- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецкой реакции на «зерновую сделку». Часть 3

22 июля с. г. в Стамбуле по результатам нескольких раундов 4-сторонних встреч между представителями России, Украины, Турции и ООН была заключена так называемая «зерновая сделка».

На церемонии подписания присутствовали генеральный секретарь ООН Антонио Гутерриш и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Подписантами «зернового соглашения» со стороны России и Украины стали министр обороны Сергей Шойгу и министр инфраструктуры Александр Кубраков соответственно. При этом сделка подписывалась в два этапа так, чтобы за столом одновременно не находились бы представители и Украины: на одном этапе за столом были представители России, Турции и ООН, на другом – Украины, Турции и ООН. Подписантом сделки со стороны Турции был министр национальной обороны Хулуси Акар.

Продолжаем рассматривать турецкую реакцию на это событие. Часть 2 нашей публикации доступна на сайте ИБВ по ссылке.

Напомним, что мы остановились том комментарии бывшего посла Турецкой Республики в Москве Халиля Акынджы о том, что Россию «нельзя принудить» к исполнению зерновой сделки, её можно лишь только «убедить» следовать ей. Что можно считать адекватным подходом с учетом хрупкости сделки во многих аспектах и со многих сторон, включая, в первую очередь, и сторону российскую.

Отметим появление, наконец, в турецких медиа текста соглашения подписанного между Турцией и Украиной под наблюдением со стороны Организации объединенных наций. Текст опубликованного в Турции соглашения – на английском языке, на нем содержатся подписи: министра инфраструктуры Украины Александра Кубракова, министра национальной обороны Хулуси Акара, и генерального секретаря ООН Антонио Гутерриша.

Далее приводится авторский перевод документа, который озаглавлен как «Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продуктов питания из Украинских портов».

Цитируем документ:

«

  1. Сторонами данной инициативы являются Турецкая Республика, Российская Федерация и Украина, как предложено Организацией Объединенных Наций.
  2. Это соглашение основано на соглашениях сторон Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, 1974, с дополнениями, (SOLAS), Положениями XI-2/11 и Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ISPS), Часть B, параграф 4.26.
  3. Целью данной Инициативы является обеспечение безопасной навигации для экспорта зерна и связанных продуктов питания и удобрений, включая аммиак из портов Одесса, Черноморск и Южный («украинские порты»).
  4. Стороны признают роль Генерального секретариата Организации объединенных наций в обеспечении дискуссий по Инициативе и просят о дальнейшем содействии в её реализации, о содействии гуманитарной миссии ООН, являющемся предметом её структур и мандатов.
  5. Для достижения цели этой Инициативы, и для обеспечения безопасной навигации судов, несущих зерно и продукты питания, Стороны договорились о нижеследующем:

Основные аспекты инициативы

  1. Эта Инициатива предполагает, что все Стороны предоставят максимальные гарантии безопасной и надежной среды для всех судов, вовлеченных в данную Инициативу. До начала операций, будет учреждена координирующая структура. Совместный координационный центр (СКЦ) будет учрежден в Стамбуле под патронажем Организации объединенных наций и будет включать представителей сторон и Организации объединенных наций. СКЦ будет осуществлять надзор и координацию этой Инициативы. Каждая Сторона и Организация объединенных наций будут представлены в СКЦ одним высокопоставленным руководителем и предварительно согласованным числом персонала.
  2. Инспекционные бригады будут созданы в Турции. Инспекционные бригады будут состоять из представителей всех Сторон и ООН. Судна будут осуществлять проход и входить в украинские порты в соответствии с графиком, утвержденным СКЦ, по результатам осмотра судов инспекционной бригадой. Главная ответственность инспекционных бригад будет заключаться в том, чтобы проверить отсутствие несогласованных грузов и персонала на судах, входящих или выходящих из украинских портов.
  3. Вся деятельность в территориальных водах Украины будет под властью и ответственностью Украины.

Стороны не будут предпринимать никаких атак против торговых судов и других гражданских судов и портовых сооружений, вовлеченных в данную Инициативу.

Если потребуется разминирование, тральщик другой страны, согласованный всеми Сторонами, расчистит подходы к украинским портам, по необходимости.

  1. Торговые суда будут предварительно зарегистрированы в СКЦ, верифицирующим их детали, подтверждающим их порт погрузки и поддерживающим тесную связь с портовыми властями. На протяжении своего перехода, суда будут находиться под техническим мониторингом. Суда будут следовать через морской гуманитарный коридор, согласованный всеми Сторонами. СКЦ подготовит и распространит подробный план операции и коммуникации, включая идентификацию безопасных гаваней и варианты медицинской помощи.
  2. С целью предотвращения любых провокаций и инцидентов, передвижения судов, проходящих морской гуманитарный коридор, будет находиться под удаленным мониторингом Сторон. Никакой военный корабль, самолет, беспилотный летательный аппарат (БПЛА) не может приблизиться к морскому гуманитарному коридору, ближе чем расстояние, согласованное СКЦ, без разрешения СКЦ и последующей консультации со всеми Сторонами.
  3. В случае любой подозрительной деятельности, несоблюдения правил этой операции или чрезвычайной ситуации на судне, проходящем через морской гуманитарный коридор, в зависимости от его локации, по запросу Стороны к СКЦ и по международному морскому праву, Стороны обеспечат необходимое содействие команде или осуществят проверку гарантий безопасности.
  4. Все торговые суда, принимающие участие в данной Инициативе, будут являться предметом проверки, осуществляемой Инспекционной бригадой в портах, определенных Турцией на выходе и входе в турецкие Проливы.
  5. Эта инициатива сохраняет свою силу в течение 120 дней после подписания всеми Сторонами и может быть продлена автоматически на тот же период времени, если одна из Сторон не уведомит другие о намерении аннулировать Инициативу, или изменить её.
  6. Ничто в настоящей Инициативе не будет рассматриваться как явный или подразумеваемый отказ от привилегий и иммунитетов Организации Объединенных Наций, и Стороны обеспечат, чтобы Инициатива не повлекла за собой каких-либо обязательств для Организации Объединенных Наций.

Заключено в Стамбуле 22 июля, 2022.

Подписано:

От Украины, министр инфраструктуры Алесандр Кубраков

От Республики Турция, министр национальной обороны Хулуси Акар

В присутствии:

От Организации объединенных наций, Антониу Гутерриш».

Итак, какую новую информацию можно почерпнуть из опубликованного документа, который связал Турцию и Украину? – Прежде всего, речь идет о том, что, по всей видимости, на 100% идентичный документ был подписан между Россией и Турцией. Таким образом, что эти два документа дополняют друг друга.

Как мы можем видеть, вопреки тому, что сообщалось ранее, Украина не будет заниматься разминированием. Более того, если такого плана работа потребуется, то к ней будет привлекаться тральщик (тральщики) «другой страны». Следует понимать так, что этим должны заниматься суда страны, не являющейся стороной соглашения – ни Украина, ни Россия и ни Турция. Хотя, как раз Турция на эту роль, вполне, должна подойти. По крайней мере, с украинской точки зрения.

Ключевая роль в процессе отводится Совместному координационному центру, учрежденному сторонами сделки с широким набором полномочий. На самом деле, ситуация развивается крайне динамично. СКЦ, по сообщениям турецких СМИ был учрежден уже 27 июля и провел свое первое заседание. Как сообщила турецкая пресса, первое судно из украинского порта, несущее зерно, отправится «скоро».

Цитируем информацию об этом, опубликованную изданием Daily Sabah:

«Штаб-квартира, которая будет координировать торговлю миллионами тонн зерна, вывезенного из Украины, была официально открыта в Стамбуле в среду после знаменательной сделки под руководством Организации Объединенных Наций на прошлой неделе, при этом ожидается, что первые партии отправятся из портов Черного моря в течение нескольких дней.

В прошлую пятницу Россия и Украина подписали идентичные соглашения с Организацией Объединенных Наций и Турцией в Стамбуле, направленные на обеспечение безопасных коридоров для судов, заходящих и выходящих из трех украинских черноморских портов, которые были заблокированы вторжением Москвы 24 февраля.

Совместный координационный центр (СКЦ) будет контролировать выходы из портов Одесса, Черноморск и Южный, в которых суда должны обходить мины, и проводить проверки заходящих судов на наличие оружия. Все суда проходят через турецкие воды.

«Обязанностью центра является обеспечение безопасной морской перевозки зерна и аналогичных продуктов питания для экспорта из Украины», — сказал министр обороны Турции Хулуси Акар, открывая штаб-квартиру.

Акар сообщил, что подготовка к выходу первых кораблей из украинских портов продолжается.

Официальные лица Украины, ООН и Турции выразили надежду, что первые суда отправятся из одного из черноморских портов через несколько дней. Но они также заявили, что для возобновления работы всех трех портов может потребоваться две недели.

Война нанесла ущерб мировой торговле, остановив более 100 судов во многих портах Украины.

Целью в ближайшие месяцы является получение более 20 миллионов тонн пшеницы и другого зерна из элеваторов в Украине и отправка их через Черное море миллионам бедных людей во всем мире, которые сталкиваются с голодом.

Выполнение плана, в том числе расписание движения судов по маршруту, будет контролироваться из центра, в котором работают представители всех сторон. В центре бок о бок будут работать 20 сотрудников из Украины, России, Турции и ООН.

«Сотрудники, работающие в этом центре, осознают, что на них смотрит весь мир», — сказал Акар журналистам в своем выступлении в Университете национальной обороны в центральном районе Стамбула Левент, где расположен СКЦ.

По словам министра, центр будет регистрировать и контролировать отход торговых судов через спутник, интернет и другие средства связи. Он добавил, что суда будут проверены совместными инспекционными группами в местах, признанных подходящими для погрузки в украинских портах, и по прибытии в порты Турции.

Он подчеркнул, что сделка будет действовать в течение 120 дней и будет продлеваться, если не будет иного требования со стороны какой-либо из сторон.

«Мы надеемся, что центр внесет максимально возможный вклад в гуманитарные нужды и мир».

Министр предупредил, что, если бы проблема зерна не была решена, это могло бы вызвать проблемы с безопасностью из-за голода и глобальной нелегальной миграции.

Акар сказал, что более 25 миллионов тонн зерна ожидают экспорта. «В настоящее время продолжается подготовка и планирование первых судов с зерном, которые отправятся из украинских портов».

Доставка пшеницы и других продуктов питания имеет решающее значение для украинских фермеров, у которых заканчиваются возможности хранения, когда они собирают урожай на своих полях. Это зерно жизненно важно для миллионов людей в Африке, некоторых частях Ближнего Востока и Южной Азии, которые уже сталкиваются с нехваткой продовольствия, а в некоторых случаях и с голодом.

Украина и Россия являются ключевыми мировыми поставщиками пшеницы, ячменя, кукурузы и подсолнечного масла, а боевые действия в Черноморском регионе, известном как «житница мира», приводят к росту цен на продовольствие, угрожают политической стабильности в развивающихся странах и ведут страны к запретить экспорт некоторых продуктов питания, что усугубляет кризис.

Москва отрицает свою ответственность за продовольственный кризис, обвиняя западные санкции в замедлении экспорта и Украину в минировании подходов к своим портам.

Что касается разминирования украинских портов, Акар сказал, что если будет необходимость, стороны будут действовать соответствующим образом, но добавил: «На данном этапе в разминировании нет необходимости».

По оценкам ООН, почти 50 миллионов человек во всем мире столкнулись с «острым голодом» как прямое следствие войны.

Цены на пшеницу резко упали через несколько часов после подписания зерновой сделки. Но сделка почти сразу оказалась под угрозой после того, как Россия в субботу утром, всего через 12 часов после церемонии подписания в Стамбуле, обстреляла крылатыми ракетами крупнейший в Украине порт Одессы.

И Москва, и Киев заявили, что будут продвигать соглашение, которое станет первым крупным дипломатическим прорывом в конфликте, который длится уже шестой месяц.

Но заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко заявил в среду, что сделка может сорваться, если препятствия для российского сельскохозяйственного экспорта не будут оперативно устранены, сообщает «Интерфакс».

Десятки грузовых судов начали готовиться к отплытию из трех черноморских портов после того, как они застряли в море на пять месяцев из-за продолжающихся столкновений.

Киев в среду (27 июля с.г. – прим.) сообщил, что работы в портах, предназначенных для экспорта зерна, возобновились.

«В связи с подписанием соглашения о разблокировании украинских портов для экспорта зерна возобновлена ​​работа в портах Одесса, Черноморск и Южный», — говорится в сообщении ВМС Украины в социальных сетях.

Украина заявила в понедельник (25 июля с.г. – прим.), что некоторые экспортные поставки могут возобновиться уже «на этой неделе».

В своем заявлении военно-морского флота говорится, что, когда экспорт возобновится, грузовые суда будут сопровождаться в порты и обратно.

«Заход и выход судов в морские порты будет осуществляться путем формирования каравана, который будет сопровождать головное судно», — говорится в сообщении, добавив, что безопасные маршруты еще определяются.

Официальный представитель Турции заявил, что все детали относительно отплытия кораблей были проработаны, включая безопасный маршрут, который не потребует разминирования морских судов.

«Это займет не более нескольких дней. Похоже, на этой неделе будет отгружено первое зерно и состоится его вывоз из Украины», — сказал чиновник, пожелавший остаться неназванным.

Член НАТО Турция гордится тем, что может поддерживать открытые дипломатические отношения как с Москвой, так и с Киевом на протяжении всего конфликта.

Сделка была заключена всего через несколько дней после того, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обсудил Украину со своим российским коллегой Владимиром Путиным в Тегеране.

Эрдоган должен снова встретиться с Путиным на Черноморской резиденции российского лидера в Сочи 5 августа.

Но Анкара также выступила со взвешенной критикой удара России по Одессе. «Атака в Одессе обеспокоила всех. Мы тоже волновались», — сказал министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в онлайн-интервью в среду.

«В конце концов, это не было нападением, которое могло бы заблокировать работу гавани. Но такие атаки не должны повторяться. Мы надеемся, что соглашение может работать без каких-либо проблем»».

Итак, следует резюмировать, что Турция стремительно развивает тот дипломатический успех, который она достигла заключением «зерновой сделки». Открытие СКЦ в Стамбуле – это ещё один важный шаг, фиксирующий турецкую роль в процессе.

[1]

[2]