- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О фактах недобросовестной конкуренции компании Uber в Турции

Согласно информации, практически одновременно опубликованной в Deutsche Welle Turkish[i] [1] и International Consortium of Investigative Journalists[ii] [2], компания Uber тайно лоббировала турецких чиновников и нанимала лоббистов с хорошими связями, чтобы легализовать свою деятельность в Турции, но, в конечном итоге, потерпела неудачу. Известно, что компания из Сан-Франциско вышла на турецкий рынок в 2014 году, воспользовавшись лазейкой в законодательстве, и медленно, но неуклонно увеличивала количество водителей с 3000 до более чем 10 000 к 2018 году, когда решение суда объявило обслуживание частных автомобилей Uber незаконным. Начиная с 2014 года, Uber использовала агрессивную лоббистскую деятельность для получения лицензии от турецких властей, связавшись с людьми, близкими к президенту Турции Р.Т. Эрдогану (тур. Recep Tayyip Erdoğan) и высокопоставленным министрам, таким как Али Бабаджан (тур. Ali Babacan) и Мехмет Шимшек (тур. Mehmet Şimşek), но сначала компания связалась с Джунейдом Запсу (тур. Cüneyd Zapsu), одним из основателей правящей Партии справедливости и развития (ПСР, тур. Adalet ve Kalkınma Partisi), у которого есть частная консультационная компания, оказывающая услуги по инвестициям в Турции.

Фирма Запсу в предложении от декабря 2014 года попросила Uber заплатить в общей сложности 150 000 долларов за три месяца работы, в ходе которых команда Запсу назначит 30 высокопоставленных турецких чиновников из Министерства внутренних дел, Министерства транспорта и Министерства финансов, владельцев такси и владельцев медиа-компаний для лоббирования. Фирма Запсу также заявила, что поможет Uber установить правильные каналы связи до и после выборов 2015 года. Uber, согласно документам, решил не нанимать Запсу из-за того, что он слишком дорог и теряет влияние в правительстве, и искал другие пути, например, пытался связаться с владельцем строительной компании Хасаном Гюрсоем (тур. Hasan Gürsoy), который дружит с Р.Т.Эрдоганом со школьных лет.

Руководители высшего звена заявили в сообщениях, что Х.Гюрсой интересуется тем, что делает Uber, и что он может убедить турецкое правительство игнорировать то, что оно делает в стране. Позже руководители Uber встретились с заместителем премьер-министра Али Бабаджаном (тур. Ali Babacan) и министром финансов Мехметом Шимшеком (тур. Mehmet Şimşek) в 2015 году. Турецкие руководители в своих заметках отметили, что М.Шимшек придерживался новаторских подходов и поддерживал выход Uber на турецкий рынок. Шимшек посоветовал им поговорить с налоговой службой Турции и пересмотреть закон о Twitter.

Однако Uber не удалось достичь своей цели стратегического партнерства с местными турецкими компаниями, так как многие местные фирмы отказались от сотрудничества, сославшись на напряженную политическую обстановку в стране в сентябре 2015 года и опасения со стороны таксистского лобби. Позже Uber за 35 000 долл. в месяц в течение трех месяцев для получения лицензии нанял фирму NT Consultancy, которой совместно управляют бывший посол Турции в Вашингтоне Намик Тан (тур. Namık Tan) и Эким Алптекин (тур. Ekim Alptekin), который тогда был главой Турецко-американской ассоциации бизнесменов[iii] [3].

Uber, согласно документам, также использовал турецкие СМИ, чтобы влиять на общественность, совершая специальные визиты в турецкие газеты, такие как Sabah и Hurriyet, которые освещали деятельность Uber в положительном свете.

В отличие от других городов, стамбульские водители не владеют собственными автомобилями – вместо этого 50 000 таксистов арендуют 17 395 авто, работающих посменно. Поясним, что когда Р.Т.Эрдоган был мэром Стамбула в 1990-х годах, в городе проживало около 8 млн человек. С тех пор население увеличилось вдвое, но количество доступных лицензий на такси не изменилось. Спрос создал картель богатых держателей лицензий: цена лицензии колеблется, сейчас составляет 2,6 млн лир. В результате отрасль имеет безжалостную репутацию. Многие владельцы лицензий остаются анонимными, используя брокеров для сдачи автомобилей в субаренду, а их профсоюз, который склоняется к правящей партии Р.Т.Эрдогана, имеет значительное влияние как в политически разделенном транспортном координационном центре Стамбула, так и в национальном Министерстве транспорта. Uber пытался выйти на стамбульский рынок в 2014 году, но был запрещен благодаря лоббированию со стороны профсоюза. Прокуратура предъявила обвинение главному должностному лицу Uber Turkey по причине недобросовестной конкуренции и потребовала тюремного заключения сроком до двух лет.

В Турции драки между «желтыми» таксистами и «нелегалами» – обычное дело; некоторые с использованием ножей и оружия становятся смертельными. Если клиентам посчастливилось найти такси, для них тоже часто бывает нелегко. Постоянные проблемы – сексуальные домогательства, расизм, завышение цен, грубость и небезопасное вождение. Получив в 2021 году рекордные 43000 жалоб на ненадлежащее поведение водителей, муниципалитет Стамбула активизировал усилия по реформированию городской службы такси.

В заключение отметим, что профсоюз владельцев такси, со своей стороны, заявляет, что усилия по реформированию должны быть сосредоточены на улучшении технологий для более эффективного использования такси, а не на увеличении количества автомобилей на турецких дорогах, что вызовет конкуренцию. Некоторые водители опасаются, что условия труда не улучшатся, независимо от того, кто за них отвечает: «Я езжу пять лет и ни разу не встретил владельца. Я просто плачу посуточную аренду в автоцентре. Они сплошная мафия. У нас нет социальной защиты. Это может сделать каждый, если вы так мало готовы зарабатывать. Они не проводят уголовных проверок. Это нехорошая работа. Мэр Стамбула Э.Имамоглу говорит, что передаст лицензии «компании», которой управляет город, так что, возможно, она просто заменит нынешних владельцев новыми владельцами. Лицензии должны принадлежать самим водителям такси»[iv] [4].

На данный момент муниципалитет решил продолжить создание собственной лицензионной системы параллельно с существующей. На данный момент он нанял 1000 водителей долмушей (общих микроавтобусов), которые потеряли бизнес из-за пандемии нового автопарка[v] [5].

[i] [6] https://www.dw.com/tr/uberfiles-uber-erdo%C4%9Fana-ula%C5%9Fmak-i%C3%A7in-kimlerle-g%C3%B6r%C3%BC%C5%9Ft%C3%BC/a-62421894

[ii] [7] https://www.icij.org/investigations/uber-files/uber-global-rise-lobbying-violence-technology/

[iii] [8] https://www.theguardian.com/world/2021/oct/10/istanbul-taxis-form-the-battleground-between-turkeys-erdogan-government-and-its-rivals-turkey-taxi

[iv] [9] https://www.hurriyet.com.tr/ekonomi/uber-sorusturmasinda-bilirkisi-haksiz-rekabet-olustu-41881286

[v] [10] https://www.bbc.com/turkce/articles/ce751gjlzrxo