- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Визит президента США Дж.Байдена на Ближний Восток: оценки в Израиле. Часть 4

Джо Байден 13 июля с. г. совершил свой десятый по счету и первый в качестве президента США визит в Израиль, c которого он начал свое четырехдневное ближневосточное турне. Проведя встречи с израильским руководством, он отправился в ПНА, после чего вылетел в Королевство Саудовская Аравия (КСА) для переговоров с его руководством и заседания на Саммите ССАГПЗ + 3 – с участием лидеров Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), к которым присоединились главы Египта, Иордании и Ирака.

С момента объявления о визите в Израиле испытывали определенные ожидания, пытались определить внесенные в повестку дня задачи и прогнозировали его итоги. В частности, генерал-майор в отставке Тамир Хайман (ставший управляющим директором Института исследований национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета после 34 лет службы в ЦАХАЛе, в том числе в качестве начальника Разведывательного управления) и Эльдад Шавит (старший научный сотрудник INSS, также имеющий за плечами продолжительную карьеру в разведывательном корпусе ЦАХАЛа и канцелярии премьер-министра) написали статью «Визит президента Байдена на Ближний Восток: рекомендации для Израиля»[i] [1].

Они исходили из того, что «решение [президента США] посетить Израиль, принятое несколько месяцев назад и до того, как Саудовская Аравия была добавлена в качестве еще одного пункта назначения, отражает в первую очередь его желание еще раз подчеркнуть свою исключительную личную приверженность Израилю и «усилить железобетонное стремление Соединенных Штатов обеспечить безопасность и процветание Израиля». Эксперты полагают, что «с точки зрения Байдена, важность визита заключается в самом его проведении и, следовательно, в его намерении совершить поездку, несмотря на политические события в самом Израиле».

Эксперты предположили, что «на встрече с палестинским руководством президент вновь подтвердит свою приверженность решению [палестино-израильского конфликта] на основе сосуществования двух государств», однако рассчитывать на политический прорыв они не советовали.

Вообще, «для Байдена визит в Израиль важен на личном уровне, тогда как его администрация придает большое значение успешным переговорам в Саудовской Аравии в рамках продвижения непосредственных интересов США: повлиять на цены на нефть, восстановить позиции Америки на Ближнем Востоке и расширить военное взаимодействие в регионе в противостоянии Ирану». Предполагалось, что «президент согласился на визит в Джидду после долгих размышлений и с учетом серьезной критики, в основном внутри самой Америки, в связи с твердой позицией Байдена в обвинении наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана в причастности к убийству журналиста Джамаля Хашогги. Однако складывающаяся геостратегическая реальность заставила администрацию отдать предпочтение реалистическому подходу, а не приверженности ценностям».

Т.Хайман и Э.Шавит отметили, что «глобальный экономический кризис, отчасти вызванный продолжающейся войной на Украине, напрямую влияет на Соединенные Штаты, в результате чего инфляция достигает новых высот и усиливает опасения по поводу серьезной рецессии. Промежуточные выборы в Конгресс в ноябре 2022 года и ощутимый риск потери демократического большинства усилили понимание в администрации необходимости изменения подхода, в том числе к стратегии на Ближнем Востоке, чтобы добиться нужного изменения цен на нефть». При этом эксперты остереглись заранее оценивать, «приведет ли это к изменению в приоритетах администрации США, а также ее готовности и способности инвестировать ресурсы в регион».

В INSS допустили, что в американо-саудовской повестке много вопросов, и вряд ли можно было их все урегулировать в ходе визита. Тем не менее, они определили следующие задачи, которые Белый дом намеревался решить в КСА:

— Добиться снижения цен на нефть путем четкого обязательства Саудовской Аравии увеличить добычу с течением времени, т.к. «по мнению администрации, такое обязательство, даже если оно в момент и не приведет к снижению цен, обеспечит стабильность, которая окажет положительное влияние в долгосрочной перспективе».

— Восстановить позиции США на Ближнем Востоке и убедить арабских лидеров, особенно в Персидском заливе, в том, что они могут рассчитывать на США как на своего главного союзника. Задача – изменить сложившееся за последний год представление о том, что США отстраняются от Ближнего Востока, т.к. это привело к повороту стран региона на восток, особенно в сторону Китая.

— Разработать план расширения сотрудничества со странами Персидского залива и другими арабскими государствами по иранскому вопросу в координации с Израилем насколько это возможно. По мнению экспертов, «в администрации США понимают, что в условиях призрачных перспектив возобновления ядерного соглашения с Ираном и продолжения развития иранской ядерной программы, страны региона ожидают от Вашингтона, что он представит им план действий, который защитит их интересы, даже в случае достижения ядерного соглашения». Предполагается, что Белый дом «также заинтересован в том, чтобы разделить с государствами региона бремя отношений с Ираном и не дать им действовать в направлениях, не соответствующих интересам США».

— Продвижение процесса нормализации отношений стран региона с еврейским государством, особенно между Саудовской Аравией и Израилем. Отмечается, что администрация США работает над созданием соответствующей «дорожной карты». В частности, высокопоставленные представители оборонных ведомств Израиля и КСА под эгидой Соединенных Штатов провели встречу в Египте, к тому же сообщалось о намерении Байдена в ходе визита в Королевство обсудить «концепцию комплексной противоракетной и военно-морской обороны». «Президенту важно, чтобы перед промежуточными выборами ему поставили в заслугу продвижение этой удачной политической меры», – отметили эксперты INSS.

Т.Хайман и Э.Шавит ожидали, что приезд Дж.Байдена в Израиль «станет важной вехой», которая «значительно усилит понимание в регионе и за его пределами того, что Соединенные Штаты продолжают поддерживать Израиль, и американское руководство привержено обеспечению его безопасности и благополучия». По их мнению, «такой посыл имеет особое значение в настоящее время, учитывая преобладающее ощущение, что администрация стремится отдалиться от региона». Эксперты исходили из того, что этот визит, несмотря на его в основном символический характер, станет продолжением длинной серии проведенных за последний год переговоров, которые указывают на направление политики администрации США и важность для нее продолжающегося на всех уровнях диалога с израильским правительством. «Израиль явно заинтересован в поддержании прагматизма и тесных дружеских отношений, которые характеризуют нынешнее взаимодействие, особенно в связи с тем, что администрация США старается не использовать разногласия как повод для критики. Со своей стороны, Израиль должен добиться того, чтобы ее поведение продолжалось в том же духе».

В INSS считают, что «осторожный диалог между Израилем и Соединенными Штатами за последний год позволил откровенно изложить даже противоположные позиции. Обе страны должны четко понимать общие и несовпадающие интересы. Способность преодолевать разногласия и формулировать совместную политику отвечает высшим интересам Израиля».

В этом контексте они рекомендуют лицам, принимающим решения в Израиле, «получить четкие представления об интересах и приоритетах администрации США, особенно в контексте конкуренции с Китаем и войны на Украине, и добиться того, чтобы израильская политика максимально их учитывала. Цель заключается в том, чтобы убедить администрацию США и Конгресс в том, что Израиль является союзником Соединенных Штатов не в меньшей степени, чем Соединенные Штаты – союзник Израиля».

Израильским экспертам было очевидно, что «Иран окажется в центре внимания визита президента в регион». Объясняется это тем, что, несмотря на возобновление переговоров по ядерному соглашению, далеко не факт, что они завершатся его подписанием. «В Белом доме осознают необходимость подготовки к реальности, когда соглашение так и не достигнуто, а Иран продолжает активную работу над своей ядерной программой. В этих условиях Израиль и Соединенные Штаты обязательно должны действовать сообща. Израильскому руководству вместе с американцами следует определить красные линии, а также политические, экономические и военные ответные меры в случае их нарушения. Крайне важно вместе с США проанализировать риски и возможности, если ядерное соглашение все-таки будет заключено».

Эксперты подчеркивали, что «визит Байдена в регион должен отражать стремление [США] к совместному [с Израилем] планированию кампании против Ирана. Даже если Израиль сможет развить способность к самостоятельным действиям, большое значение будет иметь усиление взаимодействия с США в оперативной сфере и поддержка Америкой израильских мер, отчасти в качестве рычага воздействия на Тегеран». По мнению израильских экспертов, «война на Украине доказала, что на международной арене существует нетерпимость к односторонней военной агрессии (а именно так сторонний наблюдатель воспримет любую военную операцию против Ирана)».

Отмечалось, что «независимо от того, произойдет ли возврат к ядерному соглашению с Ираном, визит президента Байдена в регион также призван усилить региональное взаимодействие в условиях продолжающихся усилий Ирана закрепиться во всем регионе и расширить [географию] использования ракет и БПЛА. В этом вопросе Израилю важно добиться от американцев постоянной поддержки проводимой ЦАХАЛом «кампании между войнами» и в координации с арабскими государствами обозначить президенту США ценность сохранения американского присутствия в Ираке и Сирии».

Таким образом, эксперты INSS ожидали от визита Байдена усиления тенденции к нормализации отношений между Израилем и арабскими странами в целом и Саудовской Аравией в частности. Они допускали, что «даже если шансы на создание регионального альянса по аналогии с НАТО невелики, разработка дорожной карты для укрепления отношений между Израилем и Саудовской Аравией будет иметь стратегическое значение для всех сторон». Израилю они рекомендовали «сосредоточится на выдвижении идей реализации тайных и официальных мер, которые помогли бы саудитам перейти Рубикон и приступить к развитию двусторонних отношений в удобном для них темпе». По их мнению, «достойным ответом на усилия президента Байдена стал бы прорыв в израильско-саудовских отношениях».

Стоит отметить, что накануне визита американского президента глава оппозиции Б.Нетаньяху в рамках своей предвыборной кампании заявил о намерении способствовать развитию мирных отношений Израиля с другими арабскими странами. В свою очередь Дж.Салливан подчеркнул, что «один из главных посылов визита Байдена заключается в том, что отношения между США и Израилем не зависят о того, кто сидит в том или ином кресле в Израиле»[ii] [2].

В целом, визит президента Байдена в Израиль и регион они рассматривали как «возможность укрепить национальную безопасность Израиля с помощью четкой и ясной демонстрации приверженности этому Соединенных Штатов». В изменившемся подходе администрации США к Саудовской Аравии, несмотря на то, что «это стало результатом новых международных обстоятельств», эксперты увидели «возможность для Израиля продемонстрировать свой потенциал в качестве актива и извлечь выгоду из возможностей, которые влечет за собой это изменение»[iii] [3].

[i] [4] President Biden’s Visit to the Middle East: Recommendations for Israel // INSS. 03.07.2022.  https://www.inss.org.il/publication/biden-visit-to-the-me/

[ii] [5] «פעם מאי יותר חזקים —  לישראל ב»ארה בין היחסים » :ג»בנתב נחת ביידן // Ynet. 13.07.2022. https://www.ynet.co.il/news/article/rygdbx2jc#autoplay

[iii] [6]President Biden’s Visit to the Middle East: Recommendations for Israel // INSS. 03.07.2022.  https://www.inss.org.il/publication/biden-visit-to-the-me/