- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Визит президента США Дж.Байдена в КСА как фактор, влияющий на ситуацию на нефтяном рынке

Цены на нефть выросли  утром 18 июля  на несколько процентных пунктов после того, как президент США Джо Байден вернулся из поездки в Саудовскую Аравию на выходных без твердого обещания производителей нефти из Персидского залива увеличить поставки. Цена на нефть марки Brent, мировой эталон нефти, выросла более чем на 4% до 105 долларов за баррель 18 июля  утром, вернув цену к отметке выше 100 долларов, где она оставалась почти половину этого года. Визит Байдена в Саудовскую Аравию, где он встретился с лидерами нескольких стран ОПЕК и другими региональными лидерами на саммите в Джидде, был расценен как попытка призвать Эр-Рияд увеличить добычу, чтобы снизить мировые цены на нефть. Однако представители администрации вынуждены были срочно преуменьшить свои требования в этой сфере прямо перед визитом Байдена, видимо уяснив в процессе предварительных подготовительных консультаций, что может случится публичный неприятный конфуз. На пресс-конференции 15 июля, находясь в Саудовской Аравии, Байден заявил журналистам, что ожидает принятия мер по снижению цен на нефть в ближайшие несколько недель, заявление, повторенное специальным координатором президента по международным энергетическим вопросам Амосом Хохштейном. «Основываясь на том, что мы услышали во время поездки, я уверен, что в ближайшие недели мы увидим еще несколько шагов в этом направлении. Есть дополнительные резервные мощности, есть место для увеличения производства», — заявил Хохштейн в воскресенье 17 июля в программе CBS «Лицом к нации». Тем не менее, чиновник из Министерства энергетики не уточнил, сколько у производителей свободных мощностей и готовы ли они их использовать, и когда они могут достичь более высокого уровня добычи. Эксперты в этой связи выражают сильные сомнения в технической возможности это сделать. По крайней мере, в среднесрочной перспективе.   Государственный министр иностранных дел КСА Адель аль-Джубейр также опроверг заявление Белого дома, заявив, что «речь идет не о соглашении, а о давней политике королевства, направленной на обеспечение достаточного предложения сырой нефти на рынках. Мы определяем, что в случае потенциального дефицита мы работаем над увеличением добычи сырой нефти с нашими партнерами по ОПЕК и партнерами по ОПЕК +». Цены на топливо в Соединенных Штатах упали с тех пор, как этим летом достигли более 5 долларов за галлон, но продолжают колебаться на уровне примерно на 40% выше, чем в это время в прошлом году. Тем не менее, Джаред Бернштейн, экономический советник Белого дома, заявил в понедельник, что он ожидает, что средние цены на топливо упадут ниже 4 долларов за галлон в некоторых местах по всей стране в ближайшие недели. «Мы считаем разумным ожидать, что больше заправочных станций снизят свои цены в ответ на снижение затрат на сырье», — сказал Бернштейн, которого цитирует Reuters. До визита Байдена Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты уже обязались увеличить добычу в ближайшие два месяца. В июне ОПЕК + — консорциум, состоящий из нефтедобывающего альянса стран, входящих в ОПЕК, а также России, — заявил, что увеличит добычу на 648 000 баррелей в день в июле, а затем снова в августе, что фактически сократит трехмесячный запланированный рост до двух месяцев. «Реальность такова, что вы вряд ли увидите что-то существенное в результате этого визита. ОПЕК + во главе с Саудовской Аравией и ОАЭ будут стремиться — особенно эти две страны — постепенно увеличивать поставки, и они расширяют свои собственные резервные мощности и хотят их использовать», — полагает  Абхи Раджендран, директор по исследованиям Energy Intelligence. Он также подчеркнул, что, хотя ОПЕК + стремится увеличить предложение за пределами потребностей США, она также стремится «сочетать это с неопределенной средой спроса», учитывая глобальный отток от нефти в сторону экологически чистых и возобновляемых источников энергии в долгосрочной перспективе. Но в любом случае, независимо от визита Байдена, ОПЕК + смотрит на перспективу, поскольку срок действия соглашения о добыче нефти истекает в сентябре. Соглашение, подписанное в апреле 2020 года, когда глобальная пандемия коронавируса привела к резкому падению цен на нефть из-за снижения спроса, было направлено на ограничение добычи нефти, затем последовало постепенное ежемесячное увеличение добычи для стабилизации рынка. Тем не менее, несмотря на новые, более высокие квоты, вводимые организацией, многим странам-членам не удавалось увеличить добычу. И эта картина наблюдается каждый месяц, то есть имеет хронический характер.  По словам Раджендрана, даже сейчас существует разрыв в 2,7 млн баррелей в день между тем, сколько страны производят, и их обещаниями. Но основной проблемой здесь является система. Раджендран предполагает, что ОПЕК + может разрешить «систему коллективных квот», которая позволила бы таким странам, как Саудовская Аравия и ОАЭ, наращивать добычу с большей скоростью, чтобы восполнить дефицит из отстающих стран: «Очевидно, что нынешняя система квот нарушена. И поэтому нынешняя структура сделки на самом деле не имеет большого смысла. Это то, о чем думает ОПЕК +, в любом случае, как думать о пути поставок в конце этого года и в 2023 году». При этом отметим, что практически никто из экспертов сейчас практически не принимает во внимание фактор нового витка пандемии коронавируса, которая сейчас набирает обороты и совсем неизвестно, какие последствия для мировой экономики в виде новых локдаунов она может принести.  По крайней мере, для Китая, который является крупнейшим потребителем углеводородов,  с учетом его политики «нулевой терпимости» эта тема очень актуальна.

К проведению очень взвешенной позиции по вопросу квот на добычу нефти КСА будет вынуждать не только интересы сохранения профицита своего бюджета, но и факт наращивания сотрудничества в рамках экспорта из России, как это не удивительно, все того же мазута. Сам этот факт свидетельствует о том, как сложны и не линейны схемы добычи и экспорта углеводродов. Саудовская Аравия, крупнейший в мире экспортер нефти, более чем удвоила импорт российского топлива в период с апреля по июнь, чтобы помочь своим электростанциям удовлетворить спрос на летний период и высвободить сырую нефть королевства для экспорта.  В связи с санкциями, введенными в отношении России из-за военной воперации на Украине, цена на российское топливо была снижена, чтобы привлечь покупателей. Данные, полученные с помощью системы отслеживания судов Refinitiv Eikon, показали, что Саудовская Аравия импортировала 647 000 тонн (48 000 баррелей в день) мазута из России через российские и эстонские порты в апреле-июне этого года по сравнению с 320 000 тонн за аналогичный период 2021 года. Саудовская Аравия — не единственная страна, которая воспользовалась льготным тарифом, несмотря на санкции. В мае импорт сырой нефти в Китай вырос на 55% по сравнению с предыдущим годом, при этом поставки составили почти 2 млн баррелей в сутки, что на четверть больше, чем 1,59 баррелей в сутки в апреле. Скидки позволили России заработать около 20 млрд долларов на экспорте нефти в мае. Увеличение продаж топлива после международных санкций иллюстрирует главную проблему, с которой сталкивается президент США Джо Байден, поскольку его администрация стремится изолировать Россию и сократить ее доходы от экспорта энергоносителей. Саудовская Аравия уже несколько лет импортирует российский мазут, который обычно достигает максимума, когда спрос на охлаждение возрастает с летними температурами. Некоторые города Саудовской Аравии находятся далеко от месторождений природного газа, которые могли бы обеспечить более чистое топливо для производства электроэнергии, а самом королевстве пока отсутствуют серьезные мощности по переработке природного газа. Объем сжигаемой сырой нефти составляет около 600 000 баррелей в сутки в летние месяцы и 300 000 баррелей в сутки в зимние месяцы, показывают данные и Саудовская Аравия в данном случае не одинока.  Согласно данным ship tracking, ближневосточный нефтяной хаб Фуджейра в Объединенных Арабских Эмиратах в этом году получил 1,17 млн тонн российского мазута по сравнению с 0,9 млн тонн за аналогичный период прошлого года.