нетаньяху?

Следует учитывать, что Нетаньяху придется также расплачиваться со своими союзниками и партнерами по коалиции из мессианско-каханистского крыла Бецалелем Смотричем и Итамаром Бен-Гвиром. Это может включать в себя имплементацию элементов иудейского религиозного права в израильскую юридическую систему, либо откровенно расистские законы, закрепляющие привилегии евреев над неевреями, в духе прошлых высказываний этих политиков.

Самым распространенным в Израиле является убеждение, что основная политическая борьба происходит между сторонниками Нетаньяху и его противниками. Публичная риторика действительно вызвана эмоциями, которые пробуждает у людей Нетаньяху, а также противоборством различных этно-религиозных секторов.

Но настоящий выбор здесь носит качественный характер. Как  отмечают политологи, вопрос не в том, будет ли Нетаньяху главой правительства. На самом деле вопрос в том, станет ли Израиль «нелиберальной демократией» в стиле Венгрии Виктора Орбана? Или чисто формальной демократией в стиле Турции при президенте Р.Т.Эрдогане?

Станет ли Израиль государством, где главным принципом правления является воля большинства, или же он останется государством, в котором права человека имеют ценность, а у любого гражданина есть адрес, куда он может обратиться, столкнувшись с несправедливостью и произволом? Предотвращение возвращения Нетаньяху к власти – это борьба против конституционного переворота, который переместит Израиль в позорный клуб полудемократий.

Правительство «сдерживания» Нетаньяху

«Правительство перемен» действительно было свежим веянием во всем, что касается поведения политических лидеров, не говоря уже об историческом участии арабской партии в правительственной коалиции. Но если говорить о прозрачности и борьбе с коррупцией, «правительство перемен» никаких перемен не принесло.

Массовое использование «норвежского закона», раздутое правительство, которое постоянно платило «выкуп» своенравным депутатам вроде Джиды Ринауи-Зоаби, пытаясь стабилизировать коалицию.

Все это является противоположностью того, что израильтяне желали бы видеть в местной культуре власти. Это бросается в глаза при подведении итогов деятельности правительства Яира Лапида и Нафтали Беннета.

Поэтому более правильным было бы название «правительство сдерживания Нетаньяху». Главная роль и основной вклад этого правительства заключались в том, чтобы остановить разрушение демократической системы, которую Нетаньяху угрожал уничтожить из-за суда над ним. Словом, им было не до морально-нравственных вопросов.

Лапид показал, что в вопросах чистоты власти он не сильно отличается от Нетаньяху, когда выступил против законопроекта о публикации деклараций об имуществе израильских политиков. Лапид заявил, что это сутяжничество и популизм. Лапид не сильно отличается от оригинальной версии Нетаньяху – до начала уголовных расследований против него. Тогда возле Нетаньяху крутились пара частных адвокатов, которые зарабатывали деньги на своей близости к правительству – Ицхак Молхо и Давид Шимрон.

Вокруг Лапида крутится мультимиллионер Гиллель Кобринский из Савьона. Так в чем же разница? Конечно, Кобринского не уличили в том, что он делает крупный бизнес с израильским государством, он всего лишь советник. Но сама политическая культура, позволяющая возводить в ранг близкого советника человека, который является частным бизнесменом, является здесь корнем зла. И Лапид не искоренил ее.

Внутрипартийный конфликт интересов

В основе любого конфликта специфическая ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

В принципе последние нескольо месяцев работы Кнессета прошли под знаком конфликта партийных интересов. В данном случаи депутаты голосовали против решения партий их избравших. В итоге ряд депутатов коалиции, что слева (МЕРЕЦ), что и справа («Ямина»), избравшиеся в Кнессет, по линии своей партии, имевшей свою идеологию и своего избирателя, вдруг решили продемонстрировать своё виденье партийного развития в нынешней ситуации.  Голосуя против решения коалиции или блокируя ее решения, они вдруг стали ссылаться на свое виденья процесса и мнение каких-то «своих» избирателей, которые не позволяют им голосовать против их совести.

Однако за красивыми словами о демократии и долге перед такими-то мифическими избирателями, явно прослеживалось желание, решить собственную проблему, путем попадания или в нужный список или на нужную должность.

В принципе все эти мельтешения депутатов в поисках легкой доли и привели к развалу Кнессета.

Конфликт интересов и другие нарушения

О министре финансов Авигдоре Либермане говорить особо не приходится. Буквально на этой неделе была публикация о том, что после заявления Беннета и Лапида о роспуске Кнессета он прекрасно проводил время в роскошном отеле в Иерусалиме в компании миллиардера Мартина Шлаффа.

Напомним, что в прошлом Либермана подозревали в получении взятки от этого человека. Недавно опубликованное соглашение с Либерманом о недопущении конфликта интересов еще раз подтвердило то, что было известно всем на основании его связей – он очень любит дружить с олигархами.

Среди его друзей и Барак Розен из компании по торговле недвижимостью Canada Israel, и крупный бизнесмен из горнодобывающей промышленности, находящийся в розыске в Великобритании и США Дан Гертлер, и миллиардер Михаил Черной.

Двое последних также фигурировали в деле Либермана о фиктивных компаниях, которое потом было закрыто. Но, согласно подозрениям, Либерман мог получать от них взятки. В список его друзей можно добавить известного дельца Исраэля Йегошуа, который был осужден по так называемому «делу НДИ» и получил исправительные работы.

Можно добавить и олигарха Владимира Гусинского. Вся эта «дружба» с олигархами никогда бы не существовала, если бы не высокое положение Либермана как политика, ведь он занимал министерские посты в большинстве правительств за последние 20 лет.

Одно из значительных назначений, которое Либерману удалось продвинуть за свой короткий срок на посту министра финансов, это начальник Управления государственных компаний. На эту должность была назначена Михаль Розенбаум, супруга Эли Камира, одного из самых приближенных к Либерману.

Это назначение стало возможным лишь после того, как гендиректор Минфина Рам Белинков подал в отставку при невыясненных обстоятельствах, в том числе он ушел с поста председателя комиссии по найму госслужащих, которая утверждала это назначение.

В прошлом году выяснилось, что Камир попросил 300 тысяч евро за услуги «стратегического советника» у Мики Ганора, инициатора взятки в «Деле 3000» (подлодки). Помощник Либермана Шарон Шалом встречался с Ганором и порекомендовал ему нанять Камира, чтобы продвинуть сделку с подлодками.

Мало кто обратил внимание, что в апреле Либерман странным образом слетал в Азербайджан, где он уже много лет разиает связи с правящей семьей, якобы для обсуждения сделки по импорту пшеницы в Израиль. Действительно, чем же еще должен заниматься министр финансов, если не лично торговать пшеницей?

Уходящая министр внутренних дел Айелет Шакед также не принесла новый дух перемен. Она продвигала ускоренный проект по строительству тысяч единиц жилья в комплексе «Глилот» и «не заметила», что решение приносит пользу, которую можно оценить в десятки миллионов шекелей, если не больше, одному из интересантов – владельцу земли, ее близкому другу Бараку Розену (да, тот самый Розен из соглашения Либермана о недопущении конфликта интересов). А недавно Шакед решила разделить муниципальные власти, чтобы у нее появились синекуры для раздачи своим приближенным.

При всем этом поведении, которое является прямым продолжением культуры власти Нетаньяху, многие делают скидку «правительству перемен» исключительно потому, что альтернативой ему было бы возвращение Нетаньяху к власти, что более ужасно. Возможно, это осознанный, но все же удручающий выбор.

[i] [2] https://www.themarker.com/opinion/2022-06-24/ty-article/.highlight/00000181-9141-dca5-a5c1-95c73cfa0000?dicbo=v2-a39d9d011d17dfa2e5c226a9071b19fb&utm_source=traffic.outbrain.com&utm_medium=referrer&utm_campaign=outbrain_organic [3]